Усыпальница одного из Великих Моголов — падишаха Хумаюна, одна из главных достопримечательностей Индии и ее столицы Дели. Изящное восьмиугольное здание, ставшее усыпальницей не только самого Хумаюна, но его жен, детей и приближенных, входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и является одним из шедевров могольской архитектуры, чьи совершенные пропорции вдохновляли создателей Тадж-Махала. При строительстве этого мавзолея были впервые использованы сады, как средство оформления комплекса.
История смерти падишаха Хумаюна весьма необычна. Однажды Хумаюн занимался тем, что наблюдал за звездами в своей собственной обсерватории. Услышав призыв муэдзина к вечерней молитве, он хотел преклонить колени и наступил на край собственной одежды. Не удержав равновесия, он скатился по ступеням обсерватории. Так трагически оборвалась жизнь второго после Бабура Великого Могола.
Хумаюн сумел не только укрепить власть Тимуридов, но и придать государству совершенно новый блеск. В первую очередь это отразилось на культуре Индии, в которую живительным потоком хлынули все самые лучшие культурные стили и традиции соседних стран. Хумаюн пригласил в Индию персидских архитекторов, ювелиров и художников-миниатюристов, которые и заложили основы того, что в последствии стало известно, как искусство эпохи Великих Моголов. В полной мере это касается и мавзолея самого Хумаюна, ставшего образцом для всех последующих монументальных построек могольской эпохи.
Архитектором этого сооружения был Ага Мирек Мирза Гияс, прибывший из Персии в 1556 г. в составе большого могольского посольства, вернувшегося в Индию после паломничества в Мекку. Проект, который предложил Мирза Гияс для мавзолея, стал судьбоносным в истории индийской архитектуры на ближайшие 300 лет.
Сама гробница, согласно его плану, разместилась в центре большого сада, на пересечении двух широких аллей. Хотя это и было характерно для персидской архитектурной традиции сефевидов, но Мирза Гияс придал саду необычно четкую форму, что уже оказалось новшеством. Сад для мусульман был символом рая. Его засаживали экзотическими растениями, на лужайки выпускали диковинных животных, на деревьях вили гнезда редкие птицы. Будучи последователями ислама, индийские падишахи безоговорочно принимали все, что служило выражением их религии. Поэтому после завершения строительства мавзолея Хумаюна сады стали неотъемлемой частью всех усыпальниц Индии.
В отделке мавзолея оригинально сплелись мотивы, характерные для арабской художественной традиции, с совершенно новыми элементами. Так, уже Мирза Гияс вместо ярких цветных изразцов, которые применяли сефевидские и среднеазиатские архитекторы для украшения своих сооружений, использовал сочетание белого мрамора с цветным камнем разных оттенков. Именно этот интересный прием стал основой художественного оформления Тадж-Махала и одновременно залогом мировой славы индийской архитектуры эпохи Великих Моголов.
Кроме того, талантливый персидский архитектор использовал и традиционно индийские мотивы. Речь идет об октагональной (восьмиугольной) планировке внутреннего помещения мавзолеев. Истоки этой формы идут от самых корней индийских культурных традиций, которые архитектор удачно использовал в своем проекте.
Мавзолей Хумаюна сыграл в истории империи не только роль художественного образца целого ряда величественных гробниц, хотя именно он и стал главным историческим символом той эпохи. Недаром этот мавзолей называют усыпальницей Тимуридов. Ни в одном мавзолее Индии нет такого количества могил падишахов.
В центрической купольной композиции усыпальницы Хумаюна очевидно влияние зодчества Ирана и Средней Азии. Именно этот тип усыпальницы послужил образцом для создания в Агре знаменитого Тадж-Махала. Мавзолей Хумаюна стал классическим типом такого рода архитектуры.
Мавзолей Хумаюна был построен в Дели в 1572 г. на широкой площадке, образованной верхней плоскостью высокой и обширной террасы. Если суммировать все сказанное ранее о мавзолее, можно сделать следующий вывод: гробница отличается от более ранних построек двумя архитектурными особенностями.
Во-первых, ее замысел, форма и конструкция купола соответствуют персидскому стилю. Во-вторых, все здание расположено в центре большого огороженного парка, территория которого была обнесена стеной и прорезана оросительными каналами, что, согласно исламу, символизировало рай на земле.
