Монастырь Дзогчен (тиб. རྫོང་ཆེན་དགོན, Rdzogs Chen dGon-pa) — значимая культурная достопримечательность Китая и один из шести основных монастырей традиции Ньингма в тибетском буддизме, представляющий практику дзогчен, или «Великого Совершенства».
Монастырь расположен в уезде Деге в Гардзе-Тибетском автономном округе (провинция Сычуань, Китай) на высоте 4020 м в живописной долине Рудам Читрам с видом на зазубренные снежные пики горного массива Дордже Зилтром (5816 м).
С начала восьмидесятых годов монастырь переживает реконструкцию, и в настоящее время здесь проживает более двухсот пятидесяти монахов. В течение года проводятся многочисленные учения, посвящения и молитвенные фестивали, а также ежегодный танец ламы Короля Гесара.
Монастырь Дзогчен, история
Монастырь Дзогчен был основан 1-ым Дзогчен Пема Ригзином (1625-1697) в конце 17 века. Это был самый выдающийся мастер дзогчена своего времени, а также он был учителем дзогчена для 5-го Далай Ламы. После окончания обучения, Его Преосвещенство Далай Лама отправил Пема Ригзина в Кхам основать там монастырь для обучения дзогчену всех желающих.
Последовав инструкциям Далай Ламы Пема Ригзин отправился пешком в Кхам со своими двумя лучшими учениками Понлоп Ринпоче и Шечен Рабджам Ринпоче. Уже на подходе к долине Рудам мастера остановились попить чая. Пема Ригзин сделал подношение чая и поставил чашку на близлежаший камень. Тут прилетела ворона, подхватила чашку клювом и унесла её. Мастера увидели, что ворона скрылась в соседней долине и последовали за ней. Через некоторое время Пема Ригзин нашел чашку, стоящей на скале в долине Рудам. Именно здесь он и основал монастырь.
Второй Дзогчен Гюрме Текчок Тензин вдохновил царя Деге построить Деге Парканг – одну из самых важных типографий буддийских писаний, где традиционным способом на дощечках печатают тибетские книги. Третий Дзогчен-ринпоче построил 13 уединенных жилищ, колледжи и колеса мантры. Четвёртым Дзогчен-ринпоче Гьялсе Шенпен Тайе был учрежден университет Шри Сингха Шедра, однако через короткое время монастырь был полностью разрушен землетрясением в 1842 году.
Монастырь рос и возможно был самым крупным монастырём школы Ньингма за всю историю. При Пятом Дзогчен-ринпоче (1872-1935) в монастыре проживало около 1000 монахов, и в его ведении было более 200 подчинённых малых монастырей. В 1936 главный храм сильно пострадал от пожара и позже был перестроен. В конце 1950-х годов монастырь был уничтожен китайской революцией, а Шестой Дзогчен-ринпоче трагически погиб. В начале 1980-х годов началось восстановление монастыря.
Монастырь Дзогчен, достопримечательности и святыни
В наши дни весь монастырский комплекс состоит из монастыря Дзогчен, буддийского института Шри Сингха (института пяти наук) и ретритного центра Дзогчен Пема Тунг. Рядом с ретритным центром также есть небольшой женский монастырь. В настоящее время в монастыре живут около 300 монахов, а в институте проходят обучение около 200 студентов-монахов.
На входе в монастырь Дзогчен стоит ряд ступ. В тибетском буддизме выделяют 8 основных ступ, символизирующих основные этапы жизни Будды Шакьямуни (Будды настоящего времени):
1. Лотосовая ступа: символизирует рождение Будды в Лумбини;
2. Намгьял ступа: символизирует просветление Будды в Бодх-Гайе;
3. Ступа мудрости: символизирует первый поворот Дхармы (первую проповедь Будды Шакьямуни, проведенную им в Сарнатхе после достижения просветления);
4. Ступа чудесных деяний: символизирует победу Будды над последователями небуддийских учений с помощью чудес.
5. Ступа снисхождения с небес: символизирует снисхождение Будды из «Мира Тридцати Трех Богов» в город Санкасья в Индии после того как он дал учения о перерождении для своей матери.
6. Cтупа согласия: симвозилизрует примирение споров внутри Сангхи (сообщества практикующих), созданных двоюродным братом Будды Девадаттой.
7. Ступа совершенной победы: символизирует продление своей собственной жизни на три месяца по просьбе учеников, когда Будда находился в городе Вайшали в возрасте 80 лет.
8. Ступа паринирваны: символизирует уход Будды в состояние паринирваны (абсолютного просветления) в городе Кушинагар.
Сразу после ступ находится священный камень с изображением Будды Шакьямуни. На этом камне контуры изображения Будды появились само по себе. Камень поместили в ограждение, а изображении Будды раскрасили.
Монастырский комплекс состоит из следующих зданий и помещений: Главный Зал Собраний, в котором раньше хранились реликвии прошлых Дзогчен-ринпоче, был полностью восстановлен в 2004 году. Здесь находятся два яруса изображений с Авалокитешварой сверху и Ваджрасаттвой, Шакьямуни и Падмасамбхавой снизу.
Настенные фрески очень простые с цветочными узорