Церковь Святой Смерти: Санта Муэрте, культ отверженных

Мексика — уникальная страна, где отношение к смерти радикально отличается от знакомых нам с детства вещей. Неотъемлемой частью жизни большинства населения является ежегодное празднование самой известной культурной достопримечательности МексикиДня Мёртвых (El Día de los Muertos) — праздника, посвящённого памяти умерших, который проходит 1 и 2 ноября. Главный атрибут Дня Мёртвых — «Великая Дама Смерти» Калавера Катрина (исп. La Calavera Catrina), история которой восходит к Владычице Смерти Миктекациуатль, женскому божеству ацтеков, которая повелевала Миктланом, местом, куда мертвые попадали после долгого и трудного путешествия. Калавера Катрина, представляющая собой женский скелет в роскошном платье, перекликается с образом Святой Смерти (Santa Muerte), божества, персонифицирующего Смерть.

Культ Святой Смерти, история возникновения

В мировоззрении коренных народностей Мексики смерть никогда не была олицетворением конца жизни, напротив, она считалась её продолжением. Ацтеки и майя верили, что в момент кончины одного человека где-то непременно рождается другой. Именно поэтому, наравне с божествами, олицетворяющими силы природы, они почитали богов смерти и тьмы, веря во всемогущество смерти и её силу разрушать любые препятствия.

С приходом конкистадоров постепенно происходит смешение элементов мифологии ацтеков и майя с католицизмом, в результате чего появляется новый религиозный культ — культ Са́нта Муэ́рте (исп. Santa Muerte — Святая Смерть). Поклонение Смерти и мертвым было распространено не только среди народов Мезоамерики; праздник «День Черепов» (El Dia de los Natitas) в Боливии и ритуал Ма-Нене, практикуемый в Индонезии, также призваны сохранить и укрепить связь между миром мертвых и миром живых.

Смерть представала, как главный персонаж «Пляски Смерти», серии многочисленных фресок в средневековой Европе, в виде повелителя человеческих душ. Эти верования возникли, когда Европа страдала от страшных эпидемий, а многочисленные костницы европейских стран (такие, как «Часовня костей» в португальском городе Эвора, чешская костница в Седлеце или катакомбы Парижа) наполнялись останками безвременно усопших.

Первые упоминания о культе Святой Смерти относятся ещё к XVII столетию. В 1960-х годах Святая Смерть резко набрала популярность после того, как один из жителей деревни увидел ее изображение, самопроявившееся на стенах его деревянной хижины в Катемако (штат Веракрус). Он попросил священника села засвидетельствовать чудесный образ и канонизировать его, но тот ответил отказом. Тогда жители деревни решили передать слух о чудесном явлении Святой Смерти от человека к человеку, не имея места для поклонения ей.

Культ Санта Муэрте первоначально распространился в деревнях среди бедного населения, со временем став популярным в криминальных кругах, а уже намного позже заинтересовал и обеспеченных жителей больших городов. Тем не менее, основные места проведения обрядов традиционно были сконцентрированы в неблагополучных кварталах, а большинство молитв новой святой традиционно возносилось только в стенах дома.

В последнее время места поклонения Святой Смерти начали появляться повсеместно в Мексике, а также в США, Канаде и других странах Южной и Центральной Америки. Небольшие часовенки с фигурками Святой Смерти располагаются на задних дворах небольших магазинчиков и автозаправок. Святую Смерть можно найти в магазинах (иногда как товар, иногда как свидетельство веры торговца) и в домах; наряду с изображениями других католических святых.

Сейчас этот культ широко распространен не только по всей Мексике, но и во всех странах Латинской Америки, а также на юге США (от Техаса до Калифорнии). И по состоянию на сегодняшний день, в одной лишь Мексике “Мадонне с косой” поклоняется уже свыше пяти миллионов человек. Теперь это не просто местечковое идолопоклонничество, а неотъемлемая часть национальной культуры.

