«Страна Солнца» Малхиста: Башни святилища Цой-Педе

В верховьях Малхистинского ущелья, недалеко от грузинской границы и практически напротив грузинской крепости Шатили, находится уникальная историческая достопримечательность России — одно из крупнейших на Северном Кавказе доисламских погребальных сооружений и крупный башенный комплекс — Цой-Педе. Башни Цой-Педе расположились на смотрящей в сторону Грузии южной стороне длинного острогорбого мыса, находящегося в 40 км к юго-западу от селения Итум-Кале (Чечня) в месте слияния реки Меши-Хи и реки Аргун. Место было выбрано исключительно удачно — мыс труднодоступен с трех сторон, и упирается северной стороной в скалы подножия хребта Коре-Лам, что позволяло Цой-Педе вовремя отслеживать и сдерживать вылазки воинственных хевсуров со стороны Грузии.

Цой-Педе, «святилище божества»

В переводе с чеченского название Цой-Педе означает «святилище божества». Здесь сохранились два языческих жертвенника-столпа и символы доисламских культов — защитные свастики, кресты и солярные спирали на стенах, охраняющие вход в некрополь. По древним верованиям, они охраняли покой мертвых и приносили благополучие живым.

Поклонение солнцу у древних вайнахов было одним из основных религиозных культов, который сохранился даже после исламизации Чечни. Еще сравнительно недавно клятва солнцем у вайнахов-мусульман приравнивалась к клятве на Коране. Древние вайнахи были убеждены, что при жизни члены рода нуждаются в башне, а после смерти — в склепе, поэтому солнечные склепы раньше были неотъемлемым элементом вайнахской культуры. Горцы верили, что когда солнце заходит для живых, оно светит мертвым.

На территории разбросаны 42 солнечные могилы-склепа (малх-кешнаш), которые датируются XIV веком. Они покрыты двухскатной сланцевой кровлей, и у многих перед лазом устроены довольно глубокие ниши. Тем, кто бывал в Ингушетии, захоронения в Цой-Педе покажутся знакомыми: подобные могильники можно встретить и в этой республике. Надземные сооружения с гладкой кровлей и окошком хорошо сохранились. Склепы в основном многоярусные — внутри остались полки, на которые клали тела умерших.

Также интересно:  Капак-Ньян, "Королевская дорога" инков

Часто же люди сами приходили умирать в это место. Кто-то, чувствуя приближение смерти, а кто-то из-за болезни или во время эпидемий. Человек карабкался на склон, выбирал склеп, забирался в специальное окошко, ложился на свободные каменные нары и ждал смерти. Если там лежало чье-то мёртвое тело, он его просто сбрасывал вниз и занимал освободившееся место, пока самого однажды кто-то не сбросит вниз. Кости умерших людей лежат в этих склепах и по сей день.

Некрополь неспроста стоит на возвышенности — благодаря такому расположению обеспечивался доступ солнечного света и хорошая циркуляция воздуха, что способствовало природной мумификации тела. Здесь же находятся два жертвенника, или святилища, куда мужчины могли приносить подношения для богов. Само название исторической области, где расположен некрополь, — Малхиста — переводится как «Страна солнца» и также восходит к язычеству.

Когда-то в Малхистинском ущелье бурлила жизнь, о чем напоминают развалины на склонах гор, а также «ступени» на холмах — следы террасного земледелия. В непосредственной близости к селам строились склепы. Обилие склепов в Цой-Педе свидетельствует о том, что население тут было многочисленным.

До сих пор самым крупным некрополем считается осетинский город мертвых Даргавс, но чеченские захоронения в Малхисте и в соседней исторической области Майсты (некрополь Васеркел) могут оказаться более крупными, полагают историки.

Васеркел

Боевые башни Цой-Педе

Над склепами возвышается боевая башня Каш бIов, воздвигнутая, чтобы охранять склепы от злоумышленников, которые в целях отмщения за обиды могли осквернить могилы. Боевая башня снабжена множеством бойниц, а у самого верха – балкончиками — машикулями. На камни башни нанесены петроглифы – магические знаки, которые должны были оберегать башню и воинов от врага. Также там можно разглядеть примитивную фигуру человека с распростёртыми руками и расставленными ногами. Есть предположение, что это святой Георгий — православные миссионеры из соседней Грузии до монгольского нашествия были у вайнахов частыми гостями.

Также интересно:  Свияжск, город-крепость на острове

К югу от «города мертвых» за заградительной стеной, пристроенной к башне, некогда находился аул, на южной окраине которого, у самого обрыва, стоит вторая боевая башня, контролировавшая проход в Аргунское ущелье со стороны Грузии. На стенах башен и на многих склепах присутствуют загадочные петроглифы, смысл которых неясен.

По преданию, три месяца Цой-Педе безуспешно осаждали враги, но смогли проникнуть только благодаря девушке, которая сообщила своему возлюбленному из числа осаждающих безопасный проход со стороны пропасти. В настоящее время на самом краю крутого обрыва сохранилась одна из двух боевых башен крепости. Это уникальное сооружение, контролирующее проход в ущелье со стороны Грузии, построено с ювелирным мастерством, но сейчас находится в критическом состоянии. Ниже башни раньше располагались жилые сооружения, ныне разрушенные.

По преданию, в былые времена в Цой-Педе раз в год собиралось общечеченское войско. Как бы далеко воины ни жили, каждый должен был прибыть сюда в назначенный день. Приехавшего последним после восхода солнца ждала казнь. Рассказывают старинную легенду, что однажды один воин нарочно замедлил бег коня и опоздал. Отвечая на вопрос старейшин о причине, он признался, что накануне женился, но узнал, что невеста любит другого, и решил погибнуть, чтобы она получила свободу. Тут появился другой всадник, который потребовал казнить его, т.к. девушка, которую он любил, вчера вышла замуж и он решил не мешать браку. Старейшины удивились благородству юношей, и отменили суровый закон предков.

Сейчас Цой-Педе расположено в пограничной зоне Итум-Калинского района Чеченской республики, и открыто для посещения туристам из России. Цой-Педе — это уникальное место, которое включено в список объектов культурного наследия России.

Россия, карта расположения Цой-Педе

Похожие статьи

Добавить комментарий