Северная Индия известна своими сакральными и необычными местами. Недаром, многие мистики, искатели приключений, эзотерики стремились и стремятся в индийские и непальские Гималаи, чтобы соприкоснуться с чудом открытия себя и Пространства. Одним из таких необычных мест и значительной достопримечательностью Индии является Лахул и Спити — один из самых малонаселенных округов этой страны, который состоит из двух изолированных районов, долины Лахул и долины Спити, и расположен в штате Химачал-Прадеш.
Лахул и Спити представляет собой потрясающий пример холодной сухой пустыни, в которой преобладают голые скалы, крутые склоны и узкие речные долины. В долинах преобладают зубчатые пики Больших Гималаев на севере, отделяющие район от Тибета на севере и Ладакха на западе, и Средних Гималаев на юге, которые отделяют район от остальной части штата Химачал-Прадеш. Туристический сезон здесь заканчивается в ноябре месяце.
Долины Лахул и Спити возвышаются на величественных Гималаях и разделяются реками Чандра и Спити и их притоками. Весь район представляет собой холодную пустыню, чьи голые скалы и крутые склоны бросаются путешественникам в глаза. Лахул соединён с долиной Куллу через перевал Рохтанг, однако попасть сюда можно и со стороны Манали, минуя Рохтанг. Входом в долину Спити из Лахула является перевал Кунзум Ла высотой 4 551 м., расположенный в 21 км от озера Чандра Тал. На юге, Спити заканчивается недалеко от селения Табо.
Лахул и Спити представляет несомненный интерес для путешественника, воплощая собой уникальный мир тибетского буддизма, выражающийся не только в многочисленных буддийских монастырях и гомпах, но и в самом укладе жизни проживающих здесь людей. Большинство лахульцев исповедует тибетский буддизм школы Друкпа Кагью (и в меньшей мере индуизм), тогда как жители долины Спити следуют буддизму школы Гелугпа.
До распространения буддизма население этих мест было привержено культу Лунг Пе Чхой— анимизма, подобного тибетской религии Бон. Отличительной чертой этого культа являлись жертвоприношения — животные и человеческие жертвы регулярно приносились злым духам Лха, живущим в старых кедрах, камнях, пещерах. Пережитки Лунг Пе Чхой можно видеть в поведении буддийских лам, которые якобы обладают сверхъестественной силой.
Долина Лахул, «Страна Богов»
Лахул, набирающий высоту от перевала Рохтанг, расположился почти у самых снегов Великого Гималайского хребта. Слово «Лахул» происходит от тибетского слова Lho-yul, что значит «Страна на юге», или Lhahi-yul — «Страна Богов«. Долину питают реки Чандра и Бхага, которые берут начало по обе стороны перевала Баралача Ла/Baralacha La (4850 м н.у.м., высокогорный перевал на хребте Занскар, соединяющий район Лахул с районом Лех в Ладакхе. Через перевал проходит шоссе Лех–Манали). Лахул может похвастаться живописными горными деревнями, чистейшими реками и средневековыми монастырями. Долину населяют многочисленные этнические общины, говорящие на разных диалектах. Эти диалекты языка шанг-шунг или кинор-кирата принадлежат к языкам как индо-арийской, так и тибето-бирманской семей.
Долина Лахул известна благодаря уникальным природным пейзажам и целой россыпи буддийских монастырей. Как и на Тибетском нагорье, воздух там морозен и сух. Растительность редкая и чахлая. Там нет хвойных лесов долины Куллу и ее ласковых зеленых лугов. Каменистые суровые скалы вплотную подходят к клочкам полей, отвоеванных с большим трудом у неприступных гор. Изменчивая погода Лахула делает округ удобным для посещения только в период с июня по октябрь, когда дороги и деревни свободны от снега, а высокие перевалы Рохтанг Ла и Кунзум Ла открыты.
