По всей территории Индии разбросаны двенадцать особо священных для каждого индуиста храмов, посвященных Шиве, входящему в божественную триаду тримурти одному из верховных богов индуизма. Святыми эти места являются благодаря находящимся в них так называемым Джьотирлингамам — верховным лингамам (символам) Шивы, чье название переводится, как «лингам из света». Ну а для любознательных путешественников эти города представляют собой уникальные культурные достопримечательности Индии, где можно в полной мере ощутить дух этой страны.
Согласно одной из легенд, Брахма и Вишну как-то поспорили о верховенстве в божественной триаде. В разгар спора между небом и землей появился мощный столб света. Брахма взмыл в небеса на лебеде, а Вишну закопался в землю, оседлав вепря. Никому из них не удалось добраться до конца столба, но Брахма решил обмануть своего противника и показал цветок, который якобы нашел на вершине световой колонны. В этот момент из столба света вышел Шива и провозгласил себя самым великим богом.
Колонна света — джьотирлинга — с тех пор является главным его символом, а храм Аруначалешвара в городе Тируваннамалай, находящемся у священной горы Аруначала, где происходили эти легендарные события, почитается, как место нахождения Агни-линга, «огненного лингама» Шивы.
Месторасположение джьотирлингамов, часто в силу своего влияния на жизненный путь людей соотносящихся со знаками Зодиака, таково:
- Раманатхасвами, Рамешварам — штат Тамил-Наду (Овен);
- Сомнатх, Веравал — штат Гуджарат (Телец);
- Нагешвар, Дарукаванам (Дварка) — штат Гуджарат (Близнецы);
- Омкарешвар, Мандхата — штат Мадхья-Прадеш (Рак);
- Гришнешвар, Верул — штат Махараштра (Лев);
- Малликарджуна, Шришайлам — штат Андхра-Прадеш; (Дева)
- Махакалешвар, Удджайн — штат Мадхья-Прадеш (Весы);
- Вайдьянатх, Деогарх — штат Джаркханд (Скорпион);
- Кашивишванатх, Варанаси — штат Уттар-Прадеш (Стрелец);
- Бхимашанкар, Дакини — штат Махараштра (Козерог);
- Кедарешвар, Кедарнатх — штат Уттаракханд (Водолей);
- Тримбакешвар, Насик — штат Махараштра (Рыбы).
Сомнатх ( переводится как защитник Сомы, бога Луны), пожалуй, важнейший среди 12 Джьотирлингамов находится в исторической и паломнической области Гуджарата Прабху кшетра, связанной со многими пуранами и итихасами (памятниками санскритской литературы, категории смрити).
Археологи говорят о как минимум пяти цивилизациях существовавших на этой земле, а недавние раскопки обнаружили следы древней доведической культуры. Позднее, одна из солнечных арийских династий вытеснила местную, привнеся свои религиозные и бытовые обычаи. Тогда этот регион был известен как Арка Тиртха, или священная земля Сурьи (Солнца). В последствии, духовная власть перешла к лунной династии, и место стало почитаться как обитель Чандры (Луны) и посещаться множеством паломников.
В Сканда Пуране можно найти несколько историй и описаний Сомнатха. У Сомы было 27 жен, дочерей одного из прародителей человечества, сына Брахмы, Праджапати Дакши. Но по настоящему он любил и уделял внимание только прекрасной Рохини, обделяя всех остальных не менее красивых женщин. Обиженные дамы пожаловались могущественному отцу. Разгневанный Дакша проклял бога Луны – если его супружеский долг не будет равномерно разделяться между всеми дочерьми Праджапати, Сома будет угасать от проказы.
Когда подобное проклятие стало причинять неудобства на земле, сбивая ритмы приливов, отливов и другие лунные циклы, мудрецы обратились к Дакше с просьбой отменить проклятье, однако тот оставался непреклонным, говоря о том, что никто во всех трех мирах не в силах спасти Сому. Дэвы и риши обратились к Брахме с просьбой помочь Соме. Создатель вселенной сказал, что единственный способ избавиться от проклятия, это почитание Шивы в Прабху кшетре, или Сомнатхе.
