Хива — древний узбекский город, бывший одним из основных географических пунктов на Великом Шелковом пути и ставший живым памятником Хорезмского государства. Расцвет города был предопределен, когда было решено перенести столицу из Ургенча в Хиву. С тех пор над Хивой взмыли минареты мечетей, появились медресе, и она стала одной из жемчужин Узбекистана. Город-музей Хива может похвастаться многотысячелетней историей и верностью своим строителям: до сих пор в его историческом центре под открытым небом хранятся жемчужины архитектуры Хивинского ханства, наследника великого Хорезма.
Древняя Хива, история города
Существует легенда, повествующая об основании города Хива. Она гласит, что на месте будущей Хивы Сим — один из сыновей Ноя — выкопал колодец Хейвак, в котором была очень вкусная вода. Здесь впоследствии и разросся город, первоначально носивший имя колодца. Согласно другой древней легенде, когда пророк Мухаммед построил мечеть Аль-Масджид ан-Набави в Медине, он использовал глину из окрестностей Хорезма.
О том, когда был фактически основан город на месте современной узбекской Хивы, доподлинно неизвестно. Предполагается, что он появился более 2,5 тыс. лет назад, хотя первые упоминания о нем в письменных источниках относятся к X в. Путешественники того времени указывали на то, что Хива располагалась на караванном пути из Гурганча в Мерв (современные названия этих городов Куня Ургенч и Мары).
Преимущественно мусульманским городом Хива стала в VIII в.: в 712 г. она была завоевана Кутейбом ибн Муслимом — наместником персидской области Хорасан. В последующие несколько столетий Хива вместе с Хорезмским государством оказывалась под контролем различных правящих династий мусульманского мира: Африкидов, Сельджукидов и Ануштегинидов.
В период с 1097 по 1231 г. существует государство Хорезмшахов, и Хива входит в его состав. Однако наивысшее могущество этой империи, простиравшейся на территории современных Узбекистана, Туркменистана, Южного Казахстана, Ирана, Азербайджана, Афганистана, Таджикистана и Киргизии, пресеклось монгольским нашествием. В 1220 г. Хорезмское государство было буквально стерто с лица земли войсками Чингисхана. Хива была разрушена.
В 1511 г. в Хивинском ханстве (так принято называть Хорезмское государство в последний период его существования) воцарилась династия Шейбанидов. В 1598 г Хива стала столицей Хивинского ханства. Перенос столицы из Ургенча был связан с тем, что русло реки Амударья изменилось и в городе сложились тяжелые жизненные условия: горожане потеряли надежный источник воды и выход к Каспийскому морю. Приобретение Хивой нового статуса дало городу толчок к развитию. Он стал быстро разрастаться и в результате стал одним из образовательных и религиозных центров государства. Особый вклад в развитие Хивы внес Араб Мухаммад-хан (ум. 1621 г.), правивший в 1603-1621 гг. и сделавший Хиву одним из самых красивых городов государства наравне с Самаркандом и Бухарой. В частности, по велению правителя в 1616 г в городе было возведено медресе в честь наречения Хивы столицей Хорезмского государства.
В 1873 г. Хива была захвачена русскими войсками под руководством генерала Константина фон Кауфмана, которому пятью годами ранее удалось покорить Самарканд. В результате часть Хивинского государства перешла к Российской империи, территории вошли в состав Аму-Дарьинского отдела Туркестанского края. В составе Российской империи Хивинское ханство пользовалось определенной свободой: здесь действовали внутренние законы региона, на жизнь государства формальная подконтрольность России хоть и влияла, но незначительно. Хива приобрела еще большую значимость в торговле, так как через город стали проезжать и русские купцы, здесь открывались российские фирмы и торговые дома. Кроме того, намного более прибыльной стала работа местных ремесленников, чьи изделия стали пользоваться большим спросом.
Окончательно Хивинское ханство прекратило свое существование в 1919 г., когда местные власти были свергнуты силами Красной Армии. В результате сформировалась Хорезмская советская народная республика со столицей в Хиве, а в 1924 г. хорезмские земли были поделены между Узбекской и Туркменской ССР.
