«Маленький ад» Колумбии: Археологический парк Сан-Агустин

В глубине южноколумбийских Анд спрятался район Сан-Агустин. Это место известно во всем мире как некрополь, на территории которого сохранилось множество каменных статуй. Имя создавшего их народа давно забыто и едва ли когда-то станет известно.

По одной из версий, доколумбова цивилизация, начавшая создавать статуи Сан-Агустина, была разрушена и истреблена инками задолго до прихода европейцев.

Район Сан-Агустин — один из самых удаленных в долине реки Магдалены — главной реки Колумбии. Река Магдалена вклинивается между высокими хребтами Восточных и Центральных Кордильер.

Местные жители использовали реку и как надежную водную дорогу, и как постоянный источник воды для орошения полей. Привлекали сюда людей и густые тропические леса, полные дичи. Стоит ли удивляться, что именно здесь зародилась одна из древнейших доколумбовых цивилизаций.

Существует предположение, что создатели статуй прибыли сюда именно с Карибского моря, задолго до расцвета известной нам цивилизации чибча (муиска или моска). Точно установлено, что самые древние каменные памятники Сан-Агустина восходят к VI в. до н. э., а самые последние — к XVI в., перед вторжением первых европейцев — испанских колонизаторов.

Судя по количеству захоронений и каменных статуй и по манере создания последних, этот народ жил в долине Магдалены долго, обладал большой силой и влиянием, успешно воюя с соседями на протяжении многих веков. Этот народ удачно использовал свое местонахождение на реке, контролируя движение по Магдалене от побережья Карибского моря во внутренние районы, выше по течению, через всю нынешнюю Колумбию, вплоть до нынешнего Эквадора.

Район расположения статуй известен своей высокой сейсмичностью; неподалеку расположен Невадо-дель-Уила — самый высокий вулкан в Колумбии, спавший 500 лет, но теперь проявляющий заметные признаки активности: за последние пять лет его «трясло» почти 700 раз. Среди скульптурных изваяний Сан-Агустина встречаются изображения, напоминающие о землетрясениях прошлого. Вот почему, по одной из версий об исчезновении таинственного народа, создавшего этот некрополь, люди ушли из этих мест, когда из-под земли стали вырываться клубы ядовитого вулканического газа.

Последние создатели каменных статуй погибли от рук испанских конкистадоров и завезенных ими болезней, когда экспедиции испанцев поднимались от прибрежной колонии Санта-Марта вверх по долине Магдалены в поисках мифической «золотой страны» Эльдорадо. Разрушать статуи конкистадоры не стали: скорее всего, у них не дошли до этого руки, так как местные жители дали ожесточенный отпор. Когда же большая часть индейцев погибла, оставшиеся были обращены в католическую веру, а магическое значение каменных статуй было навсегда утрачено.

Также интересно:  Труньян: "Деревня мертвецов" древнего народа Бали-Ага

Первым о существовании огромного собрания каменных идолов в верховьях реки Магдалены сообщил испанский монах-миссионер Фрай Хуан де Санта-Гертрудис в 1794 г.

Испанские конкистадоры назвали район статуй Сан-Агустин «инфернито», или «маленький ад», полагая, что это место дьявольское и служит языческим капищем.

Археологический парк Сан-Агустин находится в Южной Америке, на западе Колумбии. Парк расположен на плато, по обе стороны каньона, образованного верховьем реки Магдалены.

Археологи предполагают, что религиозный культ мертвых играл важнейшую роль в цивилизации, создавшей скульптуры Сан-Агустина.

Памятники Сан-Агустина — каменная хронология Южной Америки: на протяжении веков местные жители хоронили своих мертвых в одном и том же некрополе. Когда-то здесь существовала полноценная инфраструктура, о чем говорят отчетливые следы остатков древних дорог, границ полей, дренажных канав и искусственных платформ.

Здесь находится самое большое в Южной Америке собрание религиозных памятников и скульптур, объединенных рядом общих черт.

