Сахасралинга: Святилище реки божественных лингамов

Одно из самых почитаемых в Индии, святилище Сахасралинга расположено на реке Шалмала в южноиндийском штате Карнатака. Местные жители утверждают, что эта загадочная культурная достопримечательность Индии возникла по воле божества. На береговых скалах и в самом русле реки высечены из камня многочисленные фигуры, изображающие индуистского бога Шиву, его быка Нанди, змей, а также символы плодоносящей силы божества — лингамы. В периоды полноводья Шалмалы каменные изваяния скрыты от глаз, но во время жары, когда река превращается в ручей, лингамы, быки и змеи становятся хорошо видимыми.

«Река тысячи лингамов»

Считается, что эти загадочные каменные фигуры были вырезаны во время правления короля Садашиварайяварма, правившего в 1678-1718 годах. Согласно одной из легенд, правитель был бездетным, и жрец Шивы порекомендовал ему превратить 1008 камней в ложе реки Шалмалы в лингамы. После этого у короля появились наследники. Но никто всерьёз скульптуры не датировал, а сами индийцы рассказывают, что они сделаны не королём, а богами, и не в XVIII веке, а на заре цивилизации.

Если посмотреть на эти изваяния, то они и вправду технологически совершенны — абсолютно правильные геометрические формы, никаких неровностей. Интересно, что почти такое же святилище находится на реке Кбаль Спеан в Камбодже в 25 километрах от знаменитого храмового комплекса Ангкор-Ват. Там тоже множество искусно вырезанных скульптур, посвящённых Шиве, и тысячи лингамов, по которым прокатываются воды реки. Правда, до 1969 года о долине реки Тысячи Лингамов почти ничего не было известно — здесь шла затяжная гражданская война, местность контролировали красные кхмеры. Вероятно, святилище было создано одновременно со строительством Ангкора в эпоху распространения индуизма.

Камбоджийская достопримечательность не столь известна среди туристов, как расположенный неподалеку Ангкор, зато индийская считается очень популярным местом поклонения в среде приверженцев культа Шивы. Ежегодно в периоды засухи сюда стекаются тысячи почитателей божества и проводят свои ритуалы — так называемую пуджу.

Лингам как символ Шивы

С точки зрения индуистов, как дым свидетельствует об огне, так и лингам свидетельствует о Шиве. Высшей формой проявления бога считается его плодотворящая сила, поэтому и почитается ипостась в виде «линга шарира», то есть фаллоса. Индуисты говорят, что голова Шивы поднимается из океана энергии Йони Шакти — природы, которую оплодотворяет своим семенем бог. Именно поэтому лингамы изображались не только как цилиндрические предметы или эрегированные пенисы у статуй божества, но и как соединение щели Йони и лингама Шивы — окружность с внедрённым в неё выступом. Это очень древние символы, характерные не только для индуистов и известные ещё со времён палеолита.

Также интересно:  Бирла, или Лакшми-Нараян: Храм-дворец в Нью-Дели

Но в эпоху распространения культа Шивы его плодоносящая сила стала восприниматься не только как сугубо материальная, но прежде всего как духовная, формирующая материю из сознания. И абсолютной формой Шивы стал лингам, который трактовался как огненный столп во Вселенной, не имеющий ни начала, ни середины, ни конца. В индуистской мифологии огненный лингам соответствует мировой оси и символизирует непревзойденность и непознаваемость Шивы. В современной Индии лингам, представляющий огонь, как один из пяти элементов (pancha-bhuta-linga), находится в городе Тируваннамалай (в переводе «Священная неприступная гора»). Ведь именно здесь находится гора Аруначала, где по преданию бог Шива появился в виде колонны огня (агни-лингам) на горе Аруначала, чтобы продемонстрировать свое превосходство над богами Брахмой и Вишну.

Однажды, как утверждают Упанишады, Брахма и Вишну, не желавшие считаться менее могущественными, чем Шива, решили проверить, действительно ли огненный лингам бесконечен в пространстве. Брахма превратился в лебедя и взлетел, чтобы добраться до самого верха столпа, а Вишну стал кабаном и начал рыть землю, чтобы достичь самого низа. Ничего у них не вышло. Шива в форме лингама не имел ни верха, ни низа. Пришлось богам признать поражение. Шиву стали называть Махешварой, то есть Величайшим Владыкой, а огненный столп — Махалингамом, то есть Великим Лингамом. Когда Шива занял главенствующее место в триумвирате, бог вышел из абсолютной формы и принял обычную — человеческую. Существуют также и другие святые места Индии, почитаемые шиваитами и посвященные четырем прочим элементам, составляющим основу Вселенной — земляной лингам (Prithvi-linga) в Канчипураме, воздушный лингам (Vayu-linga) в Шрикалахасти, водяной лингам (Appu-linga) в Шрирангаме и эфирный лингам (Akasha-linga) в Чидамбараме.

