Дзодзёдзи, храм сёгунов в «Саду нерожденных детей»

Буддийский храм Дзодзёдзи – историческая сокровищница, расположенная в самом центре японской столицы Токио. В период Эдо его прихожанами были сёгуны Токугава, и многие здания и памятники на территории храмового комплекса говорят о его богатом историческом наследии. Сегодня же Дзодзёдзи прочно ассоциируется с расположенной рядом с ним Токийской башней, а также с необычной достопримечательностью — «Садом нерожденных детей» (Sentai Kosodate Jizo). Сегодня посетители храма могут осмотреть место последнего упокоения нескольких сёгунов, а также впечатляющую коллекцию исторических артефактов храма.

Дзодзёдзи, история святилища сёгунов

Основанный в 1393 году священником Сёсо в качестве места проповеди буддизма Чистой земли (Дзёдо-сю) храм стал в период Эдо (1603-1868) семейным храмом правящего дома Токугава. У истоков буддизма направления Дзёдо в Японии стоял легендарный монах Хонэн, который с 1175 года проповедовал, что люди могут достичь спасения и переродиться в Гокураку-дзёдо, буддийской Чистой земле крайнего блаженства, посредством регулярного чтения нэмбуцу (возглашение имени Будды Амида).

Дзодзёдзи процветал под покровительством сёгунов Токугава начиная с основателя сёгуната, Токугавы Иэясу (1543-1616), и стал ведущим буддийским храмом в Эдо (нынешний Токио), политическом центре страны. После того, как Иеясу стал править регионом Канто на востоке Японии, он тщательно охранял Дзодзёдзи как семенное святилище. По мере того, как разрастался город Эдо, реализовывался и ряд других крупных проектов, в том числе Дзодзёдзи.

Дзодзёдзи также служил административным ядром, именно отсюда курировались вопросы религиозного обучения и деятельности Дзёдо-сю. Здесь же находится и мавзолей клана Токугава. Первым правителем рода Токугава, похороненным в Дзодзёдзи, стал второй сёгун, Хидэтада. За столетия правления Токугава к нему присоединились Иэнобу (шестой сёгун), Иэцугу (седьмой сёгун), Иэсигэ (девятый сёгун), Иэёси (двенадцатый сёгун) и Иэмоти (четырнадцатый сёгун), его супруга принцесса Кадзуномия, а также жены и дети сёгунов. Сам Иэясу был похоронен в Никко в обширном святилище Тосёгу (сейчас – префектура Ибараки), как и третий сёгун, Иэмицу; прочие же сёгуны Токугава покоятся во втором семейном храме, Канъэйдзи.

После реставрации Мэйдзи в 1868 году популярность храма уменьшилась, но он оставался памятником архитектуры периода Эдо, однако большая часть богато украшенных зданий на его территории (в том числе и гробницы сёгунов) была разрушена в результате бомбардировок столицы союзниками во время Второй мировой войны. Могилы сёгунов были перенесены в новые гробницы на территории храма.

Также интересно:  Святые места Тибета, часть 2: Пещерный монастырь Драк Йерпа

Храм Дзодзёдзи, архитектура и достопримечательности

Нынешние пределы храма Дзодзёдзи – это лишь часть почти 83 гектаров его территории в период расцвета. Многочисленные здания и сады, которые когда-то стояли на обширных просторах храма, сейчас сменились дорогами и современными бетонными конструкциями. Тем не менее, здесь размещено около 48 небольших храмов и около 150 средних школ. Сегодня в храме Дзодзёдзи проживают около 3000 священников и послушников, проходящих обучение духовным основам.

Большинство сооружений храма реконструированы, и лишь входные ворота Сангэдацумон смогли пережить пожары, войны, междоусобицы и землетрясения и сохранились такими, какими их построили в 1622 году. Изящная ярко-красная постройка высотой 21 метр и шириной 19 метров выходит на оживлённую улицу Хибия-дори. Это старейшее деревянное здание в Токио, оно внесено в список важных культурных ценностей национального значения. Название «Сангэдацумон» означает «ворота, избавляющие от трех состояний разума – гнева, жадности и тупости». Алые, покрытые лаком, ворота – двухъярусные. На верхнем ярусе хранятся иконы Будды Шакьямуни, бодхисаттв Самантабхадры и Манджушри, а также изображение 16 учеников Будды, созданное буддийскими скульпторами из Киото во время строительства Дзодзёдзи.

Когда-то ворота Сангэдацумон были не главными, а средними воротами. Главные ворота Даймон стояли восточнее на расстоянии ровно 108 кэн (около 200 м), по числу заблуждений живых существ. Сегодня маленькая копия отмечает место, где когда-то находились великие ворота, а название Даймон сохранилось в названии станции метро линий Асакуса и Оэдо. Правительство Мэйдзи уменьшило территорию Дзодзёдзи и передало землю недавно основанному городу Токио. В 2016 году столичное правительство вернуло место расположения ворот Даймон храму.

Северная граница храма простиралась до Онаримон – ворот, специально предназначенных для входа сёгунов. Сегодня в этом районе находится станция линии Тоэй Мита с таким названием. Парк Сиба и отель Prince Park Tower Tokyo находятся на южной границе Дзодзёдзи, а Токийская башня отмечает границу территории на западе.

