Главной достопримечательностью Бутана являются дзонги, они разбросаны по всей стране, обычно расположены в ущельях гор или на берегах рек и представляют собой громадные монастыри-крепости, вмещающие несколько тысяч человек и построенные на небольших пятачках неприступных скал на подступах к основным поселениям. Дзонги, сочетая массивные стены, башни, вереницу внутренних дворов, храмы, административные здания и жильё для монахов, чем-то напоминают гомпы, религиозные сооружения, распространенные в горных районах севера Индии (Ки Гомпа, Фугтал Гомпа, другие монастыри Ладакха), а также похожи на такие монастыри Тибета, как Ташилунпо, Самье, Нечунг, Ганден, Джокханг, Сэра, Сакья, Шалу, Ронгбук, Дрепунг, Пелкор Чходе и дворец Потала.
Строительство дзонгов Бутана достигло своего апогея в 1600 году под руководством великого ламы Шабдрунг Нгаванг Намгьяла. Шабдрунг исходил из местоположения каждого дзонга. Гималайский дзонг — это обитель и крепость. Их строят в неприступном месте — на откосе или на вершине горы, чтобы обитателей не застали врасплох. Современные военные стратеги отмечают, что дзонги хорошо расположены с точки зрения их функции в качестве оборонительных крепостей. Дзонг Таксанг-лакханг, например, расположен на крутом склоне, одной стеной упираясь в скалу, а другой, нависая над пропастью. Дзонг Пунакха выстроен на холмистом мысу, а рукав реки Мо-чу огибает ее с тыла, так что стены дзонга защищены со всех сторон. Таким образом, блокируя любые нападений со стороны южных захватчиков, которые пытались обойти непроходимые склоны Гималаев.
По традиции, дзонги строятся без использования архитектурных планов. Вместо этого руководствуются указаниями верховного ламы, который создает каждый проект с помощью духовного вдохновения.
Дзонги состоят из тяжелой кладки толстых стен вокруг одного или нескольких дворов. Стены сделаны из смеси песка и глины, кирпича, фундамент из камня. Стены белят внутри и снаружи, с широкой красной полосой вверху. Большие помещения, такие как храмы, имеют огромные внутренние колонны и балки, открытые галереи. Более мелкие элементы тщательно украшают резьбой, росписью на деревянных конструкциях. Бутанские дзонги традиционно строятся без использования гвоздей и железных прутьев.
Ташичо-дзонг, резиденция правительства страны
Ташичо-дзонг — расположенный на северной окраине Тхимпху, на западном берегу реки Вонг-Чу бывший монастырь, а ныне резиденция правительства Бутана. Будучи административным зданием, Ташичо-дзонг остается религиозным центром города.
Крепость построена в традиционном бутанском стиле: массивные белые стены с красной окантовкой, резные деревянные ставни и балконы, плоские крыши китайских пагод — все это создает ощущение строгости, лаконичности, надежности, присущие буддизму.
Попав внутрь, помните о спокойствии: неспешно осмотрите дворики, храмы и молельни (их насчитывают около 30), обратите внимание на внутреннюю роспись стен, рассказывающую религиозные истории.
Благодаря своей административной функции, Ташичо Дзонг в Бутане находится под строгой охраной: все гаджеты проходят сканирование перед пропуском. Однако туристам оставляют возможность фотографировать, правда на определенных площадках.
Тонгса-дзонг, вотчина монархов Бутана
На высоте 2200 м. над уровнем моря находится монастырь Тонгса-Дзонг. Он находится между городами Га и Ташигани. В свое время здесь проживала семья монархов Бутана. Он был построен в 1648 г. по типу путаных узких извилистых улиц жилых сооружений монахов, административных зданий и буддийских пагод. Это большое многоэтажное здание является одним из самых прекрасных архитектурных чудес Бутана.
Тысячи монахов живут и несут службу, находясь за высокими белыми стенами монастыря. Здесь так же находится летняя резиденция верховного главы ламы.
С разных сторон двора, который уложен плитами, возвышаются 5-, 6-этажные дома. Справа находится крутой склон, поэтому этот Дзонг занимает стратегическое место, которое способно контролировать торговлю всей округи. Дзонг был как религиозным центром, так и основой для защиты от врага.
