Саламанка: Золотой город испанских королей

Саламанка, испанский город, который особенно полюбился испанским же королям… Они не жалели средств на его украшение, и благодаря такому вниманию в городе буквально каждый квадратный метр — историческая достопримечательность Испании, а что ни дом — то место рождения великого человека. Но самую большую славу городу принес его университет. В нем учились и преподавали величайшие творческие личности Испании, цвет мировой культуры.

саламанка

Саламанка, любимица королей

Действительно, испанские короли испытывали самые трогательные чувства по отношению к Саламанке, и, наверное, поэтому ей многое прощалось.

Испанский город Саламанка расположился на западе страны, сравнительно недалеко от границы с Португалией. Он стоит на холмистом берегу реки Тормес — притоке Дуэро, одной из крупнейших рек Пиренейского полуострова. Через Тормес переброшен древний 150-метровый арочный мост, его 15 арок сохранились еще со времен Древнего Рима. Мост пережил единственную реконструкцию в XVI в. после сильнейшего наводнения.

Саламанка — город с самой древней историей в автономном сообществе Кастилия и Леон. В V в. до н. э. на месте Саламанки находилось укрепленное поселение кельтского племени ветонов. Известно, что во время Пунических войн, в 217 г. до н. э., его захватил Ганнибал, правда, ненадолго: ветоны столь мужественно сопротивлялись, что Карфаген оставил попытки удержать его.

Что не удалось Карфагену, получилось у Рима: во II в. до н. э. ветонское селение завоевали римляне и дали ему имя Элмантика (Салмантика). В эпоху Древнего Рима Саламанка стала важным стратегическим городом на римской Виа де ла Плата (Серебряной дороге) Севилья — Асторга. Дорога проходила как раз через упоминавшийся каменный мост через реку Тормес.

VIII в. — эпоха арабских завоеваний на Пиренейском полуострове, Саламанка захвачена арабами. В IX в. на непродолжительное время Саламанка принадлежала Астурии, но позже отвоевана маврами. Лишь в 1085 г. арабы окончательно изгнаны из города. Реконкиста дорого обошлась городу: опустошенный, полуразрушенный, он вновь заселен лишь в 1102 г. Но сразу после изгнания мавров в Саламанке начинается возведение собора и романских храмов. Характерная особенность архитектуры города — использование при строительстве начиная с XIII в. золотистого камня, придавшего характерный облик многим зданиям Саламанки.

Впоследствии Испания вошла в полосу упадка, что отразилось и на Саламанке: город утратил значение и как образовательный центр, и как промышленный.

Вновь о Саламанке напомнили европейцам большие сражения эпохи Наполеоновских войн. 22 июля 1812 г. в окрестностях Саламанки англо-испанские войска под командованием британского полководца Артура Веллингтона (1769-1852 гг.) разгромили французскую армию Португалии под командованием маршала Мармона.

Еще один интересный эпизод в истории города связан с Гражданской войной 1936-1939 гг. В то время Саламанка стала временной резиденцией Франсиско Франко (1892-1975 гг.) — будущего диктатора Испании.

Саламанка, город-ансамбль Испании

В Саламанке на здании университета перед Новым собором размещена мраморная доска с цитатой Мигеля Сервантеса: «Саламанка околдовывает всех, кто имел счастье побывать здесь, заставляя вновь сюда вернуться». Город развивался как важный пункт на перекрестии старых римских дорог и более современных путей из Испании в Португалию.

В настоящее время Саламанка — административный центр одноименной провинции. Также город является столицей комарки Кампо-де-Саламанка — историко-географического района, чьи границы соответствуют традиционной исторической и географической демаркации.

Саламанка — один из важнейших культурно-исторических центров Испании. В 1988 г. Старый город Саламанки внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это один из городов-ансамблей Испании, для него характерны относительно регулярная планировка, однородность строительного материала, а также стилистическое единство памятников, преимущественно — платереско и чурригереско.