Святилища Санта Муэрте

С начала XXI века поклонение Святой Смерти стало более публичным, особенно в Мехико после того, как продавщица Энрикета Ромеро, жительница одного из самых криминальных кварталов мексиканской столицы Баррио Тепито, в 2001 году первой выставила свою статую на всеобщее обозрение. Более 40 лет семья Ромеро поклоняется Святой Смерти, которой безразлично социальное или служебное положение своих прихожан. Люди разного социального статуса, а также дети, старики и женщины с улицы приходят на улицу Альфарерия, дом 12.

Также интересно:  Самбор-Прей-Кук: Лесные башни города Шивы

Обычно для Санта Муэрте устраивают особые часовни, с алтарём и главной статуей Божества (женский скелет, одетый в пышное нарядное платье). Также образ Святой Смерти может быть представлен в виде цветной фигуры или картины. Особенности святилища зависят от проблем, которые верующий надеется решить.

Но, пожалуй, самый мрачный и торжественный храм, посвященный святой Нуэстра Сеньора де ла Санта Муэрте спрятан в маленьком мексиканском городке Санта Ана Чапитиро в штате Мичоакан. У святилища в Мичоакане установлены большие статуи Санта Муэрте, а также тысячи картин подобной тематики заполняют внутреннее убранство церкви. Некоторые могут посчитать это место жутковатым, но вряд ли кто-то скажет, что оно не впечатляет. Два близлежащих магазина продают скульптуры, магические свечи и благовония для различных магических заклинаний. После посещения рекомендуется оставить пожертвование.

У Святой Смерти, как и у других католических святых, в разных местах имеется определенный день для чествования. Так, в часовне квартала Тепито в Мехико таким днем является 1 ноября. В этот день фигуру Санта Муэрте наряжают невестой. Заметим, что в часовне не проводится религиозные службы. А Санта Муэрте здесь меняет свои наряды каждый первый понедельник месяца; цвет соответствует сезону и требованиям ее адептов. Красный цвет символизирует любовь и страсть; зеленый — надежда; белый и синий — мир и чистота — цвета Девы Марии. Браслеты из жемчуга, золота и серебра со вставленными драгоценными камнями свисают с ее шеи, одежды, косы, чешуи, металлических рук и фаланг. Это подношения и дары тех, кто благодарит ее за какое-то чудо или услугу.

Праздник в церкви в Мичоакане также начинается в полночь на 1 ноября, в канун Дня Всех Святых. Несколько тысяч верующих читают Розарий Смерти. Для очищения пространства поджигается марихуана. У алтаря со Святой Смертью участники торжества оставляют различные подношения — сахарные черепа, цветы, монеты, драгоценности. Затем для последователей Санта Муэрте звучит музыка и предлагаются ритуальные угощения.

Фигурки Santa Muerte часто соседствуют со статуэтками и изображениями Иисуса Христа и Девы Марии Гваделупской, так как последователи культа не видят никакого противоречия между католической верой и поклонением Святой Смерти. Более того, приверженцы культа утверждают, что Санта Муэрте творит чудеса. Порой её почитают больше Иисуса, ведь именно смерть забрала его, следовательно, она сильнее. Во многом ритуал, посвященный Санта Муэрте, очень похож на католический обряд, в том числе шествия и молитвы о защите и покровительстве.

Санта Муэрте, атрибуты культа

Внешне новая мексиканская Святая, которую часто называют “Тощая” (La Flaca), а иногда ласково зовут Муэртита или Сантиссима (пресвятая), напоминает общеизвестное изображение смерти — в виде человеческого скелета, покрытого белым или черным одеянием, в капюшоне и с косой в одной руке. Коса символизирует как процветание (в качестве инструмента сбора урожая), так и момент смерти (в качестве режущего инструмента). В другой руке — земной шар, означающий, что ей подвластны все люди планеты. Также шар символизирует справедливость и равноправие для всех, независимо от происхождения и статуса. Другие объекты, которые также изображаются вместе с Santa Muerte – весы (справедливость – мы все должны умереть), песочные часы (ограниченное время жизни на земле) и сова (мудрость).

Иногда Сантиссима предстаёт в пышном белом платье и с атрибутами Девы Марии — воплощение чистоты и невинности. Отсюда ещё одно её название — Белая Девочка (La Niña Blanca). Часто ее называют Senora de las Sombras (Дама теней), поскольку считается, что Святая Смерть отдает особое предпочтение людям, которые работают после захода Солнца, из-за опасности, которой они подвергаются.