Во-первых, все они отличаются тщательной проработкой и подробной детализацией. Обилие мелких деталей позволяет сделать безошибочный вывод о значении хотя бы части статуй. Например, зубастые каменные охранники с обоюдоострыми мечами стояли на страже порядка.

Все статуи обладают множеством натуралистических форм. У статуй даже выражения лиц различаются — от меланхолического до угрожающего. Фигуры, изваянные в камне, облачены в одежду разных стилей, так же разнообразны прически и татуировки.

Правда, древние вовсе не ограничивались изображениями реалистического характера: встречаются здесь изваяния, отличающиеся чрезвычайной условностью и фантастичностью содержания.

В-третьих, скульптуры парка — их еще называют «чинас» — были вырезаны из вулканических пород. Это и понятно: зачем везти камень издалека, если некрополь создан в вулканической зоне и вокруг полным-полно базальта.

Кроме того, статуи были окрашены, причем цвета очень яркие: красный, синий и желтый. Краски быстро выцветали в условиях лесной и речной сырости, но их восстанавливали. Размеры скульптур варьируются от десятков сантиметров до нескольких метров, а вес — от нескольких килограммов до нескольких тонн.

Из изображений животных чаще всего встречается змея, ящерица, саламандра, лягушка, черепаха и птица, держащая в клюве змею — символ власти.

Также интересно:  Венеция, город романтиков

Археологи находят много схожих черт между статуями Сан-Агустина, изваяниями культуры ольмеков в Центральной Америке, загадочными изваяниями индонезийской долины Бада, идолами Рапа-Нуи (остров Пасхи) и острова Нуку-Хива в Маркизском архипелаге Французской Полинезии. Символическое изображение двух обвивших друг друга больших змей напоминает изображения времен Древнего Египта в храмах Фив и Абу-Симбела.

Еще более поразительно сходство между коридорными гробницами Сан-Агустина и европейскими дольменами 5-го тысячелетия до н. з. Объяснение этому факту пока не найдено, существуют лишь версии о существовании некой всемирной цивилизации, населявшей планету Земля до катастрофы планетарного масштаба.

На территории археологического парка расположен алтарь Ла-Чакира, неподалеку, но уже за пределами парка, находится алтарь Эль-Таблон, представляющий собой комплекс статуй у захоронения, которые обращены к лунным божествам.

Центральное ритуальное место — источник омовений, где предположительно происходили церемонии в честь богини воды (той же реки Магдалены) и многочисленные человеческие жертвоприношения.

Небольшие размеры отдельных статуй сделали их легкой добычей для «черных археологов», и поэтому Сан-Агустин входит в список археологических объектов Латинской Америки, находящихся под наибольшей угрозой.

В 1995 г. комплекс статуй и каменных артефактов неопределенного значения внесены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории археологического парка был создан музей, где хранятся керамические изделия, которые были обнаружены на территории.

В окрестностях парка Сан-Агустин лежат археологические заповедники «Лес статуй» и «Холм идолов», а также четыре территории, где находятся захоронения с могильными холмами, изваяниями и погребальными храмами (дольменами). На «Холме идолов», что в 10 км от археологического парка Сан-Агустин, находится самая высокая статуя, прозванная «Святым Августином», высотой 7 м. Кроме нее здесь сохранилось еще 34 скульптуры.

Одна из самых необычных статуй Сан-Агустина — скульптура, показывающая рождение ребенка. Нижняя часть статуи — мать, рожающая дитя, верхняя — принимающий роды человек, смотрящий на восходящее солнце, что символизирует жизнь.

Ближайший к археологическому парку город — Питалито, один из важнейших центров производства кофе в Колумбии, причем очень высокого качества.

Также интересно:  Мохенджо-Даро, "Холм мертвых": Загадка древнего катаклизма

Колумбия, карта расположения парка Сан-Агустин

Похожие статьи

Добавить комментарий