Тирупати (штат Андхра-Прадеш) — один из наиболее известных священных центров Индии. Своим возникновением город обязан уникальной культурной достопримечательности Индии, храму Шри Венкатешвара (Баладжи), чья история насчитывает более 1200 лет.
Шри Венкатешвара, храм бога богатства
Храм располагается на одной из вершин невысокого горного массива Тирумала, высота которого составляет 1100 м над уровнем моря. Подобно зубцам древней крепости поднимаются к небу семь холмов: Сешадри, Ниладри, Гарудадри, Анджанадри, Вришабхадри, Нараянадри и Венкатадри. На склонах последнего и высятся храмовые постройки, а у его подножия раскинулся город Тирупати.
Название Тирумала («Священная гора») носит также деревня, расположенная у стен храма. По этим двум именам сегодня названа крупнейшая религиозная корпорация Индии — Тирумала-Тирупати-Девастханама (ТТД), объединяющая расположенные здесь двенадцать храмов. Роль этой корпорации в жизни Южной Индии огромна — она является самым богатым религиозным объединением в стране, ее капиталы превышают миллиард рупий.
Основу этих богатств составили многочисленные пожертвования паломников, стекающихся к храму Венкатешвара: в год сюда приезжает до 10 млн человек, так что этот храм считается крупнейшим паломническим центром мира. Каждый верующий индуист старается посетить это место хотя бы раз в жизни.
Так как храм стоит на семи холмах, то его патрона — Венкатешвару, или Баладжи — часто называют «богом семи гор». Индуистские священные тексты — пураны — утверждают, что в переживаемую ныне человечеством материалистическую эпоху («Кали-югу») следует поклоняться Вишну в облике Венкатешвары, покровителя земного благополучия и богатства. В этом кроется главная причина небывалой популярности храма в Тирупати.
Божество Баладжи известно тем, что быстро исполняет любые желания каждого. Веды утверждают: «Такого милостивого проявления Господа, как Венкатешвара, никогда не было в прошлом и никогда не будет в будущем. Нет места более могущественного во вселенной, чем Венката-адри (место, где стоит храм Венкатешвары)».
Легенды Венкатешвары
В древних текстах сохранились легенды, повествующие о Венкатешваре — подателе земных благ — и его появлении в горах Тирумала. По здешним поверьям, гора Венкатадри, на которой высится храм Венкатешвары, символизирует Шешахалам, проявление Ади Шеша — космической змеи, держащей землю, а семь холмов Тирупати представляют собой семь капюшонов Ади Шеша.
Древние легенды рассказывают, что холмы Тирумала были любимыми охотничьими угодьями Вишну, который прилетал сюда на волшебной птице Гаруде. Однажды Рангдаса, верный приверженец Вишну, совершал свое ежедневное восхождение на холмы Тирумала, чтобы совершить ритуал поклонения Венкатешваре.
Придя к озеру Свами Пушкарини и искупавшись в нем, он неожиданно увидел перед собой Вишну, лотосоглазого и синетелого, отдыхавшего под сенью тамариндового дерева. Тело Вишну было полностью предоставлено солнцу, ветру и дождю, и его защищали только распростертые крылья птицы Гаруды.
Изумленный этим зрелищем, Рангдаса поспешил возвести вокруг спящего божества стену из дикого камня и стал ежедневно снабжать цветами верующих, приходящих поклониться Вишну.
Однажды Рангдасу призвал к себе для каких-то дел царь Гандхарва, и оделять верующих цветами оказалось некому. Тогда Вишну явил себя и сказал Рангдасе, что он испытал его преданность, но Рангдаса оказался нестойким и уступил искушению. Впрочем, Вишну оценил преданность Рангдасы и предрек, что в следующем рождении он станет правителем этой страны, будет наслаждаться земными удовольствиями и продолжит служить Вишну, построив красивый храм с башнями и каменными стенами, и таким образом составит себе вечную славу.
Рангдаса был повторно рожден как Тондаман, сын царской пары — Сувира и Нандини. Жизнь его была легка, и он наслаждался удовольствиями. Однажды он отправился на охоту в горы Тирумала и вновь увидел Вишну под тамариндовым деревом. Тондаман вернулся домой глубоко взволнованный этим видением.
