В нескольких километрах от расположенного на севере Таиланда города Чиангмай находится буддийский храм Ват Мае Кает Ной (Wat Mae Kaet Noi). На первый взгляд, храм этот выглядит точно так же, как и любой другой тайский храм, с несколькими статуями, склонившимися в традиционном приветствии перед залом посвящения. Тем не менее, если вы пройдете через арку слева, ведущую в сад, затененный высокими деревьями, вы сразу поймете, что находитесь в Чистилище — ведь. вплотную к храму примыкает сад скульптур Ада (Нарака) и Рая (Сукхавати).
В буддизме Ад известен, как Нарака, и имеет сложную пирамидальную структуру — здесь каждый уровень ада имеет еще несколько подуровней. Пребывание в Нараке не является вечным наказанием, как в христианстве: мучения здесь продолжаются до тех пор, пока не будет «отработана» отрицательная карма грешника. Именно процедура восстановления кармы, после которой мёртвый рождается заново, и показана в местных образах и сценах.
Хотя концепция христианского ада широко распространена на Западе, вы вряд ли найдете графические изображения пытаемых людей в парках или церквях Европы или Соединенных Штатов. Здесь же, в Таиланде во многих храмовых комплексах и парках отдыха, таких, как Ват Тхам Та Пан, Банг Саен или Ват Па Тхевапитхак, есть «Адский сад», где наглядно демонстрируется с помощью различных инсталляций предупреждение о том, что ждет грешников в загробной жизни.
Тем не менее, немногие из них изображают реалистично выглядящих людей или используют механизмы для анимации сценок, как это реализовано в храме Ват Мае Кает Ной. Работа над этим проектом началась в 2015 году с целью дать моральное руководство членам тайского общества, и продолжается до сих пор; «Парк грешников» в Ват Мае Кает Ной функционирует, как центр общественной жизни и постоянно разрастается и наполняется экспонатами.
Над парком доминируют две огромные скульптуры мужчины и женщины. Эта чета – самые большие грешники, нарушивших все пять заповедей буддизма: не причинять вред живым существам, не воровать, не врать, не употреблять алкоголь и наркотики и не нарушать семейные ценности.
Первая сцена в «Парке грешников» показывает истощенных мужчину и женщину с бутылкой в руке и еще несколькими, стоящими у их ног. Чрезмерное употребление алкоголя — одна из самых больших человеческих слабостей, но одного взгляда на этих пьяниц должно быть достаточно, чтобы побудить посетителей отказаться от выпивки, по крайней мере, до конца дня, если не навсегда.
Последующие сцены выглядят все более ужасными, чем предыдущие. Далее следует предупреждение против абортов и греха детоубийства, где разбросаны муляжи окровавленных зародышей и женщина, наносящая удар ножом ребенку.
Большая часть инсталляций адского сада иллюстрирует казнь грешников демонами-стражами Нараки. Многие сцены анимированы — стоит посетителю бросить 10 бат в автомат, все приходит в движение: пилы в руках демонов начинают с визгом работать, отрезая руки и перепиливая пополам статуи людей, предположительно пойманных на краже, а несчастные грешники издают крики боли.
Казнь с использованием современных технических средств подчёркивает реальность наказания: это дает понимание неотвратимости наказания, вне зависимости от того, когда случился проступок, в далеком прошлом или в наше время. и касается всех нас, живущих в 21 веке.
Одна сцена, по-видимому, адресована непосредственно школьникам. В первом ряду хорошо воспитанные, уважительные ученики, за ними возмутители спокойствия и хулиганы, и, наконец, сзади графическое изображение того, что происходит с плохо воспитанными школьниками — их насаживают на гигантские рыболовные крючки.
Одна гротескная статуя изображает человека с волчьей головой, который едет на мотоцикле по нескольким выпотрошенным людям — по-видимому, предупреждение об опасностях продажи или покупки тайского наркотика яба или метамфетаминов, которые в наши дни широко распространены среди тайской молодежи.
Скульптура ниже демонстрирует последствия злоупотребления опиатами.
Статуи грешников, у которого изо рта вырывают длинный язык, символизируют коррумпированных судей, выносящих неправедные приговоры.
По всей территории парка из земли подобно адским грибам вырастают статуи грешников с искаженными лицами и воздетыми руками, на груди которых изображена их вина, за которую они подвергаются страданиям.
Серия сюжетов посвящена капитализму и эксплуатации человека человеком. Скульптуры были созданы студентами местного университета, и некоторые из них имеют политические и социальные комментарии, например, изображение толстого бизнесмена с мешком денег, едущего верхом на голодающем тайском фермере и лозунг «мы можем измениться», сопровождающий изображение двух мужчин, одного в красной рубашке, а другого в желтой рубашке, врагов в недавних политических протестах, примирившихся и идущих рука об руку.
Многие сцены посвящены сексуальным проступкам — возмездие прелюбодеям и нимфоманкам, изменяющим своим партнерам.
Центральным элементом Адского сада являются грешники, кипящие в котле — обычное зрелище во многих тайских храмовых комплексах. При этом у грешников вытянутые языки, заостренные уши и красные лампочки вместо глаз, которые загораются, когда в автомат попадает монета в 10 бат. Темнокожие демоны изображаются подталкивающими к нему преступников или бросающими их в котел.
Наконец, тропинка ведет в угол сада, который явно предназначен для представления буддийского рая или рая, где знакомые статуи изображают сцены из жизни Будды — хождение по лотосовым подушечкам при рождении, медитация и проповедь своим ученикам. А на светском вечере в раю можно встретить тайскую королевскую чету.