«Итальянский Версаль»: Королевский дворец и парк в Казерте

Казерта – небольшой итальянский городок в 34 километрах от Неаполя, известный в первую очередь тем, что в его окрестностях расположена чудесная архитектурная достопримечательность Италии – Королевский дворец, внесенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Владевшая этими землями знатная семья Аквавива из-за огромных долгов была вынуждена свою собственность королевской семье неаполитанских Бурбонов. Скромная Казерта была выбрана неаполитанским королем Карлом VII в 1752 году для строительства нового дворца.

Королевский дворец Казерты (Reggia di Caserta) — дворец с прилегающим к нему парком, является самой большой королевской резиденцией в мире по занимаемой площади. Роскошный дворец, часто называемый «итальянским Версалем», явился идеальным и оригинальным сочетанием идей, воплощенных в строительстве двух других королевских резиденций: Версальского дворца французских королей и мадридского Эскориала, резиденции королей Испании; инженерные сооружения и фонтаны парка ничем не уступают расположенным в знаменитом Петергофе.

Королевский дворец в Казерте, история создания

В 18 веке европейские монархи предпочитали жить со своими дворами в удалении от  столиц, в загородных резиденциях наподобие Версаля. Исторически так сложилось, что  неаполитанские короли с XV века проживали в Испании, а королевством правили вице-короли. Сначала Карл VII Бурбон решил построить загородный королевский дворец в Портичи, но  скоро он понял, что нахождение дворца на морском побережье делает его удобной мишенью для неприятельского флота, в первую очередь английского, вспомнили британскую морскую экспедицию против Неаполя в 1742 году, и пришлось заложить новую королевскую резиденцию в глубине полуострова.

Король обратился к архитектору Луиджи Ванвителли, руководившему реконструкцией Собора Святого Петра в Ватикане в Риме, от имени папы.  Карл VII получил от Римского Папы разрешение и привлек Ванвителли к строительству дворца. Король тем временем приобрел необходимую площадь, где стоял дворец семейства Аквавива шестнадцатого века, у их наследника, герцога Микеланджело Каэтани, заплатив 489343 дуката.

Король попросил, чтобы проект включал, помимо здания, парка  прилегающую городскую территорию, со схемой  нового акведука. Новый дворец должен был стать символом силы  и величия   Бурбонов, но также быть эффективным и рациональным. Карл также хотел переместить сюда некоторые административные структуры, соединив его со своей столицей Неаполем  монументальной аллеей длиной более 20 км. Однако этот план был только частично реализован; даже сам королевский дворец не был завершен куполом и первоначально запланированными угловыми башнями.

Ванвителли прибыл в Казерту в 1751 году и сразу же начал проектировать здание, чтобы сделать его одним из самых красивых дворцов в Европе. 22 ноября того же года архитектор представил королю Неаполя окончательный проект для утверждения. Два месяца спустя, 20 января 1752 года, в день рождения короля, во время торжественной церемонии в присутствии королевской семьи  был заложен первый камень дворца.

Год спустя, когда работы по строительству дворца уже шли полным ходом, началось создание парка под руководством Мартина Бианкура из Парижа. Работы продолжались в течение нескольких лет, а некоторые детали остались незавершенными. В 1759 году,  после смерти своего брата Фердинанда VI,  Карл  взошел на трон Испании (под именем Карла III) и покинул Неаполь.  Согласно действовавшим в то время международным договорённостям, при вступлении на испанский престол Карл отрёкся от неаполитанского в пользу своего третьего сына, малолетнего Фердинанда (Фердинанда IV Неаполитанского). После смерти в 1773 году Ванвителли  его сын Карло, также архитектор, продолжил работы в соответствии с отцовским проектом.

Дворец в Казерте становится королевской резиденцией Фердинанда IV  в 1767 году. Он покинул Королевский дворец в  Портичи (между Неаполем и городом Помпеи) после извержения Везувия в 1767 году. После провозглашения Неаполитанской Республики в 1799 году были экспроприированы здания и другое имущество  королевской семьи.  Зданию дворца не был нанесен серьезный ущерб, но дворец был ограблен и много ценной мебели испорчено.