Также интересно:  Гора Шатрунджайя: Храмовый город Палитана, "место славы" джайнов

Согласно легенде, люди раньше не знали смерти, но, устав от тягот бесконечной жизни, обратились к Богу с просьбой послать им избавление. Бог явился к избранной им юной прекрасной девушке и сказал, что отныне она станет Смертью — бестелесным духом, подводящим черту под человеческой жизнью и прекращающим страдания земного пути. В тот же миг тело её распалось, красивое юное лицо обратилось в голый череп и, получив из рук Бога косу, Смерть отправилась в свой путь по земле…

Традиционное одеяние — белое — символ непорочной чистоты. Для помощи в любовных делах накидка Муэртиты должна быть красной. Для улаживания проблем с законом — зелёной. Для преодоления финансовых трудностей — золотой (символ благоденствия) или жёлтой. Чёрная Смерть — сила, побеждающая жизненные препятствия. Санта Муэрте в синем или пурпурном — пробуждение мистических способностей, связь с миром духов. Довольно часто встречается Святая в радужном одеянии, способная решить все проблемы разом.

Основная сфера компетенции Санта Муэрте — любовные и денежные дела, а также защита от насильственной смерти и болезней. Однако люди часто просят у нее всесторонней помощи: здоровья, любви, удачи, вернуть украденные вещи или даже похищенных родственников, успеха для бизнеса и новых начинаний, выиграть в лотерею, отпугнуть плохих соседей, защитить автомобили от аварий и краж, иметь больше денег, чтобы вернуть долги, найти работу, принести еду в дом, отогнать коварных друзей от вашего партнера или близких, забыть любовь, разжечь любовь в партнере, отвести любовника партнера, помириться с партнером, финансового изобилия и т. д. Многие приходят к Санта Муэрте для того, чтобы получить благословение, кто-то — молит о выздоровлении ребёнка, кто-то хочет вызволить брата из тюрьмы, кто-то просит справедливого возмездия, а кто-то — навести порчу на врага или обидчика.

На рынках продаётся множество маленьких фигурок для сооружения домашних алтарей. Почти у каждого торговца на прилавке можно увидеть статуэтку Святой Смерти с приклеенными к ней долларами, или же она может стоять в ящике, засыпанном монетами.

На алтарь Тощей приносят множество свежих цветов — красные и белые розы, бархатцы, гвоздики, туберозу, тюльпаны. Увядшие сразу заменяют. Фрукты также входят в число традиционных подношений, и само-собой, они должны быть свежими. Особенно в чести красные и жёлтые яблоки (символ благосостояния). Не откажется Сантиссима и от кокосов, ананасов, манго, арбузов и бананов.

Часто ей преподносят разные сладости — шоколад, мёд, конфеты, леденцы, даже кока-колу и жевательную резинку — чтобы жизнь была сладкой и без горечи. Алкогольные напитки также входят в число даров. Текила, ром, анисовая водка, коньяк, вино, ликёр, иногда и пиво, которые обязательно должны быть в стеклянной таре (как и обычная чистая вода — главный проводник связи со Святой Смертью).

Любит Белая Девочка и сигареты с сигарами. Это способствует устранению зависти вокруг просящего. Как правило, табачные изделия кладут по 2 штуки (число “2” и другие чётные, почитаются в этой религии).

Хлеб меняется 2 раза в неделю. При этом чёрствый не выбрасывается, а относится в парк под дерево. Благовония — ладан, сандал, мирра, розмарин, мускус — помогают очиститься от отрицательной энергии и приносят удачу. Не лишними на алтаре “Костлявой” будут свечи и ароматические масла. Помимо перечисленного, к её ногам кладут деньги и даже патроны (для защиты от насильственной смерти).

Сантиссима весьма ревнива — она не терпит возле себя изображений других Святых или божеств. Единственный Святой, которого допускается ставить рядом с ней — Святой Иуда — защитник обездоленных и покровитель опасных начинаний. Других Святых прихожане опасаются размещать вблизи её взора.

