Великие храмы империи Чола: Брахадишвара, Айраватешвара и Гангайкондачолишварам

Храм Брахадишвара в Танджавуре

Танджавур — один из древнейших городов Южной Индии. Его расцвет приходится на IX—XII века, когда он являлся столицей могущественной империи Чола. В XVII веке Танджавур стал столицей одноименного княжества в составе Маратхского государства.

С середины XVII столетия этим княжеством правили махараджи — потомки принца Экоджи, брата основателя Маратхского государства полководца Шиваджи. Танджавурское княжество было ликвидировано англичанами в 1855 году.

Сегодняшний Танджавур — административный центр дистрикта (округа) в юго-восточном индийском штате Тамилнаду. Высоко над древним городом возвышается величественная архитектурная и историческая достопримечательность ИндииВеликий храм Брахадишвара (Брахадисвара) (иначе именуемый Раджараджесвара), главная достопримечательность города.

Его сложенный из розоватого камня гопурам — традиционная для южноиндийских храмов пирамидальная башня, покрытая каменным узором — поднимается в высоту на 60 м и царит над городскими улицами, плоскими крышами домов и дворцом бывших правителей Танджавура.

Храм Брахадисвара, история возведения

Великий храм посвящен богу Шиве и воздвигнут по приказу Раджараджи — одного из правителей империи Чолов, во времена которого были покорены северная часть Цейлона и некоторые районы Бенгалии, а государство Чолов достигло вершины своего могущества.

Строительство храма было начато около 985 года, а завершено в 1009 году (по другим сведениям — в 1012 г.). Его создание — одно из самых выдающихся достижений искусства эпохи Чолов.

Рядом с храмом были построены две новые улицы — специально для храмовых танцовщиц, знавших древнее искусство танца «бхаратнатьям». Помимо танцев в Танджавуре зародился новый тип музыки — «карнатикский». В Великом храме и сегодня продолжают устраивать концерты карнатикской музыки в исполнении лучших музыкантов.

Императоры династии Чолов дарили храму золото, украшения, драгоценные камни, земли и деревни. До сих пор Брахадисвара является одним из самых богатых храмов юга Индии. В его подземельях сохраняются сокровища начиная еще со времен империи Чолов.

Также интересно:  Люди с двумя душами, часть 1: Хиджра, фаафафине, бердаши

И последующие правители Танджавура — императоры Виджаянагара, наяки Мадураи, маратхские махараджи — щедро одаряли Великий храм. Это считалось и продолжает считаться богоугодным делом. Сокровища Великого храма — тайна за семью печатями. Жрецы никому не показывают их, и в сокровищницы не допускается никто из посторонних.

Храм Брахадисвара, архитектура и достопримечательности

В облике храма яркое выражение нашло могущество государства Чолов. Храм окружают две стены, внешняя и внутренняя, с контрфорсами и бастионами. Некогда это была одна из сильнейших крепостей Южной Индии. Вдоль внешней стены храма тянется ров, наполненный водой.

Оборонительные сооружения храма дополняет высокий вал. Мост, перекинутый через ров, и каменные ворота выводят на просторный открытый двор, вымощенный камнем и окруженный невысокими постройками.

Парапет внутренней стены украшен многочисленными фигурками танцовщиц, вырезанными из камня. Их застывшие в камне движения полны изящества и экспрессии. Не образы ли это тех самых храмовых танцовщиц, живших некогда у стен Великого храма?

Розовато-серый пирамидальный гопурам храма исполнен монументальности и неколебимой мощи. Его строгий облик подчеркивается ритмичным повторением и чередованием архитектурных деталей, делящих башню на тринадцать ярусов, но эти детали не нарушают общей пирамидальной формы башни.

Прямоугольный нижний ярус гопурама, служащий пьедесталом для всего сооружения, покрыт каменной резьбой и скульптурой. Статуи, многие из которых достигают грандиозных размеров, установлены в неглубоких нишах. На первом месте, конечно, многочисленные статуи танцующего бога Шивы, его супруги Парвати и других богов индийского пантеона.

Также в храме установлено две с половиной сотни лингамов и огромная статуя Нанди – быка Шивы. Считается, что это самый большой Нанди в Индии.

За ними идет бесконечная череда божеств помельче, мифологических героев, императоров и танцовщиц. В этом шествии каменных фигур можно увидеть фигуру… европейца! Кто он, этот загадочный путешественник, попавший в Индию IХ столетия? Известно, что империя Чолов имела тесные связи с Европой, и какие-то европейцы время от времени появлялись при дворе императоров.

