Вальхалла, Зал Славы и Зал Освобождения: Символы истории германской нации

Проплывая на пароходике по Дунаю в окрестностях Регенсбурга, путешественники открывают для себя удивительное зрелище. На высоком берегу реки возвышается монументальное здание в лучших традициях античного искусства. Это Вальхалла — величественный беломраморный храм, который спускается своими широкими лестницами (358 ступенек) к Дунаю и как бы призывает: заходи, здесь ты приобщишься к героическому, вечному и высокому! И его призывы вас не обманывают: Вальхалла, пожалуй, один из самых могучих и красивых памятников долгой и величественной германской истории.

Вообще, Вальхалла в ее исконном значении, согласно мифологии древних германцев, — это то место, где после смерти обитают герои и полубоги. По легендам, представляет из себя гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля для последней битвы Рагнарёк. Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и рубятся насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль.

Вообще, обычай увековечивать память своих знаменитых соотечественников происходит из средневекового Рима. Там для этих нужд был приспособлен возведенный еще в античные времена Пантеон, в котором нынче захоронены великие сыны Италии: короли, Рафаэль, композитор Корелли и другие. Аналогичное сооружение было воздвигнуто и в Париже бредившим античностью Наполеоном. Ничтоже сумняшеся, он тоже назвал его Пантеоном. Там покоятся писатели Вольтер, Дюма, Гюго и Золя, художник Давид, знаменитые ученые и политики.

Германия не желала отставать от остальной Европы, и сразу после наполеоновских войн появилась идея создания чего-то похожего, но еще более величественного. В первой половине XIX века в немецком обществе была необычайно актуальна идея объединения страны из разрозненных княжеств в единое мощное государство. Немцы осознавали себя как единую нацию, а нация требовала символов своей тысячелетней истории. Мысль о создании пантеона великих немцев пришла в голову баварскому королю Людвигу I. По мысли Людвига, его Вальхалла должна была стать памятником величайшим представителям Германии за 1800 лет, начиная с великой битвы германского племени херусков во главе с Арминием с римлянами в Тевтобургском лесу в 9 г н. э. (которая увековечена грандиозным памятником Арминию, возведенным на месте сражения).

Еще будучи кронпринцем, Людвиг обдумывал эту идею, но воплощать ее в жизнь ему пришлось уже после вступления на престол. Людвиг I поручил постройку мемориала своему любимому архитектору, выдающемуся представителю классицизма Лео фон Кленце, в те времена превращавшему Мюнхен в «Афины на Изаре», и который впоследствии спроектировал здание Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Торжественное открытие состоялось 18 октября 1842, в 29-ю годовщину Битвы народов.

Также интересно:  Мир буддийской Преисподней, часть 1: Банг Саен, тайская модель Рая и Ада

Своему преклонению перед памятниками античности Лео фон Кленце был верен и на сей раз: образцом для Вальхаллы он избрал афинский Парфенон. В предверии образования Германской Империи в 1871 г., «немецкий» был синонимом «германского», поэтому в зал были включены представители готов, лангобардов, англосаксов, франков и швейцарцев.

От подножия холма поднимаются 358 мраморных ступеней к массивному, выведенному в виде террасы фундаменту храма. Все здание имеет 138 м длины, 91 м ширины и больше 60 м высоты. Сам храм, при длине в 74 м, имеет в ширину 35 и в высоту 25 м. Он построен из унтерсбергерского светло-серого мрамора и покоится на 62 полых дорических колоннах. Передний фасад украшает колоссальная фигура Германии, с 16 символическими изображениями, знаменующими восстановление германского отечества после войны за освобождение, а задний фасад — 15 фигур, с Арминием в середине, изображающих поражение римлян херусками.

Внутренность храма, получающего свет через отверстия в богато украшенном бронзой и золотом потолке, представляет продолговатый четырехугольник, разделенный на три отделения, из которых в среднем находятся две сидящие, а в обоих боковых — две стоящие богини победы из каррарского мрамора, изваянные Раухом. Кругом стены тянется мраморный фриз, представляющий в рельефах картины из жизни древней Германии, до введения христианства Бонифацием. Под фризом у стены поставлены на консолях и постаментах 163 мраморных бюста героев Вальхаллы, знаменитых немцев, в два ряда, один под другим. Имена же тех (64), от которых не сохранились портреты, изображены золотыми буквами на стенах или на фризе.

В Зале славы Вальхалла выставлены бюсты выдающихся немецких композиторов — Иоганна Себастьяна Баха, Иоганна Брамса, Людвига ван Бетховена, Рихарда Штрауса. Немецкую науку здесь представляют Альберт Эйнштейн, Иоганн Кеплер, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Юстус фон Либих. Не менее обширна галерея германских художников (Альбрехт Дюрер, Антон ван Дейк, Ян ван Эйк), писателей и поэтов (Иоганн Вольфганг фон Гёте, Фридрих Готтлиб Клопшток, Готхольд Эфраим Лессинг). Здесь же присутствует и статуя короля Людовика.

Решение об увековечивании здесь того или иного человека принимают Совет Министров Баварии и Баварская академия наук. Наши соотечественники обрадуются, увидев среди всех этих мемориалов бюсты генерал-фельдмаршала Христофора Антоновича Миниха, полководца Михаила Богдановича Барклай-де-Толли и Ивана Ивановича Дибича-Забалканского. Число «обитателей» Вальхаллы постоянно пополняется. В 2003 году сюда был помещен бюст Софи Шолль, участницы антигитлеровского Сопротивления. Каждый год добавляет по одному имени: в 2007 году в Валхалле увековечен великий математик Карл Гаусс, в 2008 году сюда поместили Эдит Штайн, монахиню и философа, а в 2009-м — поэта Генриха Гейне.

