Резиденция архиепископа в Вюрцбурге ‒ выдающийся образец барочного дворца уникальной стилистической чистоты и одновременно самая необычная постройка в стиле барокко на территории Германии. Этот, как его называл Наполеон, «самый большой поповский дом Европы» был построен в 1740-1770 годах, а в 1765-1780 годах вокруг нее был разбит роскошный парк. На сегодняшний день эта архитектурная достопримечательность Германии считается одним из самых значительных дворцовых ансамблей в стиле барокко и входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Резиденция архиепископа в Вюрцбурге, история
В решающие периоды истории Вюрцбурга им правили два архиепископа из рода Шёнборнов, помимо честолюбия отличавшиеся еще и любовью к искусству. Йоханн Филипп Франц фон Шёнборн в 1719 г. приступил к планированию большого проекта в стиле барокко, а Фридрих Карл фон Шёнборн энергично способствовал завершению в 1744 г. строительства, ставшего к тому времени престижным объектом для рода Шёнборнов, призванным стать своеобразным памятником могущественному епископскому роду Шёнборнов — Грайфенклау, занимавшему видное положение в огромной империи. Из рода Шёнборнов происходит восемь епископов и архиепископов, двое из них — кардиналы, а один даже занимал пост вице-канцлера Священной Римской империи. Шёнборны — известные покровители искусств и меценаты, заядлые строители. Одна из возведенных ими резиденций, находящаяся в Бамберге также включенная ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия.
Парадная резиденция маленького, но гордого и амбициозного княжества в австро-германской империи имела гораздо большее значение, нежели родовой замок в каком-либо другом месте Европы. Она была наглядной демонстрацией древней родословной, достоинства, богатства и успеха ее владельцев, их главной презентацией себя и своего «королевства». С начала XVIII века уже не воинская слава, но возведение дворцов и парков, собирательство коллекций и библиотек, блеск и утонченный этикет придворной жизни в наибольшей степени способствовали самоутверждению местных князей. И именно в эту область теперь было перенесено их основное соперничество. Целые россыпи маленьких «Версалей», стремящихся иметь все атрибуты королевского величия и роскоши в сочетании с современными достижениями французской моды, появились в это время в каждом уголке австро-германских земель. И Вюрцбургской резиденции суждено было стать одной из самых блистательных из них.
Знаменитый дворец был построен благодаря алчности секретаря епископа, некого Якуба фон Холаха. Тот часто запускал руку в епископскую казну, за что и поплатился огромным штрафом. Когда махинации всплыли, «стороны конфликта» договорились о внесении около 600 000 гульденов в епископскую кассу, опасаясь еще больших издержек на бесконечные тяжбы в Высшем имперском суде. Власти Вюрцбурга потратили полученные с обманщика деньги на строительство новой епископской резиденции. Вице-канцлер Фридрих Карл фон Шёнборн, курировавший это строительство из Вены, прислал в качестве консультантов уже прославленных архитекторов империи — Максимилиана фон Велша и Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта.
Сначала работами руководил Иоганн Дитценхофер, архитектор Поммерсфельдена. С 1719 году Бальтазар Нойман возглавил строительство первого этажа нового двора, а вскоре ему поручили планирование и строительство всего здания. К моменту, когда Нойман получил этот заказ, ему исполнилось всего 33 года. Он пришел в архитектуру окольными путями, освоив до этого профессию мастера оружейных дел. Поэтому около его фигуры, которую можно обнаружить на фресках Тьеполо, изображена внушительных размеров пушка. Резиденция стала первым большим проектом Ноймана и оказалась делом всей его жизни — главным из трех десятков дворцов, церквей, часовен… Всего в период возведения корпусов и отделки резиденции за более чем тридцать лет при Ноймане сменилось пять епископов. При одном из епископов он на несколько лет попал в немилость и был отстранен от проекта.
Помимо Хильдебрандта и фон Велша из Парижа для консультаций приглашались Робер де Котт и Жермен Боффран. Большую роль в декорировании интерьеров сыграли привлеченные скульпторы и лепщики Иоганн Вольфганг фон дер Овера и Антонио Босси и знаменитый живописец Джованни Баттиста Тьеполо. Нойман, автор проекта и воплотитель основных идей, подобно гениальному дирижеру сумел объединить все эти австрийские, французские, итальянские и фландрские влияния в гармоничное целое, сохранившее своеобразие местного франконского стиля.
Резиденция архиепископа в Вюрцбурге, архитектура и достопримечательности
Общая композиция Вюрцбургского замка во многом обязана Версалю. Композиционная схема резиденции включает несколько флигелей, объединеных вокруг центрального здания. Внутренние дворы разделены поперечными строениями, образуя сложную конфигурацию из многочисленных корпусов и дворов. К зрителю, обходящему дворец с внешней стороны, он каждый раз обращается новым неповторимым фасадом, как будто демонстрируя некий комплекс разнообразных типов дворцовой архитектуры.
Главный, парадный фасад обращен в сторону города. Его глубокий внутренний двор (Эренхоф) закрывает великолепная ажурная решетка. Помимо следования схеме французского курдонёра в формировании парадного фасада, данью французской моде также явились мансардные полуэтажи, которые не только оживили и разнообразили архитектуру дворца, но и предоставили достаточно места для размещения служб. Парадный фасад отличается обильным декором, организованным регулярным членением окон и пилястр. Пышный барочный портал имеет балкон над колонным портиком, на который выходят огромные, арочной формы французские окна-двери. Балюстрада кровли в традиции итальянского барокко украшена многочисленными вазонами и скульптурой.
Очень наряден Гартенфасад (садовый фасад), выходящий к Хофгартену (дворцовому парку), в противоположность городскому фасаду вытянутый по единой линии на 167 метров. Плоскостность боковых едва выделенных пилястрами, только подчеркивает нарядную пластичность трехгранного объема центрального павильона, украшенного круглыми и овальными окнами и роскошной лепниной. В решении Гартенфасада проступает очевидное влияние венской архитектуры: его центральный павильон явился блестящей ноймановской вариацией центрального ризалита Верхнего Бельведера в Вене архитектора Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта.
Наибольший интерес в резиденции представляют интерьеры, созданные при участии великого итальянского живописца Джованни Батиста Тьеполо. Интерьеры Вюрцбурга принадлежат к числу лучших образцов внутренних отделок европейской архитектуры XVIII века, они очень парадны и эффектны. Стиль их совмещает барокко и рококо, что вообще характерно для немецкой архитектуры первой половины XVIII века.
Главным элементом торжественной представительности и смысловым центром резиденции стала ее знаменитая парадная лестница. Известно, что по указанию Иоганна Филиппа Франца фон Шёнборна она должна была быть подковообразной формы и идти наверх двумя маршами с двух сторон вестибюля, как это было принято в венских дворцах. Однако Нойман, после поездки в Париж и знакомства с новыми достижениями французской архитектуры, создал новый план. Пятинефное, занимающее всю северную часть холла здание лестницы начинается единым маршем и на площадке поворота разделяется на два рукава, поднимающихся торжественными монументальными маршами на верхний этаж.
В этой великолепной театрализованной, невиданной по своему масштабу лестнице искусство Ноймана-инженера проявилось во всем блеске. Архитектор устранил из проекта первоначально запланированные верхние ряды опор, оставив всю конструкцию с ее огромными массами свободно лежать на выгнутых сводах с четко просчитанной кривизной подъема. Сохранились свидетельства современников, что Иоганн Лукас фон Хильдебрандт сомневался в жизнеспособности ноймановской конструкции, предсказывая, что за созданный эффект рано или поздно придется расплачиваться ее крушением. Тем не менее во время бомбежки 1945 года именно лестница единственная осталась стоять непоколебимым остовом вместе со своим знаменитым, расписанным Тьеполо, сводом среди рухнувших стен соседних флигелей.
Именно в Вюрцбурге итальянскому художнику Джованни Баттисте Тьеполо, уже прославившемуся к этому времени в качестве «короля монументальной живописи», суждено было создать свои наиболее знаменитые шедевры: грандиозную фреску лестничного свода (длиной почти 32 метра, шириной 18 метров), ставшую самой большой потолочной фреской в мире, и фрески Императорского зала (1752-1753).
По своей развернутой аллегорической программе фреска лестничного зала соответствует ее беспрецедентному масштабу и является образцом парадной иконографии уходящего барокко. Тьеполо задумал воссоздать картину современного ему мироустройства, где центральной темой становится восхваление правления князя-епископа Вюрцбургского как покровителя наук и искусств. Живопись Тьеполо также украшает главный парадный зал резиденции — овальный Императорский. Здесь для стенных фресок было выбрано два значительных события из истории вюрцбургского княжеского дома: бракосочетание Фридриха I Барбароссы и Беатрисы Бургундской (1156) и получение епископом Вюрцбургским Франконского герцогства из рук императора (1168).
Ноймановская архитектура Императорского зала — шедевр франконского рококо, тем более удивительный, что все приемы этого легкого и изысканного стиля, во Франции применяемые прежде всего в камерных пространствах небольших особняков, здесь предстают в барочных масштабах торжественного зала с двухъярусным освещением и сводчатым перекрытием. Все элементы рокайля здесь доведены до необыкновенной выразительности и даже утрированы, за счет чего возникает необычайно яркий, поражающий воображение эффект.
Покрытые штукатуркой и расписанные стены имитируют мрамор — любимый прием обманки рококо. Огромные раковины раскрываются над дверными и оконными проемами, рокайльный картуш и формообразующая спираль подчиняют своему изогнутому ритму богатый декор стен и свода. Овал, лежащий в основе плана зала, многократно повторяется в арочных формах окон, дверей, зеркал, падуг свода и декоративных филенок. Обилие белого цвета и преобладающая нежная пастельная гамма добавляют впечатление удивительной легкости этому залитому светом пространству. Свет струится из многочисленных окон, стеклянных дверей, зеркал и даже из рам и лепнины, куда вставлены крохотные овальные зеркальца.