Почитатели Шивы во время обрядов лили на лингамы воду и посыпали реликвии красным порошком. Эта традиция установилась со времён написания священного текста индуизма Брахмана-пураны, в котором приведён любопытный рассказ о Шиве. Когда бог потерял горячо любимую супругу, он удалился от всех радостей и стал жить отшельником. Однажды он забрёл в сосновый лес на вершине горы Химавата, где жили благочестивые мудрецы со своими жёнами. Шива, как гласит пурана, появился близ обители божественных мудрецов нагим бродягой, с телом, покрытым пеплом, с распущенными и всклокоченными волосами; глаза его были налиты кровью; в руках он держал тлеющие головни. В Индии в наши дни существует секта Агхора, члены которой называют себя агхори и стараются соединиться с божеством через подражание этой его ипостаси.

Также интересно:  Насик, священный город из древнего эпоса

Шива то смеялся ужасным смехом, то пел, то разражался устрашающими криками. И на глазах добродетельных жён мудрецов, вышедших из своих жилищ, он пустился в дикую и бесстыдную пляску. А некоторые из жен даже бросились обнимать его и лобызать. Мудрецы, ошеломлённые поведением своих женщин, прокляли танцора в порыве гнева: «Да лишишься ты мужества своего, уродливое создание!» И тотчас детородный член его отпал, а сам Шива исчез. Следом наступила катастрофа: Солнце пропало, свет померк, жертвенники погасли, звезды смешались, сезоны перепутались, а Брахма, к которому мудрецы бросились с воплями, объяснил, что они оскорбили Шиву, и теперь нужно вымолить у него прощение, чем мудрецы и занялись. Они день за днём вырезали всё новые и новые лингамы и усердно просили Шиву о прощении. Наконец, он снизошёл к их мольбам. Так вот и появился культ почитания Шивы в виде лингама.

Священные животные святилища Сахасралинга

Быки и змеи появились в святилище Сахасралинга тоже не случайно. Нанди, то есть дающий радость, — это бык, на котором разъезжает бог Шива. Четыре ноги животного символизируют строгость, душевную и телесную чистоту, сострадание и приверженность истине. Сам Нанди — символ мужества и верности. И вообще, он не просто транспортное средство, а символ Дхармы, то есть Закона бытия. Таким образом, Шива путешествует верхом на Законе или же идёт рядом со своим Законом. Практикующие йогины, если они строго следуют садхане (индийская духовная практика), сливаются в единое существо Нандишвара, то есть в Божественного Быка. Змеи — тоже атрибут Шивы. Их трое, и они обвивают шею бога, а иногда восседают на его голове или завиваются в его волосах. Символизируют рептилии прошлое, настоящее и будущее.

Также интересно:  Раманараянам, архитектурный путеводитель по древнему эпосу Индии

Но есть и ещё одна легенда, связывающая лингамы Шивы с рекой Шалмалой. Относится она ко времени событий из книги Махабхараты и вкратце выглядит так: король Юдхиштхира отправил одного из главных героев эпоса силача Бхиму в город Уппинангади, где на него напало страшное чудовище Пуруша Мруга. Спасли Бхиму только волшебные волоски из хвоста Ханумана, сына бога ветра Вайю. Стоило бросить такой волосок на землю, как из него тут же вырастал каменный лингам. Пуруша Мруга начал поклоняться лингаму, а Бхима получил передышку и смог ускользнуть. Вот как раз на реке Шалмала, где герой бросил целый клок обезьяньих волос, и появилась тысяча лингамов.

Разумеется, в Индии существуют и другие места, связанные с расположенными в них «лингамами света», или джьотирлингамами. Фаллические символы стоят в двенадцати пунктах от Кедарнатха в Гималаях до города Рамешварама на юге. Это места, где, как считается, упало семя Шивы, когда он гнался за красавицей Мохини, и где позже возникли храмовые комплексы, привлекающие множество паломников. Помимо указанных Кедарнатха и Рамешварама символы Шивы находятся в Дварке, Удджайне, Сомнатхе, Мандхате (Омкарешваре), Веруле, Шрисайламе, Деогархе, Варанаси, Дакини и Насике.

Поклоняются индийцы и лингамам сваямбху, то есть природным образованиям в виде фаллоса. Молятся они и отдельно стоящим рукотворным фаллическим сооружениям. Считается, что поклонение лингамам способствует деторождению и плодородию почвы. Ведь воды Шалмалы и камбоджийской реки Кбаль Спеан, перекатываясь по тысяче фаллосов, потом попадают на поля, обеспечивая хорошие урожаи. И поэтому же очень часто индийцы носят на шее ожерелья с маленькими лингамами.

Археологический комплекс Сахасралинга собирает сотни тысяч туристов со всего мира и паломников из Индии. В индуистский праздник Маха Шиваратри — день совершения брака Шивы, тысячи паломников посещают Сахасралингу, чтобы вознести свои молитвы божеству.

Индия, карта расположения археологического комплекса Сахасралинга

Похожие статьи

Добавить комментарий