Небольшой индийский городок Черапунджи — довольно известная в мире природная достопримечательность Индии. Прежде всего это связано с его погодными особенностями. Город считается одним из самых влажных и дождливых мест на планете. За свою историю Черапунджи уже дважды бил мировые метеорологические рекорды, такие, как наибольшие число годовых осадков и наибольшее число месячных осадков. Но городок может удивить не только этим. Корневые мосты — одна из интереснейших традиций, демонстрирующих гармонию человека с природой.
Эта необычные конструкции находятся в северо-восточной части Индии, в штате Мегхалая, что переводится, как «обитель облаков». Корневые мосты являются живыми и состоят из корневых образований деревьев. По сути это природные подвесные мосты, сделанные вручную из надземных корней живых деревьев. Деревьями, из которых могут делать чудо-переправы, зачастую являются растения из рода фикусов, например, фикус эластичный или знаменитый баньян.
Технология изготовления корневых мостов также довольно любопытна. Чтобы сделать подобную переправу, местным жителям не приходится причинять какой-либо вред природе. Гибкие корни деревьев пропускают через ствол бетелевой пальмы, который размещают в промежутке между растениями. Такая процедура проводится до тех пор, пока корни не приживутся с другой стороны ствола. Для территории с бедными почвами, подвергающейся частым и обильным вымываниям, корневые мосты играют важную роль, выполняя функцию своеобразной инфраструктуры.
На каждом этапе формирования моста жители помещают в корни палки, камни и другие твердые предметы, способствующие укреплению каркаса живых конструкций. Корневые мосты формируются в течение весьма длительного срока — на то, чтобы они стали пригодны для использования, может уйти до 15 лет. Отдельные переправы могут достигать в длину до 30 метров. Корневые мосты довольно прочны: по утверждениям жителей Черапунджи они могут выдерживать до 50 человек одновременно.
Еще одним немаловажным фактом является срок службы подобных мостов. Согласно утверждением и расчетам, корневые мосты могут «жить» до 600 лет. Со временем некоторые корни переправ самообновляются и укрепляются за счет того, что становятся толще и прочнее. Этой удивительной традицией издавна занимается народ кхаси, который составляет основное население штата Мегхалая. Еще с древних времен эти люди занимаются земледелием.
Народ кхаси, к сожалению, не знает, когда возникла традиция сооружения корневых мостов. Наиболее ранняя запись, сделанная европейцами, принадлежит сэру Генри Юлу, шотландскому востоковеду, географу, писателю и почетному доктору наук Эдинбургского университета. Будучи в звании лейтенанта он находился на службе в Бенгалии, после чего перед первой англо-сикхской войной был отправлен в Индию. В начале 1840-х годов тут он и увидел удивительные живые корневые мосты, о которых и написал в журнале Азиатского общества Бенгалии в 1844 году.
Благодаря приверженности кхаси традициям и культуре, корневые мосты были сохранены. Местные жители категорически против того, чтобы отказаться от природных переправ в пользу современных железных. Более того, в настоящее время кхаси выращивают новый двухэтажный мост, который будет готов к эксплуатации уже через несколько лет.