Мавзолей строил шах Акбар в память своего отца Хумаюна. Материалом для строительства усыпальницы был выбран традиционный тогда красный песчаник, красиво сочетавшийся с беломраморной отделкой. Таким образом, гробница Хумаюна ввела новые элементы в индийскую архитектуру. К центральному корпусу по углам примыкают четыре восьмиугольных флигеля. Мавзолей имеет в плане форму квадрата и увенчивается большим куполом.
Здание возведено на специально построенной террасе с несколькими ярусами ниш стрельчатой формы, что открывает его для равноценного обзора с любой точки. Вознесенный ввысь мавзолей был призван вечно служить символом непоколебимой мощи падишаха Хумаюна. Его гробница является самой ранней и наиболее выдающейся постройкой периода правления падишаха Акбара.
Что касается архитектурных особенностей Декана, то здесь, поскольку магометанский стиль проникал сюда не только из Средней Азии и Ирана, но также из столиц Дели и Агры, господствовало восточное изящество, сочетающее в себе гармонию пропорций всех построек того времени и вычурную замысловатость, особо отличавшую некоторые из них.
В другой части страны – Бенгалии – архитектура не переживала столь значительных перемен: в целом представление о местном зодчестве могут дать маловыразительные храмы и жилые дома, построенные из оштукатуренного кирпича, окна которых были подобны узким бойницам, а глухие стены еще больше усугубляли сходство таких построек с защитными укреплениями.
В Тамилнаде и Бенгалии предпочтение в постройке жилищ для основной массы бедноты отдавалось следующему плану: стены делали из бамбука или тростника, а покатая крыша опиралась на центральный столб, врытый в землю. В Бенгалии недостаток в камне для строительства и непрерывные дожди подтолкнули архитекторов к устройству особых покатых парапетов возле мечетей, на которых возводились кирпичные стены, декорированные терракотой.
Строители при династии Манду создали выразительное направление, которое наилучшим образом проявилось в проекте мечети Джами-Масджид. Эта мечеть, возведенная Шах-Джаханом, считается одной из красивейших в мире.
Постепенно у талантливых индийских архитекторов сложился самобытный архитектурный стиль. Они научились приспосабливаться при этом к определенным климатическим, географическим и социальным условиям каждого региона. Исключение составляли разве что раджпутские города-крепости Джайпур, Гвалиор, а также Алвар и некоторые другие, выстроенные с необычайным вкусом в гористой местности, в окружении озер, часть из которых представляла собой искусственные водоемы.
На строительство в Южной Индии сильно повлияли архитекторы-иммигранты, прекрасно освоившие технологию сооружения зданий в Персии. Это направление прослеживается в таких исторических памятниках, как мечети в Гулбарга и Гол Гумбаза. Одни из первых в Индии стали строить гробницы своим ушедшим правителям представители династии Лоди. За сравнительно небольшой срок Дели превратился в город-некрополь.
Как уже говорилось, Бабур, первый Великий Могол, в легендарной битве 1526 г. при Панипате нанес поражение войскам правителя Лоди. Всего за четыре года Бабур сумел заложить фундамент огромной империи, которая на протяжении последующих 300 лет получила неограниченную власть над большей частью Индии.
Великое государство, однако, было основано не столько стараниями Бабура, сколько мудростью афганского падишаха Шер-шаха, принудившего Хумаюна, сына Бабура Тимурида, отказаться от Дели. Этим городом в течение 15 лет правил сам Шер-шах. Он внес огромный вклад в развитие традиций новой индийской архитектуры.
Кила-Кухна-Масджид в крепости Пурана-Кила в Дели стали прототипом развития архитектурных форм Моголов, а гробница Шер-шах в Сасараме является наивысшим достижением в ряду восьмиугольных гробниц, возведенных династиями Лоди и Туглакидов.
Шер-шах был свергнут с престола сыном Бабура, который продолжал поддерживать мусульманство в Дели и подарил Индии своего сына, великого Акбара. При Акбаре строились крепости, загородные дома, башни, дворцы, мечети, караван-сараи, школы, водоемы и ворота. Целью Акбара было укрепление власти, религии и объединение страны.
Индия, карта расположения мавзолея Хумаюна