Многие районы высокогорья закрываются из-за большого снежного покрова, который плотно ложится в конце ноября. Но именно с этого времени оторванные от цивилизованного мира народы, которые проживают в долинах высоких Гималаев, начинают праздновать свадьбы, отмечать дни рождения, которые приходились на лето, устраивать религиозные фестивали, посещать храмы, что было трудно сделать летом в период интенсивной работы с туристами, строительными, сельскохозяйственным и животноводческими работами. На все дела жителям Лахула природа дает только 7 месяцев в году.
Традиционная богатая культура Лахула впитала в себя различные влияния и в течение тысячелетий приобрела неожиданные связи. В основном Лахул — земля буддийских храмов и монастырей, хотя на этой территории проживают и индуисты. Но есть на этой затерянной земле один храм, который совмещает и буддизм и индуизм. Речь идет о храме Трилокинатх (Trilokinath Temple), который расположен в деревне Танди. Храм стоит на утесе в конце деревенской улицы на высоте около 3000 метров. Название он получил от индуистского бога Шивы. Одно из имен Шивы раскрывается как «Владелец трех миров». Но местные историки считают, что этот храм был изначально буддистским, но его первое строение не сохранилось.
Когда-то в храме стояла мраморная статуя шестиглавого Авалокитешвары, которая была украдена несколько лет назад. На месте статуи долгое время лежал большой серый камень, а позже установили еще одну статую. Авалокитешвара — Бодхисаттва сострадания, воплощение сострадания всех Будд очень почитается в тибетском буддизме, а Шива — самый почитаемый бог у индуистов. В храме находится также изображение Будды Безграничного Света — Амитабхи. Когда-то на месте слияния рек Чандра и Бхага была найдена голова Авалокитешвары. Она сейчас находится в монастыре Гуру Гантала.
Найденные в разное время предметы в Лахуле вызывают много споров, как у индийских, так и европейских специалистов. По некоторым сведениям найденная голова статуи Авалокитешвары датируется временем Нагарджуны, то есть 2 столетием н.э. и указывает на некоторую связь с известной ступой Канишка в монастыре Сани в долине Занскар. Трилокинатх. вероятно, был первоначально храмом Шивы, а позже превращен в буддистский храм, посвященный буддийскому Учителю Падмасамбхаве в конце 8 века нашей эры. А еще бытует версия, что один из раджей Куллу пытался похитить статую Авалокитешвары, но она стала такой тяжелой, что он не смог сдвинуть ее с места. До сих пор на камне сохранилась отметка от меча воина из свиты раджи.
Во внутреннем дворе находится гранитный фаллос и небольшая скульптура быка Нанди, а также буддистские молитвенные барабанчики. Деревянный храм выполнен в стиле пагоды и украшен тибетскими молитвенными флагами. Внутри находится серебряная скульптура Кали в образе Махишасура-Мардини, которая прибыла сюда в 1959 году.
Монастырь Карданг, который является важным монастырем школы тибетского буддизма Друкпа-Кагью. Он получил свое название от деревни Карданг – бывшей когда-то столицей этой земли. Монастырь расположен на хребте прямо под вершиной Рангча (Rangcha), на высоте 3500 м на левом берегу реки Бхага. Из окон гомпы открывается великолепный вид на город Кейлонг. Монастырь Карданг связан с Кейлонгом дорогой через мост Танди.
Карданг был построен предположительно в 12 веке и имеет при себе большую библиотеку буддийской литературы, в том числе священные писания Кангъюр и Тангъюр, а также коллекцию древних тханок, музыкальных инструментов – лютней, ударных, духовых, — и старинного оружия. Восьмисотлетние красочные фрески сочетаются с новыми росписями. Монастырь был заново поднят из руин и реконструирован в 1912 г. Ламой Норбу Ринпоче (ум. 1952), который вместе с ламой Кунга превратил его в центр буддистской философии и практики. Однако в 1998 году старый храм монастыря был почти полностью разрушен селевым потоком. Современный храм был построен в 1999-2009 новым настоятелем монастыря – Ламой Палджором. Он возглавляет Карданг Гомпу с 1999 года.
