Монастырь Сэра (Сера) – один из самых больших монастырей Лхасы и крупная культурная достопримечательность Китая, находится у подножия горы Пурбу Чок на высоте 3660 м, примерно в 5 км севернее Лхасы. Ранее был одним из трёх «государственных монастырей» Тибета, наряду с Дрепунгом и Ганденом. Другие важные святые места Лхасы — дворец Потала и монастырь Джокханг.
Название этого монастыря переводится как «Дикая роза», а точнее — Сэра-тэг-чен-лин (Обитель Великой колесницы-Махаяны). Такое имя монастырь получил потому, что когда-то весь склон горы был усеян кустами диких роз.
Монастырь Сера был построен в 1419 г. ниже небольшой отшельнической пещеры учеником Цонкапы – Шакья Еше (Shakya Yeshe), известным также под почетным титулом Джамчен Чодже (Jamchen Choje). Он пошел на суд китайского императора Юн-ло из Минга вместо Цонкапы. В признание этого поступка он и получил титул Джамчен Чодже, что означает «большая благость Дхармы».
Во времена своего расцвета монастырь занимал территорию почти в 115 кв.км, имели огромное число монахов (5555 человек) и 5 учебных дацанов. Как и в Дрепунге, каждый дацан Сера отличался в специализации: Sera Me — фундаментальные аспекты буддизма, Sera Je — обучение странствующих монахов Тибета, Sera Ngagpa — обучение Тантре.
Одним из наиболее важных объектов в Сера является Изначальная Первая Ваджра, которая была найдена тантрическим монахом Дачарпой в пещере в Драк Йерпа, которая сейчас хранится в монастыре и которую показывают всем раз в год.
Так же представляет интерес Святилище Будд трёх времён и расположенное за ним Святилище Хайягривы (божество с лошадиной головой, по-тибетски Тамбрин). Под потолком зала находится разнообразное военное снаряжение: шлемы, кольчуги, мечи, луки, копья. Трудно представить, но это вооружение монахов Сэра, в котором они успешно оборонялись против английской артиллерии в 1905 г.! Монахи монастыря всегда славились своим воинским искусством.
А в дацане Дже находится статуя одиннадцатиликого бодхисаттвы Авалокитешвары, окутанная удивительной легендой. Легенда гласит: давным-давно монахиня Балмо случайно стала свидетельницей явления на Земле Бодхисаттвы Авалокитешвары. Тот подарил ей свою манифестацию в виде скульптуры, которую монахиня спрятала в пещере Пабонка.
Один из пастухов, гоняя своих коз, бросил в пещеру камень и услышал необычный звук. В глубине он увидел статую, пьющую молоко и рассказал об этом настоятелю монастыря Сера. Тот перенёс святыню в один из своих храмов. Говорят, что с тех пор монахи регулярно потчуют её козьим молоком…
В тантристском дацане Нгагпа хранится особый ритуальный нож-пурбу, принадлежавший некогда махасидхи Дарчарва. Именно священный нож-пурбу, якобы способен сам перерезать серебряную нить-«му» врагам Тибета, отделяя их души от тел. Это одна из величайших святынь Тибета. Раньше в новогоднюю ночь пурбу, завёрнутый в шёлк, везли в Поталу и прикладывали к головам Далай-Ламы и его высших сановников.
Сера пережила «культурную революцию» довольно ощутимо. Число монахов сократилось до нескольких сотен (большинство приняло участие в восстании 1959 г. и было репрессировано), многие монастырские здания оказались разрушенными.
В последние годы наблюдается реставрация строений, растет и число их обитателей. Функционируют духовные колледжи Сера-Дже и Сера-Me, преподающие тантрические знания. Ведь и сейчас Сэра считается центром тантрического учения в Тибете. Если посетить монастырь после 15-ти часов, можно видеть, как во внутреннем дворе монастыря проходят открытые дебаты среди местных буддийских монахов. Эта очень давняя традиция, входящая в курс обучения философского дацана.
Согласно традиции, вокруг монастыря идёт тропа Коры. Паломники совершают ритуальный обход территории монастыря не менее часа, но это очень живописная тропа, проходящая между ивовыми деревьями, огромными валунами и учебными корпусами дацанов. Здесь много ритуальных камней-мани с изображениями Будд, бодхисаттв, со священными текстами.
Паломники касаются их руками и оставляют на земле жертвенную пищу — тсампу. В скалах неподалёку находится одна из медитационных пещер основателя секты Гелугпа- пещера Цонкапы. Да и вообще вокруг монастыря Сэра всегда было очень много ритодов (уединённые кельи лам-отшельников, расположенные на склонах гор). Паломники считают многие ритоды священными, совершая вокруг них по 333 ритуальных обхода!
В нескольких сотнях метров к востоку, на тропе Коры некогда возвышалась большая каменная глыба, которая, согласно преданию, сама прилетела с родины Будды Шакьямуни. На этом священном камне особые монахи проводили обряд «небесных похорон». Это самое дорогое место для расчленений в Тибете.
Кроме того, считается, что, если голый человек поваляется на этом камне среди свежих останков умершего, он значительно продлит свою жизнь. Даже Далай-Ламы омолаживались подобным образом!.. Сейчас этот ритуальный предмет убран с пути паломников и туристов, в отдаленные места.
Китай, карта расположения монастыря Сэра