Также интересно:  Мир буддийской Преисподней, часть 1: Банг Саен, тайская модель Рая и Ада

Поклоняющийся Сантиссиме носит при себе её изображение, как символ того, что он о ней всегда помнит. Обычно это золотой/серебряный кулон-образок Смерти или брелок. Для большей эффективности амулет закаляют на огне свечи. Следует избегать прикосновений чужих рук к медальону. Также многие адепты делают на теле татуировку с изображением Святой — это охраняет человека от пули, ареста и других неприятностей.

Некоторые обряды исполняют только дети (как правило — маленькие девочки), ведь Святая Смерть особенно благосклонна к их чистоте и невинности. Общаться с Муэртитой (в отличии от христианской религии) принято на равных — расправив плечи и с гордо поднятой головой. Обращаясь к Святой, нужно смотреть ей прямо в глаза. Часто лик или статую окуривают сигарным табаком для своеобразного очищения. Угощая её различными дарами, угощаются и сами.

Образ Святой Смерти весьма популярен среди мексиканских наркокартелей — так, известный некрополь картеля Синалоа в Кулиакане стал последним пристанищем многих убитых и принесенных в жертву на алтаре Санта Муэрте боевиками конкурирующего картеля Гольфо.

Забавным фактом является то, что во время чемпионатов мира по футболу, Сантиссиму облачают в цвета мексиканского флага (зелёный, белый, красный), а в её руки (вместо традиционного земного шара) помещают футбольный мяч. Всё это делается ради того, чтобы Белая Девочка принесла удачу национальной сборной.

Но не только футбол приводит Santa Muerte почти в каждый дом. Сегодня образ Смерти популярен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами. Он стал частью искусства, и его активно изпользуют в своих работах художники и дизайнеры по всему миру. Скелет в элегантном платье появляется на полотнах Диего Риверы и Фриды Кало, на гравюрах и книжных иллюстрациях Хосе Гуадалупе Посадаса.

Святая Смерть, защитница отверженных

В чем же причина такой популярности Санта Муэрте? Люди верят, что Святая Смерть может помочь в тех случаях, когда остается последняя надежда на чудо или спасение. Она относится одинаково ко всем людям, даже к тем, которые считаются «падшими». Поэтому Санта Муэрте популярна среди теневого бизнеса и преступного мира.

Считается, что Сантиссима помогает там, где другие Святые бессильны. Зачастую, люди отказываются от помощи Католической Церкви, ссылаясь на то, что она только поучает, а не помогает. Зато Святая Смерть не делает исключения ни для кого — перед ней все равны: и музыкант-марьячи, и таксист, и проститутка, и полицейский, и политик, и даже наркоторговец. Именно приписываемая Святой справедливость делает её столь привлекательной для всех, кто считает себя незаслуженно обделённым обществом или судьбой. Тем не менее, многие, перед тем, как помолиться этой Святой, сначала обращаются к Иисусу, прося разрешения на эту молитву.

Отношения с властями и другими конфессиями не безоблачны. Культ преследуется властями Мексики как сатанинский, однако сами последователи Санта Муэрте отрицают связь своего божества с дьяволом. Против представителей культа периодически проводятся репрессии, в частности, практикуется снос часовен, посвящённых Смерти. Католическая церковь также выступает против культа, настаивая на отсутствии связи между Санта Муэрте и христианством, однако в бытовом сознании эти конфессии имеют много общего, ведь сторонники Santa Muerte не отказываются от католической веры.

В силу того, что культ Святой Смерти не проповедует (подобно христианству) смирения, всепрощения, терпения и прочих добродетелей, делающих людей пассивными и легко управляемыми духовенством, а, напротив, даёт адепту уверенность и силу отстаивать свои права, отношение правительства Мексики к культу двойственное. С одной стороны, его не одобряют, презрительно называя “суеверие отбросов общества”, верить в которое культурному и образованному человеку стыдно. С другой стороны, культ существует и развивается с негласной поддержки властей, ибо правительство и госчиновники сами частенько обращаются за помощью к “Мадонне с косой”.

Похожие статьи

Добавить комментарий