Величественные росписи Тьеполо за счет легкости письма и высветленного колорита совершенно лишены какой-либо подавляющей монументальности. В соответствии с игровой эстетикой барокко фигуры фресок, «покидая» отведенные им обрамлениями места, «разбредаются» по стенам, вылезают из картушей и располагаются на архитектурных элементах, однако, как и белоснежные порхающие скульптуры, они совершенно лишены какой-либо объемной телесности и бесплотными видениями парят в светоносном зале.
Императорский зал — сердце резиденции, на нем сходится круговая анфилада парадных комнат князя епископа. Здесь в других, уже камерных масштабах, мы опять встречаемся со всеми характеристиками франконского рокайля. Это и причудливые кружева стукковой лепнины, и имитации росписи под мрамор, и настенные гобелены на парковые темы, и фигурные рамы десюдепортов, и изящная инкрустированная мебель. Следуя французским образцам, Бальтазар Нойман объединил комнаты в длинную анфиладу протяженностью более 160 метров. Южные комнаты, включающие Зеркальный кабинет, появились в 1729-1746 годах при правлении Фридриха Карла фон Шёнборна, в них заметна ориентация на венское рококо. Северная анфилада была оформлена позже, в 1749-1754 годах, при Карле Филиппе фон Грайфенклау и включает комнаты с великолепными резными деревянными панелями и стукковой декорацией из позолоченной и белой лепнины работы итальянца Антонио Босси.
Именно в Германии достигла апогея столь любимая в рококо игра с зеркалами и светом — ее вершиной явились зеркальные кабинеты, великолепным образцом которых стал Зеркальный кабинет Вюрцбургского дворца с его фантастическими эффектами множащихся отражений уходящих в бесконечность пространств. Только в Германии сохранилось все многообразие этой игры, когда кусочки зеркал вкраплялись в лепной декор потолка, стен, картинных рам, вспыхивая вдруг от солнечных лучей или огня свечей волшебным блеском в самых разных уголках зала.
Чрезвычайно эффектен Гартензал (садовый зал), который находится на нижнем этаже, выходящем в парк. По контрасту с несколько распластанным овальным зальным объемом Нойман выстроил внутри него сферическую аркаду из стройных колонн, над которой раскинулся легкий шатер свода. В соответствии с модой рококо в интерьер привносятся формы парковой архитектуры. Эффект усиливается тем, что иллюзионистическая зелень свода и реальная зелень сада, входящая в зал через многочисленные проемы высоких французских окон-дверей, размывают границы реальности, создавая иллюзию единого легкого, пронизанного светом пространства садовой беседки.
Неотъемлемой частью Вюрцбургской резиденции является придворная церковь — Хофкирхе (1743). Розовая узорчатая текстура мраморных колонн, белый и позолоченный мраморный стукко и теплый колорит фресок работы придворного живописца Рудольфа Вайса образуют богатую контрастами красочную композицию. Над боковыми алтарями расположены две картины Джованни Баттиста Тьеполо: «Вознесение Марии» и «Битва ангелов».
Для посещения во дворце открыты в общей сложности более 40 помещений, представляющих вниманию посетителей большое собрание мебели, тканых ковров, картин и других произведений искусства 18-го столетия. Здание пострадало во время Второй Мировой войны. Чудом уцелели Парадная лестница, Белый и Императорский залы, ряд других помещений. Послевоенная реставрация дворца продолжалась 40 лет и закончилась в 1987 году воссозданием знаменитого Зеркального кабинета, полностью утраченного во время бомбежки. В распоряжении реставраторов было множество фотографий, цветных слайдов, а также акварелей, сделанных в 1876 году придворным художником короля Людвига II, но несколько десятилетий не удавалось раскрыть секреты старинной техники.
Вокруг Дворца-резиденции был раскинут роскошный так называемый регулярный французский барочный парк. Регулярный французский парк отличается от других геометрически правильными формами клумб. Дворцовый парк состоит из нескольких практически самостоятельных частей, — Восточного сада и Южного сада c ландшафтной частью, а также Кухонного сада и Оранжереи.
Террасы начинаются за полукруглым партером Дворцового парка. С них открывается замечательный вид на парк и Резиденцию. На террасах проложены аллеи и есть скамеечки для отдыха. Террасы огорожены балюстрадой с цветочными вазонами и скульптурами на темы античной мифологии.
Вюрцбургская резиденция стала ярчайшим примером монументального парадного дворцового комплекса. Архитектурный и инженерный гений Ноймана позволил ему, отобрав из многих архитектурных примеров наиболее выразительные компоненты, создать собственный, индивидуальный, неповторимый художественный стиль, получивший самую широкую известность и ставший образцом для многих подражаний.