Также интересно:  Венский собор Святого Стефана, средневековый памятник Австрии

Так, в 883-м или 884 году в Индию по поручению английского короля Альфреда Великого отправился епископ Сигельм Шерборнский. «Возвратясь из Индии, он поразил своих соотечественников вывезенными оттуда диковинными драгоценными каменьями и благовониями», — сообщает английский хронист XII века Вильгельм Мальмсберийский. Епископ Сигельм налаживал связи с индийскими христианами, чьи общины появились в Южной Индии еще в IV—V веках, а то и ранее.

По традиции основателем первой христианской общины в Индии считается апостол Фома, прибывший сюда в 52 году н.э., по имени которого индийских христиан в Средневековье часто называли «фомистами». Стремление установить прочный контакт с единоверцами не раз побуждало духовных и светских владык Европы направлять в Индию своих посланцев. Возможно, о раннесредневековых христианских миссиях могли бы поведать старинные рукописи, хранящиеся в храме Брахадисвара. Большинство из них до сих пор не прочитано.

Внутренние стены Великого храма украшают древние фрески времен империи Чолов. Они напоминают фрески пещерных храмов Аджанты, в них преобладают те же тона — коричневые, белые, желтые, зеленые.

Краски на некоторых фресках осыпались и потускнели от древности, вдобавок полумрак зала приглушает их яркие тона, но линия рисунка остается четкой и выразительной.

На фресках изображены застывшие в стремительном движении танцующие «девадаси» — храмовые танцовщицы, напоминающие летящих богинь; погруженные в раздумья, аскетичные древние мудрецы — риши; пышно одетые императоры династии Чолов в высоких тиарах.

Великий храм Брахадисвара в Танджавуре — один из крупнейших южноиндийских храмов. Наряду с храмами Гангайкондачолишварам и Айраватешвары в городе Дарасурам он включен в список объектов всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО в составе группы Великие храмы Чола.

Айраватешвара, храм белого слона

Храм Айраватешвары – основной памятник архитектуры, принесший широкую известность храмовому комплексу Дарасурам в окрестностях города Ченнай, штата Тамилнаду в Южной Индии. Он не так хорошо сохранился, как другие местные постройки и скульптуры, однако двери его открыты для туристов, желающих понять устройство подобных сооружений.

Также интересно:  Кхаджурахо: Любовь, неподвластная времени

Храм был построен в XII веке во время правления императора Раджараджа Чола. Храм стал настоящим святилищем благодаря одной из легенд, гласившей, что именно здесь излечился от тяжкого недуга бог смерти Яма. Он долгое время молился богу Шива в храме Айраватешвары и омывал свое тело, страдающее невыносимым зудом и жжением, в реке Кавери (в память об этой легенде здесь построен священный водоем Яматиртха).

Название связано с легендой о том, как белый слон Айравата, царь слонов и вахана царя богов Индры, совершил здесь богослужение Шиве после того, как вернул свой потерянный цвет. Храм включает святилище и 3 павильона-мандапы.

Среди них выделяется Раджагамбира (Rajagambira Mandapa) в форме колесницы. Колесничим выступает бог-творец Брахма. На фризах внешних стен представлены эпизоды из «Перия Пураны» Секкижара (Sekkizhar, XII), рассказывающей о жизни 63 шиваитских поэтов-наянмаров.

Гангайкондачолишварам, храм завоевателя Ганги

Гангайкондачолишварам — шиваитский храм в Гангейкондачолапураме – букв. «Город завоевавшего Гангу Чолы». Основан чольским царем Раджендрой I (1014–1044) в память о победах и военном походе к священной реке Ганге. Согласно найденной здесь надписи, на обратном пути Раджендра I приказал завоеванным им правителям взять баулы со священной водой Ганги и принести в страну царя-победителя.

Этой водой был наполнен пруд Чола-Ганг (или Ponneri). В наши дни от некогда обширного пруда в южной части поселения, как и дворца чольского царя в 2 км от поселения, мало что осталось. Тем не менее расположенный здесь шиваитский храм, построенный Раджендрой, заслуживает внимания туристов.

Храм представляет собой двухэтажное каменное строение с девятиэтажной 53-метровой башней — виманой, имеющей заглубленные углы и грациозные, устремленные вверх изогнутые формы, контрастирующие с прямой и суровой башней в Танджавуре. Шесть пар массивных монолитных статуй «дварапала» охраняют вход, а внутри находятся исключительно красивые предметы из бронзы.

Особый архитектурный стиль, названный «чольским» (представленный династией Чола) придает храму облик огромнейшего кремового торта (благодаря кремовому цвету краски), каждый ярус которого украшают скульптуры в нишах и разнообразные рельефы.

Индия, карта расположения храма Брахадисвара

 

Индия, карта расположения храма Айраватешвара

 

Индия, карта расположения храма Гангайкондачолишварам

 

Похожие статьи

Добавить комментарий