В 1806 году Наполеон захватил Неаполитанское королевство  и вручил корону своему брату Жозефу Бонапарту (итал. Giuseppe Buonaparte). Королевская семья Бурбонов была вынуждена искать убежище на Сицилии, оставив свое имущество на полуострове, которое перешло в руки  нового короля. С завоеванием Испании в 1808 году, Жозеф был направлен туда в качестве нового короля, а полководец Иоахим Мюрат занял его место как король Неаполя  Иоахим I. Мюрат всегда имел особое пристрастие к дворцу в Казерте, где он держал свой двор. После Венского конгресса в 1815 году была восстановлена монархия Бурбонов в новом Королевстве Обеих Сицилий. Позже дворец служил резиденцией династии Бурбонов. В 1860 году  королевство было включено в состав вновь образованного королевства Италии и дворец пришел в состояние упадка. В нем проживал Эммануэль Филиберто, герцог Аоста, пока Виктор Эммануил III не передал его итальянскому государству в 1919 году.

Дворец в Казерте, архитектура и достопримечательности

Дворец, считающийся последним великим сооружением итальянского барокко, был завершен в 1845 году (хотя он уже был заселен намного ранее). Получился  грандиозный комплекс из 1200 комнат и 1742 окон  общей стоимостью 8 700 000 дукатов. С южной стороны дворец имеет длину 249 метров, высоту 37 метров и украшен двенадцатью колоннами.

Здание занимает площадь около 47 000 м². В дополнение к прямоугольному периметру здания, внутри прямоугольника, расположены два здания, которые пересекаются и образуют четыре огромных внутренних двора площадью более 3800 м² каждый. За порогом главного входа во дворец открывается огромный восьмиугольный вестибюль шириной 15 метров, украшенный двадцатью дорическими колоннами. Справа и слева расположены проходы, ведущие к внутренним внутренним дворам, а на переднем плане тройной портик ведет к  центру дворца. Третий вестибюль ведет в парк.

С одной стороны восьмиугольного вестибюля открывается великолепная королевская двойная ступенчатая лестница, подлинный шедевр архитектуры позднего барокко, шириной 18 м, высотой 14 м и оборудованной 117 ступенями, увековеченная во многих  кинофильмах.

На  первой лестнице установлены два мраморных льва работы Пьетро Солари и Паоло Персико, а потолок с   двойным эллиптическим сводом, был расписан Джироламо Стараче-Франкисом ; на центральной стене — статуя Карла Бурбона, работы Томмазо Солари. Двойная рампа заканчивается в вестибюле посередине всего здания. Напротив — расположена  большая Палатинская Часовня (Cappella Palatina).

Слева от вестибюля расположен вход в королевские апартаменты. Первыми расположены Alabardieri, с картинами Доменико Мондо,  оформленные в стиле ампир и украшеные двенадцатью рельефами  Гаэтано Саломоне, Паоло Персико и Томмазо Буччиано. Следующий зал, названный в честь Александра Великого, расположен в центре главного фасада и выступает в качестве прихожей между Старыми  и Новыми апартаментами (Appartamento Vecchio и Appartamento Nuovo).

Новые апартаменты, расположенные с правой стороны от зала Александра Великого  были построены между 1806 и 1845 годами.  Зал «Sala di Marte»  разработанный Антонио де Симоне  в неоклассическом стиле и украшен работами Антонио Гальяно.

Следующий зал «Sala di Astrea» украшен рельефами и позолоченной лепниной Валерио Виллареале и Доменико Мазуччи.

За ними следует  тронный зал «Sala del Trono» длинной  36 метров в шириной и 13.5 метров, украшенный позолотой и картинами, который был завершен в 1845 году архитектором  Гаэтано Дженовезе. На его стенах стенах расположены  позолоченные медальоны с изображением всех правителей королевства начиная с Роджера де Отвиля и заканчивая  Фердинандом II Бурбоном (кроме Жозефа Бонапарта и Иоахима Мюрата).

Следующие залы Appartamento Nuovo были завершены после 1816 года.  Здесь расположены апартаменты Иоахима Мюрата.