В одном из залов монастыря находится огромная коллекция сабель, кольчуг, серебряных шлемов, щитов, которые сделаны из шкур носорогов и дубины, окаймленные золотом. Так же здесь есть длинные, кожаные цилиндры, которые опоясаны металлическими кольцами. Это пушки эпохи конца ХIХ века, которые сделаны из большого количества слоев ячьих шкур, и прошиты проволокой. Их стволы были крепкими и одновременно очень легкими в отличие от металлических. В свое время англичане были очень удивлены, увидев их. Когда английские королевские солдаты решились пробраться в Гималаи, то на них вдруг обрушилось пламя с самых недосягаемых скал, куда, по идее, почти невозможно было вытащить тяжелую артиллерию.
Крепость Тонгса-Дзонг это одна из крупнейших крепостей Бутана, она же является центром долины. Первый монастырь Дзонга был построен в 1543 г., а все строительство закончилось в середине XVII в. В данный момент крепость – это небольшой город с храмами, узкими улочками и жилыми кварталами для монахов.
Над Дзонгом высится сторожевая башня Та-Дзонг XVII в. Тонгса-Дзонг это связующая цепь между Западом и Востоком Бутана, которая является историческим центром государственной власти и где сконцентрировались все регионы страны.
Самым лучшим временем для экскурсии по крепости является ноябрь-декабрь. Именно в этом время, здесь проходит фестиваль Тонгса-Цечу, сходный по идее с широко проходящим в монастырях Ладакха религиозным фестивалем Чам.
Крепость в современном стиле была построена в 1644 г., в виде укрепления, которое стало основой для королей Вангчук, получившие власть в 1907 г. Первое время этот Дзонг был столицей династии, но поскольку главная культурно-политическая жизнь была на Западе страны, то столицу перенесли в Пунакху, а позже в Тхипмху.
Город Тонгса это родовое поместье королевской династии Вангчук. Здесь же и жили родственники теперешнего монарха. Этот город находится в центре Бутана в долине реки Мангде-Чу, расположенный на высоте 2000 м.
Место, где можно уединиться и поразмыслить в цитадели Тонгса это Гунькхань – молельня, которая находится над часовней. На десятки тысяч километров везде открывается вид прекрасных ландшафтов горных вершин и зеленых долин. Это отличное место для медитации и умиротворения, как это обычно делают буддийские монахи в течение многих веков. Тонгса — это уважаемое место для паломничества в Бутане. Чтобы достичь этого священного города, нужно пройти изнурительный путь к монастырям Пунакха-дзонг или Таксанг-лакханг.
Джакар-дзонг, монастырь над городом
В центральной части государства Бутан в историческом дзонгхаге Бумтанг (Bumthang) находится удивительная крепость-монастырь, которая называется Джакар-дзонг (Jakar Dzong). Это бывшая столица провинции, расположенная в долине Чокхор над городом Джакар на гребне горы. Лама Нгаиги Вангчук (1517-1554), родственник Нгаванга Намгьяла Шабдуранга, основателя всего Бутана, в 1549 году основал на этом месте небольшой монастырь.
Джакар-дзонг считается одним из самых красивых, впечатляющих и больших храмов во всей стране. Сегодня здесь размещены монастырские и административные службы провинции Бумтанг. Общая длина его стен составляет приблизительно полтора километра.
Для посетителей посещение крепости возможно только во внутреннем дворе. Здесь находится главный вход, окруженный офисами и жилыми комнатами монахов.
Архитектура зданий хоть и схожа с другими монастырями Пунакхи и Тхимпху, но все же обладает собственной уникальностью и особой красотой. Отсюда открывается потрясающий вид на ближайшие окрестности и на долину.
Ежегодно в октябре или в ноябре в Джакар-дзонге проходит традиционный фестиваль Джакар-Цечу. Это яркое и красочное событие, на которое приходят местные жители со всей долины, надевающие свою самую лучшую одежду.
Местные инструменты и танцы довольно уникальны. Здесь разыгрывают целые сцены из жизни демонов, божеств, Падмасамбхавы и других:
- Tungam – танец грозного Божества;
- Raksha Marcham – танец Суд над мертвыми;
- Guru Tshen Gye – танец, обозначающий 8 проявлений Гуру Рипонче.
Все действие происходит в веселой и шуточной форме. Одновременно с этим на празднике среди местных жителей и туристов собирают пожертвования на монастырь. Фестиваль — это непередаваемое зрелище, надолго оставляющее в памяти гостей фейерверк эмоций.