Платереско — ведущий архитектурный стиль Испании XVI в., для которого характерно тонкое оформление фасадов зданий. Классические образцы стиля, созданные в городе, — здание университета Саламанки, Дом с ракушками (все внешние стены которого покрыты рельефным изображением раковин).

Здание Дома с ракушками было построено в период с 1493 по 1517 год. Его владельцем был дон Родриго Мальдонадо-де-Талавера, профессор права в знаменитом Университете Саламанки и рыцарь ордена Сантьяго. Эмблема ордена – раковина морского гребешка, что и стало причиной необычного украшения стен дома.

Барочный стиль чурригереско отличает изобилие деталей, украшений и богатый декор. В Саламанке творили создатели испанского барокко братья Чурригера, построившие ретабло (алтарь) монастыря Сан-Эстебан, хор в Новом соборе и Пласа-Майор (Большую площадь).

Исторический центр города — Пласа-Майор, или главная площадь, созданная в XVIII в., вся окруженная барочными зданиями с кружевными аркадами с изображениями испанских королей и генералиссимуса Франко. В прошлом площадь была популярным местом проведения корриды. На юг от нее находятся монастыри Сан-Эстебан и Конвента-де-лас-Дуэнас. С восточной стороны к площади примыкает Королевский павильон, украшенный бюстом Филиппа II. Здесь же стоит и ратуша. Площадь считается одной из красивейших в Испании.

Главные достопримечательности города — университет Саламанки и два собора — Старый и Новый.

Гордость всех саламанкино — жителей города — университет. Основанный в начале XIII в., университет Саламанки — самый старый в стране и один из старейших в мире. Начав со школы при соборе, в 1254 г. удостоен статуса университета королем Альфонсо X, а спустя год признан как университет папой римским Александром IV.

Университет быстро завоевал общеевропейскую известность и стал центром испанского образования и культуры. В Средние века о нем говорили: «Что не способна дать природа, не даст и Саламанка». Сегодняшний университет с его 30 тыс. студентами — наравне с доходами от туризма стал основным источником дохода города и саламанкино.

В университете Саламанки учились писатель Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616 гг.), драматург и поэт Педро Кальдерон де ла Барка (1600-1681 гг.), драматург Лопе де Вега (1562-1635 гг.).

Появление и деятельность университета означали для Саламанки еще и строительство новых зданий в городе. Параллельно с развитием образования в XVI-XVII вв. Саламанка стал испанским центром текстильных мануфактур и книгопечатания.

Вход в здание университета — около дворика Патио-де-лас-Эскуа-лас-Менорес. Фасад университета покрыт искусной резьбой, на нем размещен медальон с изображением Католических королей — королевы Изабеллы I Кастильской (1451-1504) и короля Фердинанда II Арагонского (1452-1516) — покровителей университета. В здании находится библиотека, где хранятся 160 тыс. рукописей.

Фасад университета Саламанки имеет много разных элементов, но один из них, по легенде, приносит удачу. На одном из трех черепов можно заметить небольшую лягушку, и многие студенты перед тем, как сдавать экзамены, старались найти ее взглядом, что делают и по сей день.

Весьма своеобразно здание Эскуа-лас-Менорес, или Младшей школы. Все ее стены, как внутренние, так и наружные, покрыты бесчисленными эмблемами победных слов (Victor Victoria): так со времен Средневековья чествуют докторов университета.

В университетском музее поражает взор громадная фреска «Саламанкское небо» с изображением знаков зодиака.

Старый собор построен в XII в., а Новый, заложенный в 1513 г., строили почти двести лет. Вместе они образуют удивительную архитектурную гармонию: Старый собор — образец позднероманского стиля, Новый — готическо-ренессансного. Новый собор Вознесения Богородицы (Catedral Nueva) находится в центре города и выходит своим главным фасадом на улицу Pla y Deniel, а северным – на площадь Anaya. К его правому фасаду примыкает Старый собор.

Главный фасад Нового Собора  — наиболее богато украшенная часть собора. Здесь расположен тройной портал, центральная дверь которого, Портал Рождества (Portada del Nacimiento), украшена двойным рельефом с изображением Поклонения волхвов и Сретения.