На территории храма немало свидетельств тесной связи Дзодзёдзи с правителями рода Токугава. В северной части территории храма находится древняя суйбанся – резервуар под крышей, где прихожане очищаются перед молитвой. Каменный контейнер изначально был частью Сэйёин, мавзолея Токугавы Цунасигэ, правителя княжества Кофу и сына сёгуна Иэмицу, но после того, как гробница была уничтожена пожаром, он был перемещён на своё нынешнее место. Напротив находится башня колокола, на которой установлен колокол Дайбонсё. Дайбонсё был создан в 1673 году после 7 кратного повторения процедуры литья. Диаметр гигантского колокола — 1,76 метров, а высота 3,33 метра. Весит колокол 15 тонн и считается одним из трёх крупнейших колоколов периода Эдо. Услышать звон колокола можно 2 раза в день – 6 ударов ранним утром и 6 ударов в вечернее время. Считается, что колокольный звон не только помогает ориентироваться во времени, но главным образом избавляет от 108 земных страстей путем увещевания и повторения. Именно поэтому ударов 6, чтобы углубить процесс очищения.

Также интересно:  Святилища Никко, обитель духа сёгунов

Другие памятники, связанные с домом Токугава и пережившие разрушения во время войны – это ворота Куромон, построенные примерно в середине XVII века, и 200-летнее Кёдзо, хранилище сутр. Хранилище Кёдзо было построено в 1613 году с помощью вложений Токугавы Иэясу, а затем в 1800 году здание сильно переделали и переместили в другое место. Эти японские хранилища восьмиугольной формы с вращающимися книжными полками в центре были признаны культурным наследием страны. В древние времена в Кёдзо хранились три главные коллекции буддийских уставов – Собан, Гэнбан и Корайбан.

Дайдэн, ядро храма, был перестроен в 1974 году с использованием сочетания традиционной буддийской храмовой архитектуры и современных тенденций. Благодаря такому сочетанию архитектурных деталей храм может служить не только семинарией, но также и местом проведения религиозных ритуалов и панихид. Здесь находится большое деревянное изображение Амиды Нёрай, Будды Бесконечного света и главной святыни секты Чистой Земли, статуя датируется периодом Муромати (1333-1568). По обеим сторонам от неё стоят статуи Хонэна и Шаньдао, жившего в VII веке китайского монаха, чьи труды повлияли на развитие буддизма Дзёдо в Японии.

Косёдэн был задуман как лекционный зал и семинария для очищения души и укрепления стремления к жизни. На кессонном потолке главного зала изображены цветущие растения, которые были написаны 120 японскими художниками. Потолочный шедевр признан культурным наследием 21-го века, и это не зря, посетители могут легко ощутить благочестивую атмосферу и состояние блаженства, находясь под этим чудом.

Рядом с главным павильоном Дайдэн находится другой знаменитый павильон храма, Анкокудэн. В здании находится чёрное изображение Будды Амиды, которое, как говорят, вырезал монах Гэнсин (942-1017), чьи труды оказали влияние на распространение буддизма Чистой Земли. Предполагают, что Иэясу почитал это резное изображение и приходил сюда помолиться.Чёрное изображение Будды Амиды демонстрируется публике три раза в год, 15 января, 15 мая и 15 сентября.

Сад нерожденных детей

На территории Дзодзёдзи также можно увидеть и другие исторические свидетельства религиозного и культурного значения храма, но среди них особенно выделяется Сад нерожденных детей, который особенно популярен у иностранных туристов. Похожие места есть в храме Отаги Ненбутсу-Дзи в городе Киото и на священной горе Коя-сан.

Также интересно:  Сюанькун-сы: Висячий монастырь священной горы

Сад заполнен рядами одетых в красные шапочки и нагрудники каменных изваяний Дзидзо, духа-покровителя младенцев, не появившихся на свет по причине выкидышей, абортов, а также родившихся мертвыми. В Японию первая статуя Дзидзо попала в VIII веке, и с этого момента Дзидзо становится популярным по всей стране, Ее установили в Татибанадэра, однако потом перевезли в Хорюдзи, а монашеская братия знала о Дзидзо с периода Нара.

Иногда эти каменные статуи, которые могут быть как большими, так и маленькими, стоят прямо под открытым небом, а иногда под деревянным навесом. Рядом со статуями обычно устраивается небольшой алтарь, на который кладут нехитрые подношения — цветы, фрукты, соль или сладости. На головах у статуй вязаные шапочки, а вокруг шеи обмотан теплый шарф, встречаются и красные переднички. Некоторые статуи люди украшают одеждой и игрушками, что помогает людям пережить боль утраты.

К Дзидзо японцы обращаются с самыми разными просьбами, считается, что он непременно поможет при решении всех без исключения проблем. Дзидзо, хоть и стал со временем восприниматься как «народный заступник и покровитель», пришел в Японию вместе с буддийскими представлениями об аде и рае, упоминания о которых никогда не встречалось в исконной японской религии — синтоизме.

Именно Дзидзо отводилась роль посредника между миром людей и потусторонним миром. Более того, это божество призвано облегчить страдания душам людей, попавшим в ад, Сегодня бога Дзидзо почитают во всех районах Японии, полагая, что он может оградить людей практически от всех несчастий.

В «саду нерожденных детей» храма Дзодзёдзи размещено около 1300 небольших каменных статуй Дзидзо, которые преподносили храму для молитвы за здоровье ребенка и как часть ритуальных услуг для мидзуко, выкидышей. Здесь проводится ежемесячная поминальная служба Мидзуко Кюё. на которую могут прийти женщины, пережившие выкидыш, смерть ребёнка в утробе или в младенчестве.

Церемония короткая и простая, но очень трогательная. Верующие делают подношения в маленьких мешочках из красной ткани выбранной «фигуре сострадания» Дзидзо. Мешочки привязывают к статуе, зажигают благовония, священник произносит молитву. Подношения оставляют в молитвенной комнате на месяц, а затем относят к забору в саду. Вокруг этих статуй скорбящие родители часто складывают камешки, молясь о помощи для страдающей души ребёнка; встречаются статуи Дзидзо, с ног до головы покрытые такими камешками.

Япония, карта расположения храма Дзодзёдзи

Похожие статьи

Добавить комментарий