Также интересно:  Франкфуртский собор, символ единства нации

В Вальхалле представлено мало женщин — всего 11 бюстов. Хотя Людвиг I, с нетипичной для того времени толерантностью, говаривал: «Путь сюда не закрыт никому, и женщинам в том числе. В Вальхалле все равны, после смерти все земные различия превращаются в ничто!» Но то, что в число этих немногих женщин вошла русская императрица Екатерина II, вселяет в нас законную гордость.

В Мюнхене в дальнейшем (1853 год) был создан дополнительный Зал Славы Баварии — Румесхалле (Ruhmeshalle München). Девять из баварских памятных знаков впоследствии сделаны и для Вальхаллы. Несмотря на то, что эти бюсты были разрушены во время Второй Мировой войны, они не были воссозданы, а лишь установлены памятные доски о перемещении их в Вальхаллу. Однако памятник Людвигу I имеется и Вальхалле, и в Румесхалле.

Зал славы Румесхалле также был создан Лео фон Кленце по указу короля Людвига I Баварского. Он был построен совместно со статуей «Бавария» и образует с ней одну структурную единицу. Ансамбль окружен парком Бавария (нем. Bavariapark). Зал построен из известняка и имеет ширину 68 метров и глубину 32 метра. Крыша поддерживается 48 фронтальными колоннами высотой 6,95 метров и диаметром 1,25 метров, а также задней стенкой.

Своей постройкой и расположенными в ней бюстами важнейших персон Баварии король Людвиг хотел способствовать самовыражению Баварии. В сочетании с монументальной статуей он внес вклад в признание культурного значения одной из крупнейших и богатейших немецких земель.

Мемориал «Зал Освобождения» Бефраюнгсхалле находится в Кельхайме, небольшом городке поблизости от Регенсбурга, на горе Михельсберг. Прекрасные пейзажи, открывающиеся с горы, привлекли внимание тогда еще кронпринца Людвига I. Ему нравилось наслаждаться красотой долины Дуная, а так же чудесным видом, открывающимся на старинный город, находящийся у подножия горы. Старинные постройки и памятники ранней истории привлекали внимание кронпринца, а в сочетании с прекрасными пейзажами создавали картину неописуемой красоты. Людвиг I буквально влюбился в это место, а посему избрал его для будущего Зала освобождения.

Также интересно:  "Индуистский Диснейленд": Сурендрапури, парк тысячи богов

По указанию короля здесь было решено построить 60-ти метровую ротонду, Зал Освобождения Бефраюнгсхалле (Befreiungshalle). Зал Освобождения задумывался как мемориал в честь победы в освободительных войнах против Наполеона 1813-1815 годов объединенных немецких государств.

Это помпезное строение было спроектировано Фридрихом фон Гарзеном, придворным архитектором баварского короля. Было решено построить сооружение в римско-античном стиле, но со средневековой формой. За основу был взят стиль итальянского раннего Ренессанса. Необычайный купол здания находится в окружении арочной галереи, состоящей из 18 каменных канделябров. Огромные статуи олицетворяют собой 18 объединенных германских племен, которые являются прародителями германской нации. Второй смысл, заключенный в постройке статуй — это впечатление того, что статуи охраняют храм и как бы защищают Германию.

Фридриху фон Гарзену не удалось закончить проект. Еще не была установлена третья ступень цоколя, как Фридрих фон Гарзен скоропостижно скончался. Это произошло 21 мая 1847 года. Работы пришлось временно остановить. Обязанность завершить постройку знаменательного сооружения взял на себя архитектор Лео фон Кленце. Но он заканчивал Зал освобождения по измененному проекту, несколько отличающемуся от оригинального.

Открытие Зала Освобождения состоялось 18 октября 1863 года. Оно было приурочено к пятидесятой годовщине «Битвы народов», происходившей у Лейпцига. Интересная куполообразная форма сооружения производит на посетителей неизгладимое впечатление. Зал освобождения достигает 45 метров в высоту, 29 метров в диаметре. Интересно отметить, что Пантеон, один из прообразов сооружения, имеет такой же диаметр, но меньшую высоту в 42, 2 метра. Богини Победы, выполненные из белого мрамора, и держащие в руках золотые щиты, а так же стены без излишеств производят впечатление торжественности и важности минут, проведенных в Зале славы. Всего в сооружении 34 статуи богинь Победы. Богини поддерживают щиты, на которых указаны названия освободительных сражений. Богини как бы объединены в торжественный хоровод и приглашают принять в нем участие всех посетителей.

Между этажами располагаются 18 мемориальных дощечек, на которых указаны выдающиеся герои сражений. В золотых буквах колоннады заключены названия крепостей, которые были взяты. В мраморный пол вписано изречение, произнесенное королем Людвигом I. Оно гласит о том, что не следует забывать, что приводит к освободительной борьбе и вследствие чего немцы победили. Это изречение еще раз напоминает о истинном поводе сооружения Зала освобождения. Это изречение обрамлено восемнадцатью звездами Давида по кругу. Над входным порталом находится надпись: «Немецким освободителям. Людвиг I Король Баварии».

Похожие статьи

Добавить комментарий