Ксанф и Летоон, древние города Ликии

Древний город Ксанф находится на территории современной турецкой провинции Анталия в 40 км от Фетхие, посреди захватывающих панорам речной долины Эшер. В честь этой реки город получил и свое название — воды реки Эшер имеют желтый оттенок из-за илистых отложений, а в переводе с греческого «ксанф» означает желтый цвет речной воды. Этот древний город, который в 1988 году был внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, был столицей Ликийского государства, долгие года владычествовавшего на этих землях. Город расположен в окрестностях селения Кынык и, несмотря на разрушения, занимает достаточно обширную территорию. Ксанф, один из самых больших и значимых центров Ликийской цивилизации, который неоднократно подвергался нашествиям и грабежу, буквально восставал из пепла и за несколько столетий прославился не только в Ликии, но и за её пределами, став одной из главных археологических и культурных достопримечательностей Турции нашего времени.

Древний Ксанф, столица Ликии

Город Ксанф был основан в 12 веке до нашей эры, однако первое историческое упоминание о нем относится к 546 г. до н.э., когда город был оккупирован и полностью разрушен персами. Генерал персидской армии Гарпаг встретил здесь неожиданно сильный отпор. Несмотря на численное преимущество вражеских войск, ликийцы не пожелали сдать город без боя. Все мужчины Ксанфа, собрав имущество, матерей, жен и детей в акрополе, бросились в огонь войны, защищая свою землю. Однако почти все погибли. Около 80 семей, выехавших во время осады, впоследствии вернулись в свои дома и заново отстроили родной город.

После длительного правления персов в городе неоднократно сменялась власть: в конце 4 в. до н.э. он пребывал в составе империи Александра Македонского, в 309 г. до н.э. – под правлением династии Птолемеев, а после – в подчинении королю Сирии Антиоху III. Недалеко от северных городских ворот были найдены обломки с надписью: «Великий царь Антиох посвящает этот город богине Лето и её детям – Артемиде и Аполлону». Нужно отметить, что сирийский царь был одним из немногих правителей, который не стал разрушать город и заключил с жителями мирный договор, согласно которому Ксанф считался свободным городом.

Некоторое время Ксанф находился под господством Родоса. Чувствуя себя несвободными, жители города неоднократно поднимали восстания. В 190 г. до н.э. Ксанф вошел в состав Ликийского союза и даже успел обзавестись собственными тиранами – Лисанием и Эвдемом. Только в 167 году до н.э. городу удалось освободится от господства родосцев. В 1 веке до н.э. ликийцы сражались против бывшего триумвира Рима полководца Помпея на стороне легендарного Цезаря. Когда Цезаря убили, ликийцы отказались платить положенную контрибуцию, поэтому в 42 г. до н.э. черная полоса неудач вновь нависла над городом. Правители Ксанфа вступили в войну с республиканцами под предводительством Марка Антония, и город был захвачен Брутом, который надеялся найти в Ликийском союзе деньги и солдат. Противостояние длилось много дней и было самым страшным в истории города.

Поняв, что дальше противостоять врагу нет сил и возможностей, ликийцы, не желая отдавать город, во второй раз уничтожили его. Женщины с факелами в руках поджигали свои дома, после чего их убивали мужья. Одна из самых шокирующих сцен из истории города заставила прослезиться самого Брута. После падения Ксанфа, на одной из его площадей солдаты подвесили на веревке тело женщины с ребенком; в одной руке она сжимала факел, которым подожгла свой дом. Солдатам Брута было обещано щедрое вознаграждение за каждого захваченного жителя Ксанфа, однако живыми были взяты в плен всего 150 человек. В знак невиданного мужества Брут приказал вознаградить уцелевших героев.

После войны Ликийский союз не оставил этот героический город, при помощи и поддержке соседних правителей, а также Марка Антония, он был полностью восстановлен и в Византийский период стал епархиальным центром. Именно в это время Ксанф приобрел огромное количество роскошных строений, остатки которых можно наблюдать и в наши дни.

Одним из наиболее значимых памятников культуры в Ксанфе, сохранившимися до наших дней, является монумент Нереид, представляющий собой гробницу, стилизованную под греческий храм. Гробница была возведена в 4 веке до н.э., её фасад украшали статуи мифологических морских божеств – нереид, похожих на славянских русалок. Статуи возвышались на подиуме, от которого сегодня остались лишь обломки. Гробница была построена для царя Арбинаса, правившего Западной Ликией с 390 г. до н.э. и умершего спустя 20 лет.

Важным памятником также является Ликийский акрополь – верхний город, построенный в 5 столетии до н.э., который на северо-востоке обнесен стеной из камней, обработанных в виде причудливых многоугольников. Северная стена относится к Византийскому периоду и представляет собой комплекс ликийских гробниц, башни которых достигают 4 метров в высоту. На территории акрополя располагался большой монастырь, с пристроенной к одной из его стен церковью; полы обители выложены прекрасной мозаикой – одной из лучших в Западной Турции. На входе в акрополь расположены построенные в элллинистический период главные ворота Ксанфа.

Монумент Гарпий – построен в 480-470 гг. до н.э., достигает 5,5 метров в высоту и представляет собой башню-могилу, со всех сторон украшенную рельефами, на которых изображены мертвые герои и женщины-птицы, уносящие их души. Рельефы этого надгробного памятника вывезены в Британский музей. Когда археологи только обнаружили монумент, они думали, что женщины с крыльями птиц, изображенные на нем, это мифические гарпии (отсюда и название памятника), однако позже выяснилось, что высеченные фигуры принадлежали сиренам.

