Везле – исторический город в Бургундии, расположенный в 15 километрах к западу от города Авалон. Здесь сохранился один из самых прекрасных романских храмов, представляющих собой удивительную архитектурную достопримечательность Франции. Церковь старого бенедиктинского аббатства, ныне известная как базилика св. Марии Магдалины, или Сант-Мари-Мадлен, была построена в 1100-х гг. Что касается самого монастыря, то он возник еще в IX столетии и стоял в начале одного из четырех главных паломнических маршрутов, ведущих в Сантьяго-де-Компостелу.
Аббатство Везле, история обители бенедиктинцев
Аббатство Везле, давшее жизнь одноименному городу, имеет долгую и интересную историю. Еще во времена ранних христиан здесь существовала молельня, но толчком к развитию религиозного центра послужило основание в 9 веке бенедиктинского мужского монастыря, который расположился на высоком холме и был хорошо защищен от военных нападений. Первая церковь этого монастыря была освещена в 878 году, а в середине 11 века сюда переместили легендарные мощи Марии Магдалины, будто бы доставленные со Святой земли не то лично основателем монастыря – св. Бадило, не то его посланниками.
Вскоре монастырь перешел в подчинение крупнейшему во Франции аббатству Клюни, что вкупе с растущим потоком паломников, желающих поклониться мощам известной святой, способствовало росту статуса Везле. Развитию Везле также способствовало и то обстоятельство, что к середине 12 века оно превратилось в один из важнейших пунктов на паломническом пути к Сантьяго-де-Компостела. Важно также отметить, что именно в Везле святой Бернар Клервосский в своей знаменитой проповеди призвал христиан ко второму крестовому походу.
Все это создавало необходимость в новых обширных архитектурных пространствах, которые бы соответствовали статусу аббатства Везле и могли бы вместить постоянно растущее количество паломников. Постройка новой, более вместительной церкви легла тяжелым бременем на плечи окрестных крестьян. Недовольные ростом налогов, связанных со строительством, они подняли мятеж и убили аббата. Тем не менее постройку удалось завершить, и новый большой храм был освящен 21 апреля 1104 г. Первая значительная реконструкция существующей церкви была произведена в начале 12 века, когда были выстроены романские хоры. В 1120 году построенный при Каролингах неф храма был серьезно поврежден пожаром, после чего был выстроен больший по размерам неф в романском стиле, а затем – пристроен обширный нартекс (крытая паперть), освященный папой Иннокентием II в 1132 г.
В 1162 году аббатство Везле вышло из-под контроля Клюни, и стало относиться к епископству города Отёна. Вскоре после этого снова случился большой пожар, уничтоживший крипту и хоры, что повлекло за собой новые реконструкции. Были возведены хоры и трансепт в новом, только зарождающемся в то время готическом стиле. В 13 веке после добавления к нефу аркбутанов церковь приобрела облик, который, несмотря на многие перипетии ее долгой истории, сохраняется и по сей день.
Падение популярности Везле началось со 2-й пол. XIII в. В 1279 г. произошло еще одно удивительное обретение мощей св. Марии Магдалины в Сент-Максимин-ля-Сент-Бом в Провансе, причем реликвии оказались абсолютно неповрежденными и даже с подробной сопроводительной надписью, поясняющей, почему они были скрыты. Король Сицилии Карл II Анжуйский основал на этом месте доминиканский женский монастырь, и монахини-доминиканки быстро собрали множество свидетельств о произошедших в округе чудесах, связанных с мощами св. Марии Магдалины. Это открытие серьезно подорвало положение Везле как главного в Европе центра почитания Марии Магдалины и аббатство постепенно превратилось в заброшенный провинциальный монастырь. В 16 веке по указу папы аббатство Везле было распущено, а его церковь превратилась в коллегиальную. Спустя некоторое время в разгар религиозных войн, протестанты разорили церковь, сожгли реликвии и разбили скульптуры порталов.
В эпоху Французской Революции постройки аббатства претерпели новые разрушения, на этот раз от рук революционеров. Знаменитый французский писатель Проспер Мериме, путешествовавший по Бургундии в 1840 году, обнаружил руины аббатства, когда-то одного из крупнейших во Франции, и добился, чтобы они были признаны историческим памятником. В течение двадцати с лишним лет знаменитый архитектор и исследователь средневекового искусства Эжен Виолле-ле-Дюк реставрировал аббатство Везле, завершив работу в 1861 году. В результате проведенных им реконструкций архитектура Везле несколько утратила свои первоначальные черты, которые начиная с 1997 года по настоящее время постепенно восстанавливаются учеными и реставраторами. В 1945 году церковь вновь стали использовать монахи, а в 1979 она вошла в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Каждый год Везле посещают тысячи туристов, желающих полюбоваться красотой романских и готических форм его архитектуры.
Базилика Сант-Мари-Мадлен, архитектура и достопримечательности
Церковь в Везле стала один из наиболее значительных памятников бургундской архитектуры и скульптуры романского периода. По сравнению с другими постройками того времени храм имеет ряд архитектурных новшеств. Церковь святой Магдалины состоит из трех частей: неф с десятью пролетами окружен трехпролетным притвором (с запада) и готическим трансептом с хорами, обрамленными галереей (с востока).
Фасад церкви весьма неоднороден. Он многократно разрушался и реставрировался, и различные его части относятся к разным эпохам: от 12 до 19 веков. На нижнем ярусе располагаются три портала романской постройки (12 век), но скульптуры их тимпанов были разрушены; центральный тимпан содержит композицию «Последний суд», произведенную в 19 веке, а боковые – и вовсе обнажены. Венчает центральную часть портала готический шпиц со скульптурами 13 века, а по бокам находятся основания колоколен, выстроенные в 12 веке. Только южная колокольня имеет завершение, относящееся к 13 веку; ее балюстрада была построена в 19 веке. Вторая колокольня церкви расположена к югу от средокрестия.
Войдя в церковь, попадаешь в притвор, состоящий из трех нефов. Практически вся его верхняя часть, включая своды и капители, была реконструирована в 19 веке. Самым примечательным объектом в церкви является центральный портал притвора, ведущий в неф. Он относится к 12 веку и сохраняет свой первоначальный скульптурный декор.
Тимпан этого портала украшен уникальной для европейского искусства сценой создания Церкви, с Христом, благословляющим апостолов обращать народы в новую веру. Вокруг Христа с апостолами, в окаймляющем тимпан полукруге, изображения различных народов – евреев, армян, византийцев, фригийцев, которых готовы обратить в христианскую веру апостолы Петр и Павел, фигуры которых расположены в середине полукруга.
Тематика этой скульптурной композиции напоминает о тех временах, когда базилика служила центром пропаганды крестовых походов. Тимпан обрамляют два ряда архивольтов с медальонами, содержащими знаки зодиака и изображения крестьянских занятий, соответствующих различным месяцам.
Боковые порталы сохранились хуже центрального, но также относятся к романской эпохе. Их украшают различные библейские сцены.
Особый интерес представляют капители нижнего яруса, расположенные как в притворе, так и в нефе. Они представляют собой маленькие шедевры романской пластики, изображающие разнообразные библейские сюжеты.
Под хорами находится крипта, восстановленная после пожара в середине 12 века, в которой сохранилось несколько фресок 13 века и старинные артефакты.
Кроме церкви на территории аббатства можно увидеть несколько остатков романских зданий, перемежающихся с реконструкциями 19 века.