Среди средневековых барельефов Нового Собора особо следует выделить необычное изображение космонавта, а также фигуру демона.

В Главной капелле находится образ Успения Богородицы работы Эстебана Руэды, датированная 1624 годом.

Решение о возведении Нового собора было принято, потому что Старый, построенный еще в 12-13 веках, стал уже слишком мал и темен для выросшего университетского города.

Старый собор Санта Мария (Catedral Vieja) находится в центре города рядом с Новым собором. Он был заложен соратником Сида Кампеадора Херонимо де Перигором (ум. 1120) который стал первым епископом города после освобождения его в годы Реконкисты. Так как Саламанка была пограничным городом, собор проектировался и как настоящая крепость.

По другому источнику в 1102 г., граф Раймундо де Боргонья и его супруга, высокородная донья инфанта Уррака (дочь короля Альфонсо VI)  основывают Старый собор, подчинив его юрисдикции все церковные приходы в Саламанке и окрестностях. Строительство собора началось  в 1140 г. и за работу принимаются сразу несколько архитекторов — испанец Juan Franco и француз Pierre d´Aix. Громаду собора возводили по частям: фундамент, неф, боковые стены (1150-1175), крытая галерея и своды (1175-1200), башня Петуха (torre del Gallo, из-за флюгера с изображением петуха) и купол (1175-1200). В конце строительства уже чувствовалось влияние готики – появляются ребристые своды, держащие огромный вес стен, остроконечные арки. В башне угадывается влияние Византии – видимо, по пути к Сантьяго-де-Компостела византийские паломники останавливались в Саламанке в большом количестве и среди них были искусные мастера.

В интерьере Старого собора привлекают внимание главный алтарь, состоящий из более чем полусотни картин работы Николаса Фьорентино, и его же фреска «Страшный суд». А в нижней части алтаря стоит скульптура покровительницы Саламанки — девы Марии де ла Вега, в честь которой устраиваются торжественные праздники с участием множества горожан.

В капеллах Старого собора также можно видеть многочисленные надгробия епископов-настоятелей.

Еще одна важнейшая достопримечательность центра города — доминиканский монастырь Сан-Эстебан, основанный в 1256 г. В нем провел последние часы Христофор Колумб перед отплытием на поиски нового пути в Индию. На площади Колумба установлена его статуя: великий мореплаватель рукой указывает на запад.

Церковь и монастырь Сан Эстебан построили монахи-доминиканцы, прибывшие в Саламанку и привлеченные расцветом университета. Большинство из них стали его преподавателями. Инициатором строительства выступил епископ Кордовы: Хуан Альварес Толедо (Juan Alvarez de Toledo), главным архитектором был назначен Хуан де Алава (Juan de Alava), эстафету мастера-строителя подхватили сам Родриго Хиль де Онтаньон (Rodrigo Gil de Hontanon) и Диего де Сальседо (Diego de Salcedo). Стройка длилась 86 лет и была завершена в 1610 г.

Фасад монастырской церкви — шедевр платереско. Фасад поделён на три части, в средней находится рельеф «мученичество Святого Стефана» (начало XVII века), в верхней — сцена Распятия. Все поверхность фасада заполнена резными орнаментами, скульптурами святых.

Главный запрестольный образ церкви – работа Хосе де Чурригера – примечателен шестью большими витыми колоннами, покрытыми декоративными лиственными орнаментами.

Из современных достопримечательностей Саламанки вызывает интерес Дом Лиса (Casa Lis), в котором сейчас размещается Музей модерна и ар деко (Museo de Art Nouveau y Art Déco), который находится на calle El Expolio, напротив правого фасада клуатра Старого собора.

Экспозиция музея насчитывает около 2500 произведений декоративно-прикладного искусства конца 19 – начала 20 века: это стекло, фарфоровые куклы, хрисоэлефантинные статуэтки, бронза, мебель, драгоценности, а также собрание картин художников Саламанки.

Испания, карта расположения Саламанки

 

Похожие статьи

Добавить комментарий