В храме, в чортене, хранится череп и прах ламы Норбу. Справа – статуи Гуру Ринпоче и Тары, а в задней части — Тагден Шакъяшри – статуя ламы Кунга. Здесь хранятся 103 тома Кангъюр и 64 тантрических рукописи на различные темы. В основном молитвенном зале одиннадцатиглавая статуя Авалокитешвары. В отдельном домике расположен огромный молитвенный барабан со священной шестислоговой мантрой «Ом мани падме хум», написанной миллион раз на полосках бумаги. На сегодняшний день в монастыре проживает около 30 монахов и монахинь. Они имеют равные права, а монахам предоставлено разрешение вступать в брак.
На первом этаже нового храма расположен молитвенный зал. На переднем плане три основных статуи: Будда Шакъямуни посередине, Будда Ваджрадхара слева и Падмасамбхава справа. Также здесь установлены статуи Будды Амитабха, Тары Махасиддхи Шакья Шри, Марпы, Миларепы, Гампопы, Будды Авалокитешвары, Херуки, Ваджрайогини. Там же находятся ступы с прахом Апо Римпоче, Кунга Римпоче и Ламы Норбу Ринпоче. Старинные фрески и тханки, среди которых – Калачакра, Будда Джатака, жизнеописание Миларепы, были перенесены на стены нового храма и обрамлены росписью в традиционном Тибетском стиле. Потолок содержит композиции мандал Гуру-йоги и Чакрасамвары. Верхний ярус стен расписан фрагментами из земного пути Будды Шакъямуни.
Столицей же Лахула и всего округа является стоящий прямо напротив монастыря Карданг город Кейлонг, самое населенное место в Лахуле, выглядящее как зеленый оазис на фоне бело-коричневых гор. Долина, река, горы и зеленый ландшафт делают Кейлонг очень живописным местом. Одна из особенностей Кейлонга в том, что это единственное место в Лахуле, где есть постоянный рынок. Здесь можно приобрести ковры, шали, шапки, обувь, натуральное масло (оливковое и миндальное), шерстяные куртки, изделия из металла и бамбука и другие аутентичные предметы.
Кейлонг следует культуре буддизма, и каждое праздничное торжество включает в себя участие лам и монахов. Ежегодный фестиваль Лахул, отмечаемый в июле, хорошо известен среди буддистов и местных жителей. Во время фестиваля организуется несколько культурных мероприятий, которые также привлекают туристов.
Долина Спити, «Драгоценное Место»
Высокогорная долина Спити (Spiti Valley) находится на северо-востоке штата Химачал-Прадеш в административном округе Лахул и Спити. Эти места напоминают Ладакх или Тибет. В летнее время сюда можно попасть из долины Куллу за десять часов езды на машине, или из Ладакха через долину Лахул.
Расположенная на высоте более 3800 м над уровнем моря, живописная долина, окруженная Гималаями, является экзотическим местом и жемчужиной Химачал-Прадеша. Снежные альпийские гребни, как ковер девственного красивого пейзажа, альпийский лес, глубокие овраги, испещренные зеленью, сверкающие ледники, сверкающие лазурные реки, великолепные монастыри и причудливые деревушки украшают долину и источают видение завораживающей картины. Сюрреалистическая красота долины и монастырей привлекает туристов со всего мира.
Собственно долина Спити начинается за деревней Сумдо (Sumdo), к северу от устья одноименной реки. Около этой деревни та делает резкий поворот, меняя направление течения с северного на западное, а затем на северо-западное. Достигая в длину примерно 150 км при ширине до 1,5–3,0 км, долина Спити заканчивается у перевала Кунзум (Kunzum Pass, 4551 м над уровнем моря), где находятся истоки реки. «Кунзум» переводится как «место встречи ибексов». Горный козел – ибекс, сегодня встречается довольно редко. Согласно тибетским поверьям, встреча с ибексом – это предвестник большой удачи для путника.