Архитектура и достопримечательности Хивы
Хива расположена в низовьях Амударьи в Хорезмской области Узбекистана. Город разделен на два района: Ичан-Кала, «внутренний город», скрытый за крепостными стенами, и Дишан-Кала, отстроенный за их пределами. На территории Хивы сохранилось более 250 исторических построек. Ичан-Кала включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Архитектурные памятники, сохранившиеся в исторической части Хивы, относятся преимущественно к периоду XVIII— XX вв. Однако археологические раскопки позволили найти остатки намного более ранних построек, в том числе остатки крепостных стен и захоронений 1-го тысячелетия до н. э., на фундаменте которых возводились новые здания.
Внутренний город Ичан-Кала построен в виде прямоугольника с воротами, расположенными по четырем сторонам света: Ата-Дарваза, ворота Багча, ворота Палван-Дарваза и Кош. Стены Ичан-Калы имеют длину 2200 метров. Общая площадь внутреннего города составляет около 30 гектаров.На территории Ичан-Калы расположено около 60-ти исторических памятников.
Необычной культурной особенностью старого города является то, что раньше было запрещено проносить покойников сквозь крепостные ворота и поэтому их хоронили у стен крепости, а некоторых непосредственно в самой стене.
Одним из самых древних сооружений, уцелевших в Хиве, является мавзолей шейха Сейида Аллауддина, который был возведен в XIV в. До наших дней сохранилось первоначальное здание из жженого кирпича, построенное над могилой шейха, однако внутреннее его убранство за века было утеряно.
Популярным местом паломничества в свое время стал мавзолей Пахлаван Махмуда, построенный в середине XIX в. В нем покоится поэт Пахлаван Махмуд, зарабатывавший на жизнь ремесленным делом и ставший героем городских легенд как непобедимый богатырь. Со временем Пахлаван Махмуд стал считаться покровителем Хивы. В результате рядом с мавзолеем были построены мечеть и ханака — суфийская обитель. Вокруг комплекса появились захоронения знатных особ.
Дворец Таш Хоули или «Каменный двор» расположен в восточной части старого города. Дворец был построен по приказу Алла Кули-хана в XIX веке. Работа над строительством и оформлением дворца длилась более восьми лет. Он был представлен правителю в 1838 году. Стоит отметить, первое что было построено здесь, это гарем, и только потом приемная и зал суда. Гарем состоит из небольших комнат для жен хана (всего их было четыре) и одной большой для самого хана. Дворец Таш Хоули имел сеть секретных коридоров, из спальни хана можно было пройти по отдельному коридору в каждую комнату своих жен.
Приемная представляла собой просторный двор квадратной формы, имеющий в центре пьедестал, который использовался как место для шатра гостей.
На территории дворца в юго-западной его части находился зал суда. Помещение как и все другие во дворце богато украшено майоликой. На другой стороне дворца располагались комнаты наложниц, которые жили здесь ожидая момента, когда пожилой хан обратит на них свое внимание. Количество наложниц было значительным, говорят, что у некоторых правителей было больше тысячи наложниц. Царство Алла-Кули-хана было золотым временем для Хивы. Оживленная торговля приносила больше денег в казну, не было разрушительных войн и набегов. Это был славный период, когда был построен дворец. В результате хан не жалел золота для строительства, и построил великолепный дворец в Хиве, видом которого мы можем наслаждаться и по сей день.
Символом Хивы служит минарет Кальта-Минар, построенный в пределах Ичан-Калы. Уникальным его делает необычное оформление: голубой майоликой и глазурированной плиткой покрыто все сооружение целиком. Известность минарету принесли размеры башни: в диаметре она имеет более 14 м. Название минарета Кальта-Минар переводится как «короткая башня»: он должен был быть намного выше, однако работы по его возведению так и не были завершены.
Минарет Кальта-Минар задумывался как самый большой минарет на Востоке. Однако работы так и не были завершены. Существует несколько версий относительно того, почему смелый замысел так и не был реализован. По одной из них, заказчик — Мухаммад Амин-хан — умер раньше, чем минарет был построен. По другой — мастер бежал, так как его хотели тайно убить после завершения Кальта-Минара, чтобы он не смог возвести такую же башню в Бухаре.