Старые апартаменты, расположенные на левой стороне от зала Александра Великого, был первыми помещениями  заселеными Фердинандом IV и его женой Марией Каролиной  состоят из серии комнат со стенами обитыми  шелком.  Первые четыре помещения  посвящены четырем временам года и расписаны художниками Антонио Доминичи и Феделе Фискетти. Через коридор можно пройти в главную спальню Фердинанда II в стиле ампир.

Зал Королевское Рождество ( Presepe Reale). Король Карл и его преемники были поклонниками рождественских сцен.  Основная композиции, называемая «Lo scoglio» занимает площадь 40 квадратных метров. Она состоит из 1200 фигур в соответствии со строгими правилами и соблюдением канонических сцен. Самые важные из них сделаны полностью из терракоты. 

В дополнение к традиционным сценам Рождества с поклонением волхвов  можно  увидеть  сцены: » У фонтана», «Рынок» и «Неаполитанская таверна» с фигурами музыкантов. Замечательным является использование мелких деталей, характерных для сцены неаполитанского Рождества восемнадцатого века.

Парк Королевского дворца Казерты

Парк дворца простирается на 3 километра в длину, с  юга на север, занимая площадь 120 гектаров. От центра заднего фасада дворца проложены  две длинные параллельные дорожки, между которыми расположены  фонтаны.

Фонтан  дельфинов (Fontana dei Delfini) представляет собой фигуру морского монстра с головой и телом дельфина. Работа выполнена Гаэтано Саломоне. Бассейн размером 470 кв. метров  шириной 27 метров и глубиной 3 метра. Он берет свое название от возвышающегося фонтана, образованного гигантскими дельфинами гротескной формы, из уст которых льется вода.

За ним следует фонтан Эола (Fontana di Eolo) — полубога, который  вызывает ярость ветров . Работы выполняли Гаэтано Саломоне, Брунелли, Вильяни, Персико и Солари. Он украшен двадцатью восемью статуями.  Это одна из незавершенных работ парка: первоначальный проект Ванвители состоял из 54 скульптур. Аркадный полукруг, который закрывает верхнюю часть бассейна, питается водопадом, который закрывает, как вуаль, несколько крыльев портика.

Фонтан Цереры (Fontana di Cerere) — богини урожая и плодородия, выполненный из каррарского мрамора Гаэтано Саломоне, образует семь водопадов и украшен дельфинами, тритонами, нереидамии и статуями рек Орето и Симето.

Каскад и фонтан Венеры и Адониса (Cascatelle e Fontana di Venere e Adone) — это грандиозная мраморная группа, изображающая  Венеру, которая намерена удержать Адониса от охоты, чтобы он не убил дикого кабана. Вокруг главных героев расположено много нимф, собак, детей и амуров.

В конце парка стоит Великий водопад (Grande Cascata), из которого значительное количество воды попадает в бассейн, украшенный знаменитой группой Дианы и Актеона (La fontana di Diana e Atteone) работы Паоло Персико, Томмазо Солари и Анджело Брунелли.

С одной стороны, Диана, окруженная нимфами, собирается окунуться в воды; с другой стороны, Актеон, который осмелился взглянуть на обнаженную Диану, уже частично превратился в оленя, и собаки, которые вот-вот его разорвут.

Помимо фонтанов, посетители парка могут насладиться великолепными пейзажами и архитектурными композициями, расположенными здесь в изобилии.

Фонтаны парка питаются акведуком Каролино, который был открыт в 1762 году королем  Фердинандом IV, построенным Джоном Андреа Грайфером. Он подает воду на расстояние 41 км, и практически весь расположен в туннелях под землей. Но особую архитектурную ценность представляет 529 – метровый акведук, расположенный между горами Монте-Лонгано и Монте-Гарзано по дороге в Валле-ди-Маддалони. Эта часть акведука, известная под названием «Мосты долины», проходит над землей, имеет три ряда арок и достигает в высоту почти 56 метров.

На территории дворцового комплекса не раз проходили съемки итальянских и голливудских фильмов, в том числе таких всемирно известных, как «Звездные войны», «Миссия невыполнима», «Код да Винчи», «Ангелы и Демоны».

Италия, карта расположения Королевского дворца и парка в Казерте

Похожие статьи

One Response

Добавить комментарий