В переводе с санскрита «Спити» означает «драгоценное место». Территориально район граничит с западным Тибетом. Благодаря тому, что Спити находится в Индии, местное население полностью сохранило свою культуру и традиции, оставаясь у себя на родине, в отличие от тех тибетцев, которые остались в Тибете после китайской оккупации. Буддийские монастыри долины Спити – одни из самых древних сохранившихся буддийских гомп.
В середине IX века в центральном Тибете развалилась ярлунгская династия. В центре Страны снегов начался период регресса, зато западному Тибету повезло. Один из представителей павшей династии — Ньима Гон (Skyid Lde Nyima Gon), лишенный возможности властвовать на родине, переместился в западный Тибет и вскоре завоевал его, объединив разрозненные княжества в сильное и влиятельное государство, куда входила и долина Спити.
Ньима Гон был правнуком (по другим источником — внуком) царя Лангдармы, известного ожесточенными гонениями на буддизм, но во время своего правления Ньима Гон, наоборот, распространял учение Будды. После его смерти огромные владения были разделены между тремя его сыновьями. Старший, Лхачен Палджигон (Lha chen Palgyi Gon), получил Ладакх от перевала Зоджи Ла до Рутога; среднему достались Пуранг, Гуге и другие области по соседству; младший же стал князем в южной части страны, в которую входили Спити, Лахул и Занскар. Младшие братья находились в вассальной зависимости от старшего — так было установлено сразу и продолжалось много веков.
В конце XVII века Ладакх был ослаблен столкновениями с Великими Моголами (которые к тому моменту уже заняли Кашмир и Балтистан) и утратил контроль над Спити. Ситуацией воспользовался Ман Сингх, раджа Куллу: его войска вторглись в Спити и разграбили и без того небогатых жителей долины. Правда, после войны было достигнуто мирное соглашение, и между княжествами установились добрососедские торговые отношения.
Ситуация вновь изменилась, когда в XIX веке государство сикхов быстро возвысилось благодаря махарадже Ранджиту Сингху. Сикхи завоевали Кашмир, Ладакх, Балтистан и даже попытались проникнуть вглубь Тибета. Спити тоже находился под полным сикхским контролем до 1840-х годов, когда после череды англо-сикхских войн перешел под власть Британской Ост-Индской компании. После обретения Индией независимости в 1947 году Спити стал частью штата Пенджаб, а в 1966 году горная часть Пенджаба, в том числе, и Спити, отошла штату Химачал-Прадеш.
На современных туристических картах в долине Спити отмечают семь буддийских монастырей. Наиболее древним является монастырь (по-тибетски гомпа), расположенный в низине в селении Табо (Tabo): его датируют 996 годом н. э. После монастыря в занскарском Сани, основание которого относят ко II веку н. э., Табо и монастыря Алчи (Alchi Gompa) на реке Инд можно считать самыми старыми из ныне существующих в тибетском мире Ладакха и Химачал-Прадеша. Гомпа Табо славна своими старинными фресками. Ее часто называют Аджантой Гималаев по аналогии с расположенной в штате Махараштра Аджантой, пещерным храмовым комплексом с настенной росписью.
Другие монастыри в долине Спити по своему расположению являются полной противоположностью Табо. Они построены на склонах горных хребтов или на вершинах отдельно стоящих холмов и скал. Если из Табо ехать вверх по реке Спити, то в поле зрения неизбежно попадет импозантный монастырь Данкар (Dhankar). Наподобие большого орлиного гнезда, он вознесся на самую вершину трехсотметровой скалы и с холодным спокойствием взирает на протекающую внизу реку.
В особенностях расположения Данкара и его архитектуре видят стилистическое влияние дзонгов, монастырей-крепостей Бутана и Центрального Тибета. Основание Данкара относят чуть ли не к X веку, т.е. к начальному периоду распространения тибетского буддизма в Спити, хотя достоверных свидетельств этому нет. Однако форт упоминается в ранней истории западнотибетского царства Гуге.
