Горы Суншань и монастырь Шаолинь: Обитель монахов-воинов

Расположенный в уезде Дэнфэн китайской провинции Хэнань, горный массив Суншань (Songshan) наряду с горами Тайшань, Хуашань, Хэншань провинции Хунань и Хэншань провинции Шаньси, является одной из пяти Священных гор даосов и достопримечательностью Китая мирового уровня, внесенной в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Массив Суншань составляют две горные гряды, пики которой возвышаются на 1500 метров над уровнем моря. Несмотря на небольшую высоту, горы Суншань поражают своей мягкой, ровной красотой, и в тоже время своей силой, которая воспитала множество выдающихся мастеров медитации, кунг-фу (у-шу), военачальников и врачей, оставивших после себя множество старинных пагод, храмов и монастырей. А в наше время в этих местах можно увидеть много туристов — как китайских, так и иностранных. Они приезжают на гору Суншань, чтобы проникнуться особой атмосферой этих мест и насладиться великолепными видами окружающих окрестностей.

Монастырь Шаолинь

Среди достопримечательностей горы Суншань центральное место занимает монастырь Шаолинь, жемчужина Поднебесной, который, несмотря на многочисленные периоды расцвета и упадка за свою многовековую историю, сумел бережно сохранить древнейшие методы самосовершенствования, и донести свои главные «Три сокровища» — медитацию, медицину и боевое искусство до сегодняшнего дня.

Шаолиньское направление — одно из трех крупнейших направлений развития мастерства у-шу и самое известное из них. Второе главное направление — Уданское, или «искусство алхимиков с гор Удан«, где жил легендарный основатель тайцзицюань даос Чжан Сяньфэн. Третье направление, Эмейпай, возникло в горах Эмэй, которые располагаются в юго-западной части уезда Эмэй провинции Сычуань.

История легендарной обители Шаолинь началась пятнадцать с лишним веков назад, когда в 495 году н.э. на центральный пик Суньшаня, гору Шаоши, явился из Индии буддийский монах Будхабхадра, которого в Китае прозвали Бато. В ближайшем к горе городе Лоян, столице династии Северная Вэй, монаха представили императору Сяо Вэнь-ди, и тот позволил основать буддийский монастырь. Название монастыря стало отражением его географического расположения. “Шаолинь” – монастырь в лесу на горе Шао.

В начале шестого века в Шаолинь пришел индийский монах Бодхидхарма. Легенды считают его сыном индийского принца, который будто бы оставил светскую жизнь ради буддийского учения. Дамо, как стали звать Бодхидхарму по-китайски, остался недоволен монахами: истощая себя ритуалами и долгим чтением сутр, доводя исполнение до автоматизма, они отдаляясь таким образом все дальше от истинной цели. Дамо начал проповедовать истинный смысл Учения – увидеть сердце Будды внутри себя, стать Буддой самому.

Глава монастыря не смог принять такой реформаторский подход, и учение Дамо им было названо «ложной традицией, стоящей вне истинного учения». Непонятый, Дамо удалился в пещеру недалеко от монастыря, где, как гласит легенда, девять лет провел, сидя лицом к голой стене и медитируя, пока не обрел просветление. Другой миф уверяет, что он за все время лишь раз заснул и так разгневался на себя за это, что вырвал ресницы и бросил их на землю. На этом месте выросли чайные кусты.

Простые монахи прониклись силой духа Дамо, и начали просить у него наставлений. Учение Дамо положило начало новому направлению, которое получило название Чань-буддизм (яп. Дзен-буддизм), основной метод которого – прямое постижение реальности, “от сердца к сердцу, не опираясь на письменные знаки”. А дорога в пещеру Дамо, где он просидел девять лет лицом к стене, стала одной из самых известных священных троп в Китае, ступени на вершину которой находятся в 600 метрах от монастыря Шаолинь.