Также интересно:  Чампанер-Павагадх, археологический парк Индии

Обелиск Ксанфа, или ликийско-милийская стела также относится к объектам важного культурного наследия Ликийского государства. По форме этот монумент похож на классические колонные захоронения Ликии, однако имеет необычайно большую историческую важность. Сверху донизу он покрыт надписями – более 250 строк, подразделяющиеся на три группы. Это самая длинная надпись, обнаруженная на территории древней Ликии. Первая группа – надписи, покрывающие южную и восточную стороны, а также часть северной стороны обелиска, выполнены на ликийском языке, из них 12 строк относятся к греческой сатире (вторая группа). Греческая надпись гласит о том, что обелиск построен в честь воина, побеждавшего во многих сражениях и этим прославившего себя и свою семью. Третья группа – надписи, покрывающие западную и часть северной стороны обелиска, выполнены на ритуальном ликийском языке, трудно поддающемся трактовке. Вместе со стелой из Летоона, эти надписи помогли учеными в расшифровке и изучении ликийского языка.

Также весьма интересны архитектурные памятники Ксанфа, возведенные в период римского владычества. К ним относятся выполненные в виде арки ворота Веспасиана, римский театр, который находился за северной стеной акрополя и вмещал в себя около 1000 человек, римская агора и римская гробница – крайнее к югу захоронение, которое вероятно было построено во времена Первого триумвирата (59-53 года до н.э.), и представляет собой могилу с погребальной комнатой, по своим очертаниям напоминающая башню.

Римский акрополь – находится на холме к северу от агоры, использовался во времена правления греков и римлян. Здесь хорошо сохранился монастырь, построенный в ранневизантийский период, с термами и широким внутренним двором, а также несколько гробниц за пределами города. Среди них могила Паяву – так называемая гробница Льва (одноименная ей существует также в ликийском городе Каш). Надгробная плита украшена барельефом – всадники и воины сражаются со львами. В настоящее время крышка саркофага, на которой также изображены львы, хранится в Британском музее. А через весь город тянется римский акведук, протяженностью 10 км.

Летоон, город древней богини

В четырех километрах от Ксанфа расположены руины Летоона, названного в честь древнегреческой богини Лето, и являвшегося одним из важнейших религиозных центров Ликийского союза. Сегодня же вместе с Ксанфом Летоон включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Согласно легенде, нимфа Лето, беременная от Зевса, опасаясь гнева его ревнивой жены Геры скиталась по Малой Азии. Когда она захотела пить местные пастухи не дали ей утолить жажду в близлежащем источнике, но волки пришли ей на помощь и указали дорогу к реке Ксанф. После рождения близнецов Аполлона и Артемиды Лето основала в том месте страну, назвав ее Ликия ( с греческого «ликос» означает «волк»). Пастухов она превратила в лягушек, а на месте источника, из которого ей когда-то не разрешили испить, возвела Летоон – центр всех ликийских городов и место поклонения Лето и ее детям, Аполлону и Артемиде.

Также интересно:  Крепость Авила, город камней и святых

Еще одна история рассказывает о том, что в 88 г. до н.э., во время осады города Патара, понтийский царь Митридат VI, приказал вырубить деревья, посаженные вокруг святилища богини Лето, для постройки военных машин. Однако Митридату приснилось столь страшное сновидение, что он оставил не только саму затею, но и уже вырубленные деревья.

Историки же выяснили, что город был построен на месте древнего святилища, которое использовалось последователями культа Богини-матери еще до прихода греков – в 7-5 веках до нашей эры. С распространением греческой культуры (в 4 в. до н.э.) здесь начинают поклоняться возлюбленной Зевса и её детям. Раскопки, проведенные в этой болотистой местности французскими археологами с 1962 по 1965 года, проходили наполовину в воде, однако дали любопытные результаты. Город имел несколько достопримечательностей, среди которых выделяются три храма — Аполлона, Артемиды, и богини Лето, самый крупный и древний из них, датируемый 3 веком до н.э.

Храм был построен в ионическом стиле и имел собственное святилище. Нужно отметить, что это не единственный храм, посвященный древнегреческой богине, еще два располагаются на северо-западе от Летоона – в античном городе Калинда (Calynda) и современном Мармарисе. Сама богиня, а также её дети, очень почитались жителями Ликии, поэтому в храме ежегодно проводились национальные фестивали. Говорят, даже Александр Македонский приносил в храм свои дары, а после откровений летоонского оракула решил идти в поход на Персию.

Также к основным достопримечательностям Летоона относятся эллинистический театр и византийская базилика. Кроме того на месте раскопок древнего города была найдена уникальная стела, с высеченными на ней эпиграфическими надписями на ликийском, греческом и арамейском языках. Надписи сделаны в 358 году до н.э. и дали ученым много информации о жизни и языке древних ликийцев. В повествовании идет речь о древней королевской династии, которая правила в Ликии до прихода римлян. В нём также упоминается о богине Лето и её детях. Авторы надписей склоняют жителей Ликии соблюдать традиционные ритуалы жертвоприношения и законы ликийского государства, в противном случае те будут наказаны богами. В настоящее время стела хранится в городском музее Фетхие.

В седьмом веке нашей эры древний город покинули жители, и сейчас Летоон выглядит, как и большинство ликийских городов. Из-за болотистой местности храмы частично затоплены водой, остатки некогда прекрасных резных колонн поросли травой. И только непрекращающиеся раскопки дают возможность увидеть фундаменты древних зданий и беседок. При кладке камня не применялись скрепляющие растворы, может, поэтому их и не пощадило время. Поднявшись на верхние трибуны летоонского театра можно увидеть то немногое, что осталось от наполненного когда-то жизнью Летоона – религиозного центра Ликии.

Турция, карта расположения Ксанфа и Летоона

Похожие статьи

Добавить комментарий