Святые места Тибета, часть 22: Монастырь Дрикунг Тил

Основная резиденция традиции Дрикунг, монастырь Дрикунг Тил (тиб. འབྲི་གུང་མིལ་, кит. 直贡梯寺) расположен на выступе в скале, которая принадлежит горному хребту в долине Шоронг, расположенной в 120 километрах к северо-востоку от Лхасы. Легенда о происхождении названия монастыря гласит, что в 1179 году основатель линии Дрикунг Кагью Кьобпа Джигтен Сумгон следовал за дри (самкой яка), и на месте, где она остановилась прилечь, он и решил построить монастырь, где до сих пор хранятся рога этого животного.

Дрикунг Тил, история развития монастыря

Из исторических хроник известно, что местные земли принадлежали министру короля Сонгцена Гампо – Дри Серу Гунгтону, в честь которого была названа провинция и монастырь, полное название которого Дрикунг Тил Огмин Джангчублинг. Монастырь был построен на месте небольшой обители, основанной в 1167 году безграмотным отшельником Миньяком Гомрингом.

В 13 веке Дрикунг Тил стал важным политическим центром и являлся одним из главных конкурентов школы Сакья во времена правления монгольской династии Юань. Монастырь подвергался военному вторжению на фоне борьбы за власть между оппозиционными монгольскими группами Тибета и был разорен. В истории этот конфликт был назван войной между Дрикунг и Сакья, однако фактически это была попытка местных тибетских властей восстать против правящего режима Хубилай Хана (1215-1294). Позднее при 9-ом Ринпоче, Чуньи Дордже Ринчене и при поддержке императора и линии Сакьяпа Дрикунг Тил был восстановлен, но его значительное влияние было не вернуть. Тем не менее, во времена правления династии Минь (1368-1644) монастырь стал важным посредником в отношениях между Тибетом и Китаем.

Во время Культурной Революции монастырь был покинут и разрушен. До этого времени в Дрикунг Тиле проживало около 400 монахов, 60 йогинов, занимавшихся медитативными практиками, 6 лам и 8 лам-перерожденцев. В 1983 году началась реконструкция монастыря. В наши дни в монастыре проживают чуть более 200 монахов.

Также интересно:  Наньюэ Хэншань, священные горы Юга

С самого начала Дрикунг Тил был и до сих пор является одним из самых значительных тантрических образовательных и ретритных центров Кагью. Вплоть до 19 века особое внимание в монастыре уделялось ритуалам, практике и религиозным танцам. Кьобпа Джигтен Ринпоче подчеркивал, что последователи его линии должны придерживаться воззрения Махамудры и в поведении соответствовать высоким этическим принципам, обладая при этом самодисциплиной. Впоследствии монашеская дисциплина в монастыре отличалась особенной строгостью.

Монастырь Дрикунг Тил, достопримечательности и святыни

К основному храму Цуглахканг примыкает большая терраса, построенная на каменном парапете высотой в двадцать метров. На этой терассе Джигтен Сумгон и многие, кто сменил его на троне Дрикунг, давали учения монахам, в зимнее время будучи одетыми только в легкую хлопковую накидку. На горном хребте то тут, то там раскиданы маленькие строения, сельские хижины, служащие для медитаций практиков из восточных и западных школ. Строения, расположенные на разных уровнях, соединены крутыми каменными ступенями и в некоторых случаях деревянными лестницами. Святыни и реликвии, которые хранились в не менее чем пятнадцати храмах монастыря в древние времена (семь из них впоследствии были реконструированы) свидетельствуют о былой известности монастыря Дрикунг Тил. Самой известной залой из Лхакангов является так называемый Золотой Храм (gser khang), заполненный удивительными статуями и ступами. Центральное место в Золотом Храме занимает статуя Джигтена Сумгона, отлитая из золота и меди и наполненная различными реликвиями и драгоценностями.

Третья зала содержит еще одну очень известную статую Джигтена Сумгона. История гласит, что однажды Джигтен Сумгон очень разозлился на своих монахов. и покинул монастырь, чтобы совершить уединенный ретрит в пещере Цауг (tsha ‘ug dpal gyi nags khrod). Это было в те времена, когда слава о Джигтене Сумгоне распространилась по всему Тибету и у него уже было 180000 учеников. Ученики умоляли его вернуться и приходили поднести многочисленные хадаки. В конце концов, все поднесенные белые шелковые шарфы были сожжены и пепел был смешан с драгоценными камнями. Из получившейся смеси была сделана статуя, изображающая Джигтена Сумгона, которую назвали Даркума. Позднее эта статуя приобрела большую известность.