Ринпунг-дзонг, «крепость на груде драгоценностей»
Правильное название дзонга — Ринчен Пунг Дзонг, но обычно оно сокращается до Ринпунг-дзонг, что означает «крепость на груде драгоценностей». Он был построен на крутом склоне в 17 веке и защищал Бутан от нашествий с Тибета.
Массивные стены Ринпунг-дзонга возвышаются над долиной и видны с любой точки города Паро. Когда-то это был зал заседаний Национального Собрания, а в настоящее время, как и большинство монастырей Бутана, его делят между собой администрация города и монахи.
Монастырь построен на крутом склоне и территория административной части выше на 6 метров, чем монастырский двор. К сожалению, большинство строений закрыты для туристов, но посетить этот дзонг стоит хотя бы ради потрясающих пейзажей.
Экстерьер крепости впечатляет обилием и красотой резного дерева, окрашенного в золотой, черный и охру, что выглядит действительно великолепно на фоне массивных белых стен. А интерьер поражает старинными фресками, деревянным резным полом, картинами и статуями Будды.
Ринпунг-дзонг в Бутане — это не только крепость, монастырь и административное здание, но еще и буддистская школа. Спустившись по лестнице, можно попасть в монашеский квартал, в котором проживает около 200 монахов. Если повернуть налево на южную сторону Ринпунг-дзонга, то вы увидите аудиторию, где занимаются ученики. Обязательно стоит заглянуть в вестибюль и полюбоваться росписью «мистической спирали», которая является бутанской версией мандалы.
В большом молельном зале монастыря, как раз напротив монашеской учебной аудитории, вы увидите прекрасные фрески, изображающие жизнь тибетского поэта-святого Миларепы. Именно в этом дворе удерживается Первый день весны Паро Цечу, который после фестиваля взрывается и распространяется на весь Бутан. Вид с этого места на долину просто превосходен.
Вне храма, к северо-востоку от входа, находится каменная площадка, где каждый год с 11 по 15 числа второго месяца по лунному тибетскому календарю (в 2017 он выпадает на 7 января) танцоры в традиционных костюмах танцуют религиозные танцы Цечу. В это мистическое действо вовлекаются и зрители, так что уникальный опыт и сильные эмоции обеспечены. Буддийские монахи утверждают, что посещение Цечу очищает карму.
В последний день фестиваля в Ринпунг-дзонге перед самым рассветом выносят тундрел — тканное изображение религиозных сцен. Тот, кто увидит его до рассвета, испытает просветление. Не заметить его не получится, поскольку размер у тундрела составляет 18 кв.м, так что просветление получат все.
Нельзя пропустить традиционный и деревянный крытый мост под названием Ньямаи Зам, который соединяет Ринпунг-дзонг с городом. Несмотря на то, что это реконструкция первоначального моста, который был смыт в наводнением в 1969, новая версия впечатляет не хуже старой. На самые живописные виды Паро Дзонг можно полюбоваться с западного берега реки вниз по течению от моста.
Симтокха-дзонг, «дворец секретной мантры»
Неподалеку от величественной столицы Тхимпху расположилась одна из древнейших достопримечательностей Бутана – монастырь Симтокха-дзонг. Его архитектурный стиль, интересная история и народные легенды заставляют много путешественников приехать в это знаменательное место.
Монастырь был построен великим правителем Шабдрунгом в 1629 году. Его целью было защитить себя от вражеских внешних нападений, поэтому он и начал строительство многих дзонгов на территории страны. Симтокха-дзонг был одним из первых.
Легенда гласит, что данное место было захвачено демонами, которых и изгнал царь, но все же они после возвращались в стены достопримечательности. Именно поэтому местные жители стали прозывать дзонг «дворцом секретной мантры».
Симтокха-дзонг на данный момент является единственным старинным монастырем в Бутане, который сохранился практически нетронутым до наших дней. Изначально он нес роль важного военного объекта, с помощью которого подавали сигналы о нападении. Позже он стал мужским монастырем, а теперь, начиная с 1961 г., он является университетом. Главными направлениями здесь являются буддизм, языки и культурные исследования.