Спустя время Шива предстал перед Сомой и освободил от проклятья. С тех пор луна растет 15 дней, а затем столько же убывает. Благодарный Сома построил на этом месте храм Шивы из чистого золота. В Сканда Пуране говорится о том что это событие произошло в Трета Югу. Позднее, после того как мандир (храм) был разрушен, его восстановил в серебре Равана, царь Ланки.
Ко времени Кришны храм был разрушен и вновь восстановлен – на это раз из сандалового дерева. Ну и, наконец, в Кали Югу, около 2000 лет назад, просвещённый император Викрамадитья вновь восстановил храм, уже из камня. На данный момент не осталось даже следов прежних легендарных строений, так как в последующие века храм Сомнатх неоднократно страдал от разрушений. Однако несмотря ни на какие потери храм всегда восстанавливался, объединяя индусов в их борьбе против мусульманских захватчиков.
Сомнатх связан еще с одним популярным героем индуистских эпосов – мудрецом-риши Дадичи. Во времена великой войны богов-Дэвов и демонов-Асуров, первые попросили на время спрятать свое оружие у мудреца Дадичи, которому доверяли. Используя свои магические способности, Дадичи растворил оружие Дэвов в кувшине с водой, а затем выпил его.
Вернувшись, боги спросили мудреца, где их оружие. Он ответил, что выпил его. Тогда Дэвы не на шутку перепугались – без оружия в этой войне им было не победить. Для спасения вселенной Дадичи вошел в огромное пламя, созданное им самим, а когда от его тела остались лишь кости, на помощь богам явился создатель вселенной, Брахма, и сотворил из них мощное оружие, которое позволило дэвам победить асуров.
Издревле Сомнатх слыл одним из самых богатых индуистских храмов. Наслышанный о роскоши Сомнатха, мусульманский правитель Махмуд Газневи в 1024 году разграбил мандир. Аль-Бируни, арабский путешественник 10 века, оставил описание храмовой роскоши Сомнатха – на момент захвата там находилось 300 музыкантов и 300 Девадаси (храмовых жриц и танцовщиц), не считая множества браминов и паломников.
В дальнейшем, храм разрушался мусульманами еще несколько раз (1297, 1394), но всегда отстраивался заново. В последний раз, мандир уничтожил последний Великий Могол, фанатик Аурангзеб, известный своей нетерпимостью в иноверцам. В XVIII веке покровительница индуизма рани Абхилая из Махешвара восстановила эту особо важную для всех индусов святыню.
Современный Шри Сомнатх Мандир был построен в середине XX века в стиле Чалукья, традиционном направлении храмовой архитектуры гуджаратских каменщиков. Для максимального сходства с древним мандиром, при его строительстве учитывались сведения, добытые археологическим путем при раскопках на месте старого храма.
Его шпиль достигает высоты 50 метров, а наверху установлен огромный флаг. Иностранцы допускаются до главной святыни – массивного лингама в центре храма. Правда, в храм нельзя проносить ни телефоны, ни фотоаппараты – поэтому запечатлеть богатое внутренне убранство помещений, лингам, арки, фигуры и сложную резьбу обычно не представляется возможным.
Между Веравалом и Сомнатхом находится Бхалка Тиртха — обладающее особой святостью место, где Кришна, последняя аватара Вишну, был ошибочно принят за оленя и смертельно ранен стрелой. Охотник Джара по ошибке подстрелил спящего Кришну, приняв того за оленя. Таким образом, было восстановлено кармическое равновесие, так как прежняя аватара Вишну, Рама, нечестным образом убил Бали, обезьяньего царя, противника бога Ханумана.
К северу от Сомнатха находится Сурадж Мандир — храм бога Солнца. Это древний храм, украшенный фигурами львов и слонов. Из индуистских праздников наиболее широко в этих местах празднуются Махашиваратри — большое паломничество к храму Шивы, а также день полнолуния, приходящийся на сравану, пятый месяц индийского календаря и один из месяцев сезона дождей.
Индия, карта расположения храма Сомнатх