Также интересно:  Святые места Тибета, часть 26: Монастырь Гонлунг

Знаменитый трон Джигтена Сумгона находится в четвертой зале Лхаканг, на стенах которой находятся портреты лам линии Кагью, изображения йидамов и защитников. К зале прилегает еще один зал для собраний, перед которым располагается Нела Йелтанг (gnas bla gyel thang), место для проведения пудж и учений, которые проводят ламы и Ринпоче. Согласно предсказанию Джигтена Сумгона, тот, чьи стопы окажутся в этом месте, уже не переродится в низших мирах.

Седьмая зала, храм Ачи Кордсо, являлась сокровищницей монастыря. Только раз в течение жизни держателя линии во время церемонии возведения его на трон, храм открывался. Вместо деревянных балок крышу поддерживали старинные мушкеты, а сама зала была заполнена колоссальным количеством невероятных сокровищ, некоторые из которых, как считается, принадлежали королю Гесару. Все эти сокровища исчезли из Ачи Кордсо после 1959 года.

Десятая и одинадцатая зала Лхаканг относятся к многочисленным медитационным помещениям, которые раскиданы вокруг центрального строения. В двенадцатой зале, Большом Новом Доме (khang gsar chen mo), помимо прочих реликвий, хранится знаменитая статуя Джигтена Сумгона с отпечатком зуба. Здесь также находятся рога дри, животного, определившего место, где и был построен монастырь.

В 15 веке в последней зале Лхаканг находились различные похоронные ступы (gdung rten mchod rten), в которых были спрятаны реликвии держателей трона, среди них особенно красивые, принадлежащие Пеме Гьялцену, четвертому Четсангу Ринпоче (1770-1826). Здесь также хранятся драгоценные костюмы для танцев мистерии Чам.

Дрикунг Тил, монастырь, основанный Кьобпа Джигтеном Сумгоном, гордость линии Дрикунг, был разграблен и разрушен до и во время культурной революции. Практически все прекрасные статуи, ступы, тханки, древние манускрипты и другие объекты Дхармы были украдены или уничтожены, за некоторыми исключениями. Несколько небольших статуй были спрятаны во время массовых волнений. Сегодня их можно увидеть в стенах заново отстроенных зданий монастыря, куда постепенно вернулась духовная жизнь. Реконструкция зала собраний и Золотого Храма, построенного на прежней платформе, считается особенно важным событием для монастыря.

Также интересно:  Торговцы магией, часть 2: Супермаркет вуду

На западном склоне горы, на которой расположен монастырь Дрикунг Тил, находится Дрикунг Дурто (‘bri gung dur khrod), знаменитое небесное кладбище, которое известно не меньше, чем одна из восьми индийских кладбищенских земель — кладбище Шитавана, что возле Бодхгая. До сих пор по традиции сюда привозят тела умерших из отдаленных уголков Тибета с тем, чтобы в соответствии с ритуалом джха-тор расчленить и скормить грифам в Дрикунг Дурто. Согласно легенде, Шитавана соединяется с Дрикунг Дурто радугой. Считается, что отпечаток когтей грифа на камне в Дрикунг Дурто принадлежит защитнику Шитаваны. Часть границы вокруг этого места, вдоль которой построены ступы и лхаканги, выложена булыжниками в виде мандалы Чакрасамвары (‘khor lo bde mchog). Здесь также находится самовозникший камень с мантрами мани и ступа, где место трона Джигтена Сумгона отмечено отпечатком его ступни в камне.

Каждые 12 лет, в год Обезьяны, в монастыре Дрикунг Тил проводили крупный фестиваль Пова Ченмо, на который стекалось множество тибетских паломников. Проведение фестиваля было запрещено китайскими властями после 1959 года. Но в 1992 и 2004 годах было разрешено провести фестиваль, на котором собралось более 100 тысяч людей. Следующий фестиваль состоится в 2028 году (по решению властей).

Китай, карта расположения монастыря Дрикунг Тил в Тибете

Похожие статьи

Добавить комментарий