Но это был не единственный дар монаха человечеству. Согласно легенде, от девятилетнего сидения у Дамо атрофировались мышцы до такой степени, что он не смог сразу самостоятельно встать. И чтобы подняться и восстановить подвижность, ему пришлось изобрести целый комплекс упражнений, «Цигун Дамо», вернувший телу силу и ловкость, которые теперь называют у-шу, или кунг-фу. А впечатленные его духовным и физическим подвигом шаолиньские монахи с энтузиазмом принялись сочетать духовное с физическим, становясь воинами, являющими собой пример единства духа, души и тела.

В 620 году в Поднебесной империи случилась великая смута и наследный принц династии Тан Ли Шиминь подвергся опасности и едва не погиб. Его спасли и выходили монахи из Шаолиня, после чего направили ему на помощь 13 человек, которые одолели целую армию врагов Ли Шиминя. Благодарный наследник престола даровал Шаолиню много земельных угодий и разрешение содержать особое монашеское войско.

Также интересно:  Святые места Тибета, часть 15: Шалу, монастырь буддийских экстрасенсов

В 1928 году монастырь сильно пострадал от пожара и был восстановлен только в 80-х гг. прошлого века. Собственных учителей уже не осталось, для восстановления традиций приглашали мастеров у-шу из других школ.

Сейчас Шаолинь – место настолько популярное, что стены монастыря не в состоянии принять всех желающих обучаться боевым искусствам. Поэтому в округе и в ближайшем городе Дэнфэн образованы многочисленные школы боевых искусств, где теперь в основном и размещаются ученики.

«Лес пагод» Талинь

В 300 метрах к западу от монастыря Шаолинь находится крупнейшая в Китае группа пагод Талинь, или “Лес пагод”. На территории площадью 21 тыс.кв.м. находятся 243 пагоды, возведенные здесь на протяжении полутора тысяч лет.

Каждая такая пагода – это многоярусная стела, круглая, квадратная или многоугольная в сечении, сложенная, в основном, из желтого кирпича. Это места захоронения настоятелей, мастеров кунг-фу и монахов-целителей.

Число ярусов пагод всегда нечетное. Это связано с философской идеей: в паре инь-ян доминирующее светлое начало ян выражается нечетными числами. Количество ярусов соответствует духовному уровню захороненного в ней Мастера. Самой первой считается пагода монаха Фа-юаня, датируемая 791-м годом.

Храм Десяти Направлений (Храм 500 архатов)

Напротив Шаолиня стоит храм Десяти Направлений, который также известен как Храм 500 архатов. Изначально это был родовой храм, куда люди приходили, чтобы поклониться своим предкам. Однако с 1780 года, после реставрации, он стал местом поклонения предкам – мастерам Чань – буддизма. Десять направлений здесь: Восток, запад, юг, север, юго-восток, юго-запад, северо-восток, северо-запад, верх и низ. Со всех десяти сторон света люди поклоняются предкам – мастерам, излучающим во все стороны свет их мудрости.

Залы храма похожи на лабиринты – коридоры, по обе стороны которых в различных позах установлены скульптуры архатов: бесстрастные, улыбающиеся, смеющиеся, суровые, отрешённые, серьезные, погрузившиеся в самосозерцание, с грустью взирающие на мир, наставники, отшельники, читающие проповедь, с посохами, цветами, чашами для подаяния, книгами, чёткам, мечами и т. д. По сторонам храма есть четыре сада: сад весны, лета, осени и зимы.

Пещера Дамо

Дорога в пещеру Дамо – одна из самых известных священных троп в Китае. Пещера расположена на центральной вершине пятиглавой горы, в 600 метрах от монастыря Шаолинь. При входе в пещеру можно заметить место, откуда был вырезан камень, на котором чудесным образом отобразился лик Дамо.

В настоящее время камень находится в седьмом дворе Шаолиня, в павильоне Белых Одежд (Бодхисатвы Вэн Шу). В 1995 году, на вершине горы, над пещерой, где он просидел девять лет лицом к стене из белого мрамора, была возведена двенадцатиметровая статуя сидящего Бодхидхармы. Благодаря огромному размеру ее можно видеть со стороны Шаолиня издалека, не преодолевая 800 ступенек священной тропы.

