Священная достопримечательность Китая и Тибета, Монастырь Пангпхуг в Кхаме (Восточный Тибет, южнее города Литанг и аэропорта Даочен Ядинг) известен как один из главных монастырей, основанных Первым Кармапой (верховным ламой) Дюсум Кхьенпа (1110-1193), одним из четырех главных учеников мастера Гампопы и основателем тибетской традиции Карма Кагью.
За свою 84-летнюю жизнь Дюсум Кхьенпа основал множество монастырей в разных районах Тибета. Известны пять основных таких мест, символизирующие его тело, речь, ум, качества и активность:
Tölung Tshurphu (Цурпху, недалеко от Лхасы) — центр Тела.
Karma Lhateng (Карма Гён, южнее Нангчена) — центр Речи.
Kampo Gangra (Кампо Ненанг, между Литангом и Батангом) — центр Ума.
Khawa Karpo (священная гора Кава Карпо на границе провинции Юннань и ТАР) — центр Качеств.
Lingthang Pangphug (Пангпхуг) — центр Активности.
Дюсум Кхьенпа основал монастырь Пангппхуг в год Земли (1169), когда ему было 60 лет. Говорят, что первый Кармапа жил в этом монастыре около 20 лет. В то время было 125 Ретритных Центров (центров отшельничества) по всему Тибету, и только 13 сохранились и действуют сегодня.
Над монастырём у озера Мачен есть место защитника Дордже Гьялцена, которого третий Кармапа, Ранджунг Дордже (1284-1339), покорил и назначил вкачестве защитника этой местности. Дордже Гьялцен узнаваем с руками сложенными у сердца в знак преданности Трем Драгоценностям (Будда, Дхарма, Сангха). В своей гневной форме он держит килаю (ритуальный кинжал) у пояса и зовется «могущественным нагой». Здесь третий Кармапа, Ранджунг Дордже также оставил свой след в скале и проявил большое сочувствие, чтобы созрели условия для достижения Освобождения людей в этой области.
Есть ясные доказательства, что третий Кармапа, Ранджунг Дордже, посетил монастырь. В соседних монастырях Чагра и Тенжен, есть статуи шестого Кармапы, Тонгва Дондена и девятого Кармапы, Ванчуга Дордже, что указывает на то, что они тоже могли посещать монастырь Пангпхуг.
Седьмой Кармапа, Чёдрак Гьяцо (1454-1506) пришел и благословил Пангпхуг, построив центр отшельничества Дечен Линг. От этого многие практикующие получили большую пользу. Есть также много символов благословения седьмого Кармапы, такие как отпечаток ступни на стене, его знаменитый трон Дхармы, а также руины летнего ретритного центра, часть которого все еще используется сегодня. Седьмой Кармапа провёл здесь семь лет.
Восьмой Кармапа, Микьё Дордже (1507-1554) посетил монастырь и отдал дань уважения знаменитой говорящей статуе первого Кармапы Дюсум Кхьенпа и в то время имел видение первого Кармапы. Когда десятый Кармапа, Чойинг Дордже (1604-1674),посещал эти места он совершал чудеса и создал несколько горячих лечебных источников в соседнем регионе Choying Khog, чтобы помочь больным людям.
Когда пятнадцатому Кармапе, Кахьябу Дордже (1871-1922) было 14 лет, почти полностью сгорел главный храм монастыря. По завершении ремонта Кахьябу Дордже было предложено провести церемонию благословения новой комнаты для реликвий. Он принял эту просьбу, и в назначенный день, со своего трона в монастыре Цурпху (на очень большом расстоянии от монастыря Пангпхуг, в центральном Тибете), сделал рисунок с планом Пангпхуга и провёл церемонию.
Как бы играя в игру, Кармапа бросил ароматный белый рис на рисунок. В это же время в Пангпуге на небе собрались большие тучи из которых в качестве подношений как дождь лился золотой рис, который шел как на открытом воздухе, так и в помещении. Все присутствующие были крайне поражены этим фактом. Позже пятнадцатый Кармапа посетил Пангпхуг лично и открыл ранее неизвестный образ Дусума Кьенпы перед камнем, ниже которого он создал источник долгой жизни.
В монастыре есть две главные реликвии. Первая – это статуя Первого Кармапы, сделанная им самим. Нижнюю часть статуи он слепил из глины, а верхняя сама появилась во время его медитации.
Также где-то под статуей хранится «водная» ца-ца, сделанная Кармапой в знак победы над элементалями. Но посетителям монастыря её показывают по большим праздникам. Есть также окаменевшая торма, на которой оставил отпечаток мул, на котором скачет Великая Мать Палден Лхамо.
Очень интересные фрески и драпировки на стенах. Например, копия фрески из монастыря Карма Гён с предсказанием великого тертона Чогьюра Лингпы о двадцать одном Кармапе. Ещё картина с Восьмым Кармапой и иллюстрация практики «Подношение Ламе».
В окрестностях монастыря в горах можно также найти пещеру Кармапы, где находится изображение Миларепы и его тантрической подруги Защитницы Церингмы.
Из пещеры открываются прекрасные виды на долину реки Даоченг.