Трудно представить менее удобно расположенное селение, чем Данкар. С одной стороны — отвесная каменная стена, с другой — сухой песчаный склон без единого кустика, и в середине — источенные эрозией скалы, к которым приклеились домики. Но место выбрано неспроста. Раньше жителям Спити регулярно приходилось защищаться от врагов, и они придумали систему оповещений. В точках с хорошим обзором выставляли часовых, которые в случае опасности зажигали огни. Завидев условный сигнал, люди быстро собирали имущество и бежали в крепость, где и отсиживались до тех пор, пока не наступала зима и агрессор не терял боевой дух. Убежища строились в самых труднодоступных местах и назывались «данкары». Сторожевыми башнями служили хребты, обрывы, отдельно стоящие скалы.
Считается, что монастырь в его современном виде мог быть построен в XII столетии. В течение нескольких веков Данкар был местом проживания правителей Спити (так называемых ноно). Рядом с монастырем расположена небольшая деревушка. Как и в Табо, монастырь Данкар последовательно принадлежал разным течениям тибетского буддизма (ньингма, сакья и кагью), но примерно с середины XV столетия здесь воцарилась господствующая в Тибете школа гелугпа.
Старое здание монастыря невелико, но здесь есть хорошо сохранившаяся редкая статуя Будды Вайрочаны (четыре фигуры этого Будды сидят спинами друг к другу), а также собрание манускриптов, многим из которых более тысячи лет. Когда прикасаешься к этим манускриптам, появляется ощущение, что ты касаешься вечности.
Селение Каза в долине Спити привлекает тремя буддийскими монастырями. Выше всех в горы поднялся Тангьюд (Tangyud Gompa, 4548 м), где в 2011 году был лишь один лама, хотя когда-то их число доходило до 60. Монастырь также считается весьма древним (якобы XI век), но более реально датировать его XIV столетием. Это один из двух в Спити монастырей, принадлежащих к школе сакья, которая получила влияние в Тибете в XIV веке благодаря поддержке монголов. Рядышком среди широких пологих склонов лежит селение Комик (Komik) с одноименным монастырем.
По холмистой дороге вдоль хребта, где на высоте более 4000 м часто попадаются ископаемые остатки давно вымерших морских животных юрского периода, можно попасть в селение и монастырь Киббер (Kibber). Но, пожалуй, самым знаменитым из тройки монастырей близ Казы следует считать Ки (Key, Kyi, Kye или Ki Gompa, около 4000 м). Ки Гомпа — крупнейший монастырь в долине Спити вообще; в нем от 250 до 300 лам, и издали он выглядит как маленький городок со множеством различных построек. Ки находится в 7 км от Казы вверх по течению реки. В отличие от двух других упомянутых выше гомп, он расположен не глубоко в горах, а на левом берегу Спити, величественно занимая отдельно стоящий холм.
На границе Спити и Киннаура находится священное озеро Нако, расположенное в центре одноименной деревни. Отсюда меньше 10 км до границы с Тибетским автономным районом КНР. Озеро известно тем, что на его берегу остался отпечаток босой ноги, принадлежащий, по преданию, самому Падмасамбхаве – индийскому учителю буддийской тантры 8 века, также известному как Гуру Ринпоче, или Драгоценный Учитель. Другим известным озером в Спити является Чандра Тал. Это большое озеро ледникового происхождения, длиной в тысячу метров, полностью окруженное величественными горами.
Путешествуя по долине Спити можно насладиться не только удивительной природой Западных Гималаев, встретиться с людьми из разных этнических групп, но и при определенной подготовке фактически странствовать во времени, осматривая селения и буддийские монастыри. Здесь по-настоящему можно ощутить атмосферу и дух тибетского средневековья, прикоснуться к жизненному укладу местных жителей, занятых своими повседневными заботами.