Город Баго (Пегу), расположенный в восьмидесяти километрах от Янгона, один из интереснейших в культурном и историческом аспекте городов Мьянмы. Баго, называвшийся до 1757 года Хамсавади, не раз был столицей сильного бирманского царства Таунгу (1539-1599 и 1613-1634), а ещё раньше — монского царства Раманадеса (1369-1539), являлся процветающим торговым центром.
Согласно легенде Баго основали две монские принцессы (в 573 году) из государства Татон. Они увидели двух птиц-хамса, одна птица стояла на спине другой, на холме посреди огромного озера, и посчитали это благоприятным предзнаменованием. В индийской и юго-восточных азиатских культурах хамса (на бирманском — хинтха) — символический образ. Широко встречается в бирманском искусстве и считается символом народности Мон. Орнитологи идентифицируют её как горного гуся. Изображен на флаге округа Баго, флаге штата Мон и историческом флаге Бирмы. Построенный город назвали «Хантхавади» или «Хамсавади» (пали) — древнее название Баго, означающее «место, где живут гуси».
Первые упоминания о Баго встречаются в сочинениях арабского географа Ибн-Худадбина около 850 г. Во время правления династии Мон Баго был красивейшим городом, главным морским портом и столицей Нижней Мьянмы. Город был разрушен бирманцами в 1757 г. и частично восстановлен в начале XIX в., неоднократно он страдал и от землетрясений. В XIX в. река изменила свое русло, город отрезало от моря, и он потерял свою значимость. В настоящее время это небольшой провинциальный городок, разделенный на две части одноименной рекой Баго.
Одной из главных достопримечательностей Баго является возвышающаяся над городом пагода Швемодо (Shwemawdaw paya) (114 м). Пагода Швемодо, или Золотой Храм, является самой почитаемой в городе и известна не меньше, чем Великая Пагода Шведагон в Янгоне благодаря хранящимся в ней реликвиям Будды. Более того, Швемодо выше пагоды Шведагон на 19 метров, что делает ее самой высокой в Мьянме. В пагоде хранятся два волоса, которые Будда Гаутама лично дал двум торговцам по имени Махасала и Кулласала, когда они были в Индии. Они построили маленькую ступу, что сохранить реликвию. Пагоду с тех пор достраивали и украшали много раз, начиная с основательниц Баго.
Так, король Байиннаунг отдал свою корону, чтобы из неё изготовили зонтик-хти. В конце пятнадцатого века король Дхаммазеди установил бронзовый колокол на основной платформе, на нём имеется соответствующая надпись. Король Бодопайя в 1796 году подарил пагоде новый зонтик-хти, и она была увеличена до 90 метров.
За время своего долгого существования пагода много раз страдала из-за землетрясений, особенно в двадцатом веке. Землетрясение 1930 года полностью разрушило пагоду, и реставрационные работы начались после окончания Второй мировой войны. Воссозданная пагода была увеличена до 114 метров. К 1954 году к ней добавили «хти» усыпанный алмазами. Так же, как и в пагоде Шведагон — в Швемодо четыре входа. Есть небольшой музей, в котором сохраняются древние статуи Будды из дерева и бронзы, чудом спасенные во время землетрясения 1930 года. На террасе восемь планетарных позиций, с такими же статуями, как и в пагоде Шведагон. Лестницы, ведущие к пагоде, охраняют огромные белые львы-чинте.
В Баго также находится статуя лежащего Будды Шветальяунг (Shwe Thar Lyaung), вторая по величине статуя Будды (55 м) в состоянии махапаринирваны или окончательной нирваны, в которую Будда вошел, находясь в Кушинагаре. Но Шветхальяун статуя древнее и оценивается как выполненная более мастерски. Будда был сделан в 994 году по желанию монского короля Мигадиппа I.
В 1757 году последнее монское царство было завоевано бирманцами, Баго разрушили, и с этого времени Шветальяунг был скрыт в густой зелени тропиков и вновь открыт в 1881 году, когда рабочие строили железную дорогу. В начале двадцатого века подлесок расчистили, построили крытый павильон для Будды, чтобы защитить статую от погодных явлений. Сегодня вокруг статуи разросся храмовый комплекс, где монахи предаются медитации, а по дороге в который продавцы предлагают сувениры и предметы бирманского народного творчества.
Стены храмового комплекса украшены изображениями, иллюстрирующими историю создания статуи, выполненными в стиле комикса.
К слову, в Баго есть и другая статуя лежащего Будды, расположенная на берегу озера под открытым небом, и призванная, скорее, популяризировать эту визитную карточку древнего города.
На холме Хинтагон, к востоку от пагоды Швемодо, находится пагода Хинтагон, значительно меньшая по размеру. Пагода отмечает место, где по легенде монские принцессы увидели птиц-хинтха.
Помимо изображений Будды в святилищах пагоды нашлось место и духам природы, натам, вера в которых мирно уживается в Мьянме с буддизмом.
Также из достопримечательностей Баго заслуживает внимание построенная построенная в 1560 г. королем Байиннаунгом пагода Махазеди, которая была полностью разрушена землетрясением 1930 г., но вновь отстроена. Король Байиннаунг, создатель второй бирманской империи, был выдающимся правителем с грандиозными планами на господство в азиатском мире. Его империя простиралась от индийских границ, охватывая некоторые области Таиланда и Лаоса. Его имя появляется в исторических хрониках других королевств. Когда тайское царство Аюттайя попало под зависимость бирманского царства Таунгу, Байиннаунг отнял у побежденного противника всех белых слонов. Имея одиннадцать белых слонов, он считал это подтверждением своего величия. Следующей реликвией, которая бы гарантировала ему славу величайшего короля в истории, должен был стать Зуб Будды из Храма Зуба Будды (реликвия никогда не покидала святыню) в Канди (Шри-Ланка).
Мужчинам разрешается подняться на пагоду, чтобы насладиться впечатляющим видом.
Пагода известна в том числе благодаря живущему в ней «священному» удаву, которому местные жители подносят жертвоприношения.
Немного выше пагоды Махазеди находится пагода Швегуле (Shwegugale). Пагода был построена в 1494 во времена царствование царя Бинья Яна и примечательна своими 64 сидящими Буддами.
Оригинальный Дворец Хантхавади или Канбозатади, построенный для короля в 1556 году, являлся отражением великих достижений короля Байиннаунга, политических, социальных, религиозных. Дворец, состоявший из 76 залов, сгорел в 1599 году. В 1990 году на месте дворца начались раскопки, для дальнейшей реконструкции, которая была закончена в 2003 году.
Кроме реконструированного дворца с Залом Пчелиного Трона, Залом Львиного Трона, на месте археологических раскопок находится главная достопримечательность Баго – Археологический музей.
В 4 км к югу от Баго расположена еще одна интересная достопримечательность, пагода Чьяекрун (Kyaikpun). Строительство Чьяекрун — Четырёх Будд, сидящих вплотную вокруг массивной кирпичной колонны и направленных по четырем сторонам света, храма Чьяекрун приписывают королю Дхаммазеди в 1476 году.
Согласно же легенде по желанию четырех сестер, монских девушек, были созданы массивные скульптуры (30 метров высотой). Будда Гаутама (север), Конагамана (юг), Какусандха (восток), Кассапа (запад). Если какая-либо из сестер решила бы выйти замуж, то один из Будд мог разрушиться, что и произошло однажды с Буддой Кассапа.
Мьянма, карта расположения города Баго