Внутри крепости самым древним объектом считается статуя Будды Сострадания. Около въезда в достопримечательность расположилось Колесо молитвы в расписной беседке, которой уже более двухсот лет. Само здание Симтокха-дзонга никогда не знало кардинальных реконструкций, а потерпело неких аварийных замен (крыши, части стен и т.п.). В общем, конструкция и стиль достопримечательности остается первоначальной. Экскурсии по Симтокха-дзонгу проводятся раз в неделю, чтобы не отвлекать учащихся. Посещение достопримечательности без гида недопустимо.
Танго-Гоемба, буддийский университет Бутана
В 14 км к северу от Тхимпху, рядом с горой Чери, находится монастырь Танго. Это один из известнейших буддистских храмов Бутана. Благодаря тому, что он располагается неподалеку от столицы, сюда нередко приезжают туристы, чтобы полюбоваться красивой архитектурой храма и узнать больше о религиозной стороне жизни бутанцев.
Название свое монастырь Танго получил в честь Хаягривы – буддистского божества-дхармапалы, имеющего конскую голову. Архитектура здания выполнена в стиле дзонг, очень популярном на территории Бутана и Тибета. Стены Танго имеют характерные для этого стиля изгибы, а башня – углубления.
Как и все дзонги, монастырь Танго находится на возвышении. Чуть ниже располагаются пещеры, где еще со средних веков проводились священные медитации. На территории храма имеются молитвенные колеса, изготовленные монахами из сланцев. Попав во внутренний дворик, можно увидеть галерею, посвященную жизни национального героя и основателя школы буддизма – Друкпа Кагью.
Монастырь Танго сохранил свой облик с 1688 года, когда проводилась масштабная реконструкция. Ее инициатором стал Гьялце Тензин Рабджи, четвертый по счету светский правитель Бутана. Само же здание монастыря Танго было основано еще в XIII столетии и считается одним из древнейших буддистских храмов на территории Бутана. А еще здесь имеется университет буддизма.
Вангди-Пходранг и Гангтей-гомпа
Город Вангди-Пходранг (буквально переводится как Дворец Вангди) располагается на высоте 1300 метров над уровнем моря на уступе речки Пунакха-Чу. С 1638 года город является одним из самых красивых и крупных дзонгов во всем Бутане. Здесь имеется большой внутренний двор, позволяющий организовывать и проводить официальные церемонии и цечу – буддистские праздники. Здесь же посажено дерево Бодхи – это святое растение, под которым Будда Шакьямуни обрел истинное просветление.
Неподалеку от Вангди-Пходранга на высоте примерно 3000 метров над уровнем моря находится известный монастырь Гантей-Гомпа (Gangtey). Он, вместе с прилегающим к нему поселком, располагается на хребте, окруженный с 3 сторон долиной Пхобжикха. К храму ведет высокий и довольно сложный подъем. Автомобили сюда едут редко и с большой осторожностью. Это самый большой храм в Бутане, где исповедуют Ньингма и единственный монастырь этой школы.
В начале XVII века монастырь основал монах Гьялсе Пема Тинлей. Строительство велось при участии местных жителей. Камни и древесину добывали в округе, затем их использовали для создания колонн, балок, оконных и дверных проемов.
Существует легенда, что даже местное божество-хранитель по имени Делеп помогало при строительных работах, вызывало оползни на холмах и таким образом обнажало каменные уступы, позволяя беспрепятственно добраться до породы.
Масштабная реконструкция монастыря началась в 2000 году. Работы велись под руководством королевского правительства Бутана, и было принято решение сохранить неповторимую атмосферу и величие этого памятника архитектуры. В течение восьми лет происходило восстановление святыни. Церемония освящения состоялась 10 октября 2008 года, среди гостей присутствовали члены королевской семьи и многочисленные паломники.
Сегодня монастырский комплекс Гангтей-гомпа представляет собой пять храмов, которые окружают центральную башню. Здания принадлежат тибетскому архитектурному стилю, его отличают натуральные материалы, удивительные глиняные фрески и символы тибетского буддизма.
Кроме того, на территории комплекса находятся жилые помещения монахов, медитационные залы, гостевой дом и школа. Монастырь имеет уникальную коллекцию оружия и ритуальной атрибутики. Также можно увидеть буддийские манускрипты и 100-томный свод сочинений, именуемый Канджуром.
Ежегодно в монастыре каждый десятый день месяца тибетского лунного календаря проводятся религиозные праздники, сопровождающиеся костюмированными представлениями. Многие туристы в это время специально приезжают посмотреть на традиционные костюмы, танцы с барабанами, яркие и красочные ярмарки.