Духовный центр Хивы — пятничная Джума-мечеть. Первоначальное здание было построено еще в X в., но в XVIII в. она была перестроена на средства хана Абдурахмана Мехтара. Правда, при постройке новой мечети была использована 21 колонна, созданная еще для первого здания в Х-ХII вв. В 1905 г. к мечети было пристроено медресе Кази-Калян, в стенах которого преподавались как религиозные, так и светские дисциплины.
Одно из старейших медресе в Хиве – Ходжа Бердибай, построенное по инициативе богатых и уважаемых людей. Медресе сохранилось в почти первозданном состоянии. Строительство у восточных ворот Ичан-Калы датируется 1688 годом. Здание медресе Ходжа Бердибай – из обожженного квадратного кирпича. Медресе насчитывает 99 классные комнаты, летние и зимние мечети, подсобные помещения и библиотеку.
По внешнему виду медресе Ходжа Бердибай – прямоугольное здание с внутренним двором. Во время работы медресе в углах двора были сводчатые комнаты, где учителя и ученики отдыхали в жаркое время. Центральный вход роскошно украшен голубой майоликой.
Медресе Махдум-Талиб было построено по приказу писца и доверенного лица хана Хивы Мухаммада Рахим-хана в 1910 году. В медресе Махдума Талиба в основном готовили книжников и каллиграфов. В верхней части портала низкий в два ряда заложенный кирпич с зеленой глазурью. Через небольшой портал есть проход во внутренний двор. В помещениях, расположенных по углам двора, вы увидите резные двери, наследие узбекских традиций, сделанные лучшими мастерами Средней Азии.
Главным символом Хивы по праву считается минарет Ислам-Ходжа. Высота минарета достигает 56,6 метров, а диаметр фундамента составляет 9,5 метров. Геометрия минарета сужается вверх, и поэтому он кажется еще выше. Этот эффект усиливается горизонтальными лентами глазурованной облицовки. Крыша купола на вершине минарета выполнена из таких металлов, как бронза, латунь и медь. В течение определенного периода времени кровля светила словно золото.
Строительные работы минарета были проведены Исламом Ходжой, который занимал пост премьер-министра. Он сделал большой вклад в развитие города. При нем были построены хлопковая фабрика, аптека, больница, телеграф, почта и светская школа.
Величие этого минарета подчеркивается тем фактом, что оно примыкает к самому маленькому медресе. Центральный вход в небольшое асимметричное медресе Ислама Ходжа находится прямо в основе минарета. В медресе есть 42 худжры и большой зал. Михраб (ниша в стене мечети) украшен ганчем (природная смесь глины и гипса) и майоликой.
Внутри исторического города расположена крепость Куня-Арк, предназначавшаяся для правителя Хорезмского государства и оснащавшаяся особой охраной. Строительство крепости началось в конце XVII в., однако полностью работы были завершены только в XIX в. Перед крепостью расположена одна из главных площадей Хивы, на которой проводились военные парады и казни.
В восточной части главной площади, возле цитадели Куня-Арк находится медресе Мухаммад-Рахим-хан. Медресе было построено в 1871 году и считается одним из крупнейших учебных заведений в Хиве. Мухаммад Рахим-хан вошел в историю как просвещенный и мудрый хан. Во время его правления искусство и наука процветала. Он сам писал стихи под предполагаемым именем Фируз. Строение здания довольно необычно: с улицы посетители входят во внутренний двор, защищенный высокой стеной по периметру. В дальнем конце двора находится главное здание с двумя этажами с огромным входным порталом, который когда-то был украшен мозаичными узорами. Фасад здания украшен богатым декором из глазурованного кирпича, декоративной резьбой дверей, майолики, поражающей цветочными узорами.
Прекрасный вид на историческую часть Хивы со всеми ее архитектурными жемчужинами открывается с укрепленной башни Ак-Шейх-бобо, которая относится к крепости Куня-Арк. Прежде ее использовали как смотровую вышку.