Тунгнатх — это храм в горной системе Гималаи, посвященный Шиве. Название переводится как «Господин Вершин». Он занимает горный хребет Тунганатх в штате Уттаракханд в Индии. Специалисты предполагают, что храму не меньше 1000 лет. Он относится к группе храмов Панч-Кедар (пять священных храмов Уттаракханда), посвященных шиваизму, и является самым высокогорным из храмов Шивы — его высота над уровнем моря составляет 3680 метров.
Храмы Панч-Кедар являются очень популярными в среде паломников. По правилам паломничества эти пять храмов должны посещаться в неизменном порядке: первым — Кедарнатх, вторым — Тунгнатх, затем — Рудранатх, последними — Мадхьямахешвар и Калпешвар. Паломничество обычно совершается летом, потому, что зимой все дороги занесены снегом и становятся непроходимыми. Но некоторые последователи шиваизма приезжают сюда и зимой, с целью исключить встречи с другими паломникам.
Если верить легенде, то строительство храма связано с героями древнеиндийского эпоса Махабхарата, братьями Пандавами. После их нечестной победы над Кауравами в битве на Курукшетре великий мудрец Вьяса отправил Пандавов к Шиве, чтобы получить его прощение и тем самым искупить свои грехи. Господь Шива жил в Гималаях и, считая братьев виновными и недостойными оправдания, скрылся в Кедарнатхе. Когда Пандавы прибыли в Кедарнатх, Шива, чтобы не быть обнаруженным, обратился в быка и затерялся в стаде. Братья смогли обнаружить Шиву — ведь он был самым могучим быком. Но, когда Бхима, самый высокий и сильный из Пандавов, попытался схватить быка руками, тело Шивы ушло под землю и перенеслось в пять мест Панч-Кедар. Позднее в этих местах братья Пандавы воздвигнули храмы, чтобы иметь возможность молиться Шиве. Каждый храм посвящен определенной части тела Бога: Кедарнатх — спине, Тунгнатх — рукам, Рудранатх — голове, Мадхьямахешвара — туловищу, а Калпешвари — волосам.
Но по легендам, еще до появления здесь Пандавов это древнейшее место паломничества называлось Бхригутунга и в Махабхарате о нем говорилось, как о месте обитания ведического мудреца Бхригу, который был основателем рода Бхаргавов.
Тунгнатх не является поселением в прямом смысле слова, вершину горы занимает только храм да несколько прилегающих к нему хозяйственных построек. Здесь отсутствуют постоянные жители. Местность оживает только весной, когда сюда начинают стягиваться путешественники и паломники. Так как это самый высокогорный храм региона, то открытым для посещения он стал позже других.
Храм располагается на вершине хребта. Но в связи с тем, что он имеет большое религиозное значение, дорога до него местами выложена камнями и очень удобна даже для малоподготовленного путника. Вначале путь проходит через густой лес с потрясающими альпийскими лугами, рощами рододендронов и полями. Именно живописная природа является достопримечательностью Индии в регионе Гималаев.
Примерно на середине дороги до храма заканчивается лес и открываются величественные ущелья с грядами гор над ним, а рядом плывущие мимо облака. Чуть-чуть не доходя до храма, открывается удивительная панорама окрестностей.
Здание храма возведено в типично индийском стиле храмового зодчества и имеет небольшие размеры, здесь могут уместиться около десяти человек. Вокруг размещается несколько меньших сооружений, посвященных разным богам. Центральный построен в честь жены Шивы — богини Парвати. Рядом с храмом находится холм, где хранится черный камень диаметром около 30 см. Это Сваямбху — священный камень, являющийся символом руки Шивы.
У подножия холма, где берет свое начало тропа к храму, поставлены ворота, на которых указывается название священного места и расстояние до него (4 км). Паломники, которые по каким-либо причинам не могут пройти такое расстояние, оставляют свои пожертвования в стоящей у ворот коробке.
Все внутренние постройки выложены из камней с нарисованными декорациями. У входа изображен бык Нанди, украшенный цветами и тремя линиями из желтой глины. На нем обозначен традиционный символ — третий глаз Шивы. Справа разместился Ганеша — сын Шивы. Кроме того, здесь можно увидеть идолы последователей Шивы (Вьясы и Калы Бхайравы) и изображения остальных храмов группы Панч-Кедар.
Главное правило здесь: перед вход обязательно нужно снять обувь и далее проходить только босиком. Храм выложен из камня, поэтому доминирующий окрас — серый, цвет векового камня с проросшими местами мхом и лишайниками. Единственное яркое место — это фасад главного входа, разукрашенный разноцветными полосками.
Храмы Панч-Кедар имеют огромное религиозное значение. С древнейших времен и до сегодняшнего дня шиваизм играл важнейшую роль в развитии цивилизации и культуры Индии. Возвышаясь над облаками, храм Тунгнатх располагает к спокойным возвышенным мыслям. Основная цель посещения храма паломниками — нравственное самосовершенствование, познание своего внутреннего «Я», поиск решения проблем.