Старинный южнонемецкий город Ульм расположен среди плодородных равнин левобережья Дуная, у подножия Швабских Альп, при слиянии рек Дунай и Блау. Некогда город-крепость и важный стратегический пункт, Ульм до сих пор сохраняет множество средневековых построек, имеющих большую историческую и художественную ценность.
Готический стиль пришел в Германию довольно поздно, и церкви, построенные до 1230-х годов, несут в себе еще черты романской архитектуры. Однако восприняв новые веяния, немецкие зодчие внесли свой вклад в развитие готики. Храмы, созданные в Германии в период господства этого стиля, отличаются своими ярко выраженными чертами. А одним из последних больших готических соборов Германии и стал собор в Ульме (строился в 1377—1529 гг.).
Собор в Ульме, история возведения
Первую церковь в Ульме заложил в 813 году Карл Великий, основатель Священной Римской империи. Она располагалась за чертой городских стен и в административном отношении была подчинена монастырю Рейхенау. К XIV столетию Ульм стал одним из богатейших городов средневековой Германии.
Среди его жителей росло недовольство духовной зависимостью от монастыря. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала осада Ульма войсками императора Карла IV. И хотя она была успешно отражена, горожане были крайне недовольны тем, что за все время военных действий они были отрезаны от своей церкви, остававшейся за пределами городской территории.
И в 1377 году ульмские бюргеры пошли на беспрецедентный шаг: они по камешку разобрали церковь и за шесть недель собрали ее заново — уже внутри городских укреплений.
В том же самом году бургомистр Ульма заложил краеугольный камень в основание нового собора, посвященного Деве Марии, — «Unser lieben Frau» («Нашей любимой Госпоже»).
Строительство Ульмского собора растянулось на полтысячелетия и завершилось лишь в 1890 году. В его строительстве приняли участие знаменитые династии архитекторов, которые своим творчеством определили характер немецкого зодчества XIV—XV веков.
В начале строительства здесь работали Хайнрих Парлер с сыном, затем их сменили мастер Ульрих из Энсингена и его сын, потом здание расширял Буркхарт Энгельберг, а в конце XV века храм был в основном закончен мастером Матеусом Бёблингером.
Западную башню, квадратную в основании, в начале XV века начал строить Ульрих фон Энсинген. Поощряемый тщеславием горожан, он задумал возвести гигантское сооружение, которое должно было превзойти самую высокую в те годы башню собора в Страсбурге. В 1474 году работу продолжил Матеус Бёблингер. В начале XVI века работы были прерваны и башня осталась недостроенной. Лишь в 1840-х годах работы по ее завершению возобновились.
В 1844—1890-х годах башню увенчали дополнительный восьмигранный ярус и массивный ажурный шатер, возведенный по старым чертежам Матеуса Бёблингера.
Сегодня высота западной башни Ульмского собора составляет 161,5 м, и она является самой высокой церковной постройкой в христианском мире. Знаменитые башни-близнецы Кёльнского собора ниже ее по высоте на 4 м.
Собор в Ульме, архитектура и интерьер
Гигантская западная башня определяет облик всего сооружения. Две башни восточного фасада, сооруженные в конце XIV века и не менее живописные (их высота составляет 84,5 м), теряются в великолепии своей могучей «сестры».
На вершину башни ведет очень узкая винтовая лестница, на которой с трудом могут разойтись два человека. Однако усилия того, кто решится преодолеть 768 ее ступеней, будут вознаграждены: перед его глазами откроется великолепная панорама Альп.
Начатый как зальная церковь, собор в ходе строительства приобрел форму базилики. Его внешняя длина составляет 140 м, ширина — 48 м. Из-за недостатка строительного материала использовалось сочетание камня с кирпичом.
Первым был возведен хор, затем центральный неф высотой 41 м и протяженностью 123 м. Несколько позже были пристроены боковые нефы. Общая ширина всех нефов составляет 44 м и выглядит огромной в сравнении с длиной храма.
Отсутствие окон верхнего ряда в центральном нефе первоначально компенсировалось высокими окнами в боковых нефах, украшенных узорными переплетами. В начале 1500-х годов боковые нефы были разделены тонкими колоннами, и таким образом собор стал пятинефным.
При этом освещенность центрального нефа ухудшилась, и он выглядит значительно более темным, чем другие готические постройки. Однако благодаря внушительным размерам — собор способен одновременно вмещать до 30 тыс. человек — в интерьере господствует ощущение свободного пространства. Отсутствие трансепта и простота внутреннего убранства усиливают это впечатление.