Вскоре он унаследовал царство своего отца и в соответствии с заповедью Вишну построил на холме Тирумала храм, в котором начались ежедневные богослужения. Впоследствии Вишну в облике Венкатешвары избрал дочь Тондамана — Падмавати Деви — своей невестой. Брак праздновался с большим великолепием и блеском.
Реальная история храма Венкатешвара начинается в IX столетии. На протяжении многих веков ему покровительствовали правители южноиндийских династий. Паллава из Канчипурама (IX в.), Чола из Танджавура (X в.), Пандхья из Мадурай и правители государства Виджаянагар (XIV—XV вв.) соперничали в щедрости, осыпая храм милостями и дарами. Эта традиция продолжалась и в более поздние времена. Один из маратхских военачальников пожертвовал храму огромный изумруд, который до сих пор хранится здесь в специальном футляре.
Храм Венкатешвара, архитектура и достопримечательности
Расположенный в отдаленном горном районе, храм Венкатешвара избежал разрушений при мусульманских завоевателях, проникших в Средние века далеко на юг страны.
Обнесенные стеной храмовые постройки занимают площадь около 2 гектаров. Их архитектура характерна для Южной Индии эпохи Чолов (X в.). Массивная надвратная башня — гопурам — украшена множеством скульптурных изображений божеств — Ханумана, Кевале Нарасимха, Лакшми и других.
Изысканность архитектуры, необыкновенная роскошь, пышность украшений — все это производит неотразимое впечатление на посетителей. Купол центрального святилища увенчивает башня-вимана, покрытая чистым золотом, носящая название «Ананда Нилайя Виманам» — «обитель счастья». Ее высота составляет 14,5 м.
Стены храмовых строений украшены довольно любопытными барельефами, изображающими Вишну в различных обликах.
Дверь, ведущая в зал, где установлена статуя Вишну-Венкатешвары, покрыта листовым золотом и носит называние «Золотые ворота». Святилище, или «Гарба Грихам» имеет сравнительно небольшие размеры, из-за чего здесь по причине большого числа паломников всегда бывает теснота.
Статуя четырехрукого Венкатешвары высечена из черного камня и с ног до головы усыпана бриллиантами и другими драгоценностями. Сверкание золота и драгоценных камней действует на паломников ослепляюще.
Два раза в день жрецы совершают ритуалы «пробуждения бога» и «ухода бога на покой». Ночью статуя «спит», а рано утром, после соответствующей церемонии «пробуждения», снова предстает перед паломниками.
Благочестивые индусы (а теперь и не только) с утра и до вечера стоят в нескончаемой очереди к воротам храма. Эта очередь из страждущих попасть на даршан (прием Божества) часто растягивается на километры, а время ожидания – на долгие часы.
При выходе из главного зала стоит трехметровый сосуд, называемый «хунди», куда паломники опускают свои пожертвования. Обычно это наличные деньги, но многие жертвуют и золото, и драгоценные камни. За многие столетия в храме Венкатешвара скопились тонны золота, и сегодня он является самым богатым храмом Индии.
Впрочем, громадные сокровища хранятся и во многих других индийских храмах. Подсчитано, что Индия обладает самым большим в мире количеством золота, не вложенного в банки. Его основная масса находится в храмах. Это породило популярный в индийской прессе краткий и исчерпывающий афоризм: «Богатые боги, бедный народ».
Каждый год с сентябре — октябре в Тирупати отмечается «свадьба бога с Падмавати Деви», собирающая сотни тысяч приверженцев Вишну. Торжества длятся десять дней.
Вершина празднества — «Гаруда Утсавам», пятый день, когда устраивается шествие за большой храмовой колесницей. Это огромное, величиной с четырехэтажный дом сооружение на гигантских деревянных колесах, богато украшенное резьбой. Вес колесницы составляет около 300 тонн.
В ансамбль храма входят несколько небольших святилищ, посвященных другим божествам, также посещаемых паломниками. Храм настолько популярен, что именно здесь многие паломники стремятся совершить ритуал избавления от материалистичных желаний – как символ этого они сбривают волосы – для этого рядом с храмом работают сотни брадобреев. Волосы жертвуют богу во имя спасения близких, ради счастья детей и родных. Ежегодно храм собирает более 15 тонн человеческих волос, которые затем продает индийским и зарубежным бизнесменам.
Индия, карта расположения храма Венкатешвара