Обители патриархов

У подножья горы, где находится пещера Дамо, в 1125 году, в память о нем был построен монастырь, который назван в его честь – Обитель Первого Патриарха. В настоящее время – это женский монастырь. Ежедневно одна из монахинь поднимается в пещеру Дамо, где дежурит в течение всего дня. Она следит за порядком и помогает прихожанам совершать ритуалы. На стенах центрального павильона изображены 27 патриархов буддизма – предшественников Дамо. За павильоном находится жилая территория монастыря, которая была пристроена в 1705 году. На территории монастыря растет дерево кипариса, посаженное шестым патриархом Чань-буддизма – Хуэй Нэн. Получив чин патриарха, тот ушел на юг, где проповедовал и основал стиль Южного Шаолиня. Позже, вернувшись в Шаолинь, он принес с собой дерево кипариса и посадил его здесь в память о Первом Патриархе.

В четырех километрах к югу от монастыря Шаолинь, на вершине невысокой горы, куда можно подняться на фуникулере, находится Обитель Второго Патриарха Хуэй Кхе, который, желая доказать свое стремление учиться, отсек себе левую руку перед лицом Дамо. Бесспорно то, что в последствии он лучше всех постигнул учение Дамо и стал его преемником – Вторым Патриархом Чань-буддизма. В центральных воротах посетителя встречает улыбающийся Будда Будущего, который радостно забирает страдание каждого, кто погладит его по животу или просто обратится к нему за помощью.

По обе стороны от центрального прохода – четыре маленьких колодца. Согласно поверью, сам Дамо пробил их своей оловянной тростью, понимая, что жизнь его любимого ученика Хуэй Кхэ затруднена недостатком воды. В каждом колодце вода имеет свое название: горькая, острая, кислая, сладкая. Названия воды в колодцах символизируют этапы духовного совершенствования – от горького к сладкому, а также соотносятся с определенными органами: горькая питает сердце, острая – легкие, кислая – печень, сладкая – желудок. На сегодняшний день единственным павильоном является центральный зал, посвященный Хуэй Кхэ и его ученикам. Существующие ранее западный и восточный павильоны храма были разрушены. За стенами этой небольшой обители находится огромная территория горно-парковой зоны. Чуть дальше от храма построена площадка для занятий, где в центре стоит памятник Второму Патриарху. Каменная дорога ведет к ступенчатому подъему на невысокую гору.

Также интересно:  Бадами: Пещерные храмы столицы древней династии

Конфуцианская Академия

Построенная здесь в 484 году обитель была буддийским монастырем Сун Ян Сы. Спустя более 120 лет, в период с 606 по 618 годов он был превращен в даосскую обитель Сун Ян Гуан, которая просуществовала здесь до 9 века. С 9 века обитель начала приобретать направление учебного заведения, которое весомо отличалось от прежде существующих в Китае. В 6-5 веках до н.э. образованным в Китае считался тот, кто владел “шестью искусствами” («лиу-и»): выполнял ритуалы, понимал музыку, стрелял из лука, управлял колесницей, умел читать и считать.

Однако если ранее большинство учителей передавали свои знания следующему поколению сидя под деревом или в запряженной конем телеге, играя на китайской арфе и напевая истории из «Книги песен», то здесь, в Конфуцианской Академии уже создалась хорошо продуманная система управления, благоприятные условия для жизни: сады для отдыха и размышлений, залы для лекций, библиотека для учебы. Особая достопримечательность — 4500-летний кипарис.

Даосский храм Чжун Юэ Мяо

Даосскому храму Чжун Юэ Мяо 2500 тысячи лет. Он был возведен императорами династии Тан для поклонения олицетворяющей центр мироздания горе Суншань. Если посмотреть на храм сверху, то перед взором предстает выстроенный из зданий огромный иероглиф Чжун 中, что означает середина, центр. Взойдя на престол, императоры многих династий приезжали сюда, чтобы получить благословение священной горы на успешное правление Поднебесной.