Особого внимания заслуживает тимпан главного (западного) портала собора (1380). Вопреки классической традиции изображать на нем сцены страшного суда (которые все же присутствуют на заднем плане в трех углах тимпана), основной мотив здесь – миф о сотворении мира. Интересен тот факт, что на барельефе Господь держит в руках Землю, изображенную в форме шара. Таким образом, на тимпане показано начало и конец мировой истории, которые объединены образом Христа.
Сам Христос в терновом венце работы знаменитого скульптора Ганса Мульчера (1429) установлен на средней колонне портала (это копия; оригинал находится в интерьере собора, у юго-западной опоры хора).
Колонны, поддерживающие вход в собор, также украшены изваяниями святых – святого Антония с колоколом, Иоанна Крестителя с ягненком, Марии с младенцем, а также святого Мартина с мечом.
Стены собора, подобно Ноевому ковчегу, украшают изваяния животных, рыб и птиц со всего мира.
Небольшой северо-западный Малый портал Марии (kleinen Marienportal) посвящен рождеству Иисуса Христа и поклонению волхвов. Тимпан (1356) был перемещен сюда из старой приходской церкви Ульма. Северо-восточный портал, Реформационный портал (Reformationsportal; 1370) изображает сцены страстей Христовых.
На юго-восточном портале (1360) можно увидеть сцены страшного суда. Он также был перенесен сюда со старой приходской церкви. Самый пышный и большой портал собора – юго-западный Большой портал девы Марии (große Marienportal), который, видимо, задумывался как главный. Тимпан (1380) изображает сцены из жития пресвятой девы Марии. Ниже находятся три барельефа (около 1400). На левом изображено поклонение волхвов, на правом рождение Христа, а на среднем шествие трех волхвов к святому младенцу.
Во внутреннем убранстве церкви интересны прежде всего средневековые витражи. Шесть из девяти витражей дошли нетронутыми до наших дней (в апсиде). Самый старый — витраж Анны и Марии (1385), созданный на средства гильдии ткачей. На витраже изображено житие девы Марии, а также рождение и детство младенца Иисуса.
В центральном пролете хора расположен витраж городского совета (Ratsfenster) с изображением воскрешения Христа, а слева от него — витраж купцов (Kramerfenster) с изображением Рождества, выполненные в позднеготическом стиле, близком к реализму (1480). Витражи боковых нефов образца 19 века были утеряны в годы Второй мировой войны и заменены прозрачными стеклами, а в 2001 году два окна были оформлены современными витражами работы художника Иоганна Шрайтера.
Главная драгоценность собора — знаменитые резные сиденья в хоре, представляющие собой лучшие образцы средневековой немецкой деревянной скульптуры. Они созданы в 1469—1474 годах в мастерской Йорга Сирлина Старшего, где работали выдающиеся мастера швабской школы.
В основе резного оформления скамей лежит единый замысел. На балдахинах над скамьями размещены рельефные изображения персонажей Нового Завета и святых: на северной стороне — мужского пола, на южной — женского.
Ниже, на спинках кресел, вырезаны фигуры ветхозаветных пророков. Сами сиденья украшены бюстами языческих философов Древнего Рима и Греции. Вот уже шестое столетие ведут здесь свой нескончаемый диалог Сенека и Цицерон, Птолемей и Пифагор. Их образы индивидуальны и отличаются большой экспрессией.
Главный алтарь собора также известен под именем алтарь Хутца по имени одной из наиболее зажиточных семей города. Создателем алтаря является Мартин Шаффнер (1521) В центральной части (коробе) алтаря изображено святое семейство – дева Мария с младенцем Иисусом и ее мать Анна, в приделе — Тайная вечеря.
На колоннах, отделяющих центральный неф от боковых, установлены многочисленные каменные изваяния 19 века. Но интересны не они, а консоли, на которых они установлены. Консоли были созданы в период в 1381 по 1391 год. Пожалуй, самые примечательные из них — пара музицирующих ангелов и дева, чьи волосы формируют основной объем консоли. В центральном нефе расположена кафедра работы Йорга Зирлина младшего (1510).
В южном боковом нефе находится чаша со святой водой (1507), выполненная в позднеготическом стиле и украшенная орнаментом из листьев, но со времен Реформации, с 1530 года, чаша стоит пустая. Невдалеке от чаши находится восьмигранная купель (1474), установленная под балдахином, украшенным статуями шести пророков, двух королей и гербами курфюрстов и империи. Купель покоится на четырех львах.
Пространство над аркой хора украшено огромной фреской площадью 145 квадратных метров с изображением Страшного суда (1471). Предположительно роспись (130 фигур!) была создана мастером Гансом Шухлином.
Гордостью Ульмского собора является самый большой в Германии орган, созданный в 1856 году. В туристический сезон по рабочим дням в полдень в соборе проходит концерт органной музыки.
Германия, карта расположения собора в Ульме