Раньше в храме находились ворота, проходя через которые, человек избавлялся от «трех червей». Даосы верят, что в теле человека живут так называемые «три червя », местожительство которых локализовано в голове, груди и нижней части тела. Черви стремятся сократить жизнь человека, а после смерти выйти за пределы тела, став призраками, демонами и духами. Так, наделённые сознанием, они часто стремятся к тому, чтобы человек быстрее умер, поскольку тогда они смогут свободно перемещаться по собственной воле, а люди же будут совершать им жертвоприношения вином. Каждый из «червей» выполняет свою негативную функцию: нижний червь – желание плотских утех, средний червь- алчность, верхний связан с самолюбием. Находясь в человеке, они питаются определенными негативными эмоциями, поэтому стремятся вызвать эти эмоции. Кроме того, постоянным источником питания для так же является энергия пищи. Таким образом, послушник, контролирующий свои эмоции и соблюдающий посты, может ослабить или свести на нет негативную энергию «червей».

Боковые коридоры шестого двора посвящены китайскому календарю. Здесь прихожанин может найти год соответствующий его рождению и, отсчитав по часовой стрелке столько, сколько ему лет (прибавив один год в утробе матери), найти своего покровителя (одного из шестидесяти) на текущий год. Изобретение этого календаря приписывается Желтому императору Хуан Ди. В его основе лежит 60-летний цикл изменений энергии в двух ее формах – ян (горячей, небесной) и инь (холодной, земной). Эти две силы находятся в постоянном движении. В календаре пик «инь» соответствует зимнему солнцестоянию и полуночи, а пик «янь» соответствует летнему солнцестоянию и полдню. Все годы в китайском календаре объединены в циклы. Один цикл – 60 лет. Шестидесятилетний цикл – основан на комбинации пятеричного и двенадцатеричного циклов (5х12 = 60). Пятеричный цикл соответствует пяти стихиям : 1.«му» – дерево; 2. «хо» – огонь; 3. «ту» – земля; 4. «цзинь» – металл; 5. «шуй» – вода.

Монастырь Хуэй Шан Сы («Встречи с Добром»)

Нынешнее название монастырь получил в 585 году. Под ним имеется в виду, что этот монастырь – место, где собираются добрые люди, а значит там живет добро. Однако история монастыря началась гораздо раньше, в 59 году н.э., когда некий мастер-отшельник по имени Дэн Цзюэ («Чистое Сознание») построил здесь себе небольшую хижину, для того чтобы, удалившись от внешнего мира и суеты, предаться покою и созерцанию.             

Также интересно:  Монастырь Эрдэнэ-Зуу, "Сотня сокровищ" древней Монголии

Необычным для китайского монастыря является изображение Будды Будущего в индийском стиле, который встречает посетителей в центральных воротах. По бокам от центрального прохода стоят две стелы: стела слева освещает события и имена людей, которые передавали ветвь учения чань-буддизма после шестого патриарха. Еще Бодхидхарма, перед тем как уйти, сделал своего рода пророчество, повязав шесть узлов на поясе одежды. Своему ученику Хуэй Кхэ он заявил, что передача учения закончится после пятого Патриарха начиная с него. Так и случилось. При шестом патриархе Хуэй Нэне, чань-буддизм распался на южную и северную ветвь, не имея однозначного преемника. Однако события и исторические факты, касающиеся Мастеров, поддерживающих традицию чань, сохранились, а их имена были выгравированы на этой стеле.

Стела справа посвящена жившему здесь мастеру Дао Ан, чье имя переводится как Мастер Спокойного Пути. Дао Ан (584-708 н.э.) был учеником пятого патриарха чань-буддизма. Глубоко постигнув учение, Мастер Спокойного Пути привлек более тысячи последователей, даже сама императрица У Цзэ Тьян была его ученицей и неоднократно посещала Мастера в этом монастыре. В то время, даже имя монастыря на некоторое время (705-707 г.н.э.) было сменено в честь мастера на Дао Ань Сы – монастырь Спокойного Пути.

Зал трех Будд – единственный центральный зал этого монастыря. Западней от монастыря находится Пагода мастера Цзин Сан (Мастер Хранящий Чистоту). Родился в 694 году н.э. В возрасте 19 лет он постригся в монахи. Будучи верным учеником Мастера Спокойного Пути, с которым он еще юношей прибыл в Суншаньские горы и оставшись в «Монастыре Встречи с добром», он с уверенным сердцем продвигался по своему пути. После смерти учителя, его принял в ученики Мастер Хуэй Нэн, шестой патриарх Чань буддизма. Позже, Мастер Хранящий Чистоту стал проповедовать знания переданные по его духовной линии, из-за чего его также принято почитать как седьмого патриарха школы Чань–буддизма. После смерти в 746 году, его прах был положен в 10.3 метровую пагоду, чуть западней от монастыря.

Возле монастыря есть небольшое озеро «Родник, дарованный драконом». Согласно поверью, когда-то здесь жил и преподавал Мастер Гун, его речь всегда была настолько глубокой и трогательной, что не только люди, но даже дракон, однажды случайно подслушав учение мастера заслушался так, что не хотел уходить. И вот однажды, во время того как мастер Гун разъяснял смысл учения Будды, цель которого привести каждого в земли Чистого Счастья, дракон, который, как и все драконы, имел своевольную, но чуткую натуру, не сдержался и перебил его. Внезапно прогремел грозный голос: “Мастер, разъясняющий буддистское учение! Ни спереди, ни сзади монастыря нет воды, с какой же стороны света может прийти сюда удача? Как можно здесь строить полное счастье?” Мастер послушав, увидел смысл в его словах и ответил дракону: “Если ты по-настоящему оценил и поверил в учение Будды, пожалуйста, подари нам родник”. Дракон согласился, выйдя из монастыря, он сделал сто шагов на север, и пронзил своим мечом землю, вытянув меч, чистая вода хлынула из-под земли. На дне образовавшегося озера дракон основал себе свой монастырь и живет там до сих пор. Старые люди говорят, что в дни сильных дожей воды здесь никогда не бывает много, а в дни засухи воды никогда не бывает мало.

Древняя обсерватория

В 12 км.от города Дэнфэн находится одна из 27 древнейших обсерваторий Китая. Будучи построенной в 1267 году, она уже более 700 лет хранит свою астрономическую историю. Основатель этой обсерватории, исследователь космических законов, выдающийся астроном Го Шоу Цзин, с помощью построенных им здесь солнечных часов, зафиксировал день летнего и зимнего солнцестояния, составив солнечный календарь. Он измерил, что продолжительность одного года равняется 365.2425 суткам, это 365 дней 5 часов 49 минут и 12 секунд. Современными учеными доказано,что год ровняется 365 дням, 5 часов, 48 минут и 46 секунд. Как оказалось, ошибка Го Шоу Цзина состояла лишь в 26 секундах.

Во времена династии Юань в обсерватории был построен мемориальный храм, посвященный выдающемуся астроному и толкователю снов Джоу Гуну, по чьему принципу, сразу за храмом, построена терраса «измеряющая события времени». Кроме этого, войдя в центральные ворота, на территории обсерватории, можно посетить музей «Руины города Ян Чень», который находится в левом крыле первого двора.

Город Ян Чень был первой столицей династии Ся, династии с которой начала активно развиваться социальная жизнь Китая. В музее предоставлены вещи хозяйственного быта, древнейшие водопроводы и астрономические инструменты.

Помимо перечисленных достопримечательностей в окрестностях горы Суншань такие храмы, как Лен Хуа Сы (Храм Лотоса) и Храм Матери Ан Ян Гун (Обитель Спокойного Света).

Китай, карта расположения священных гор Суншань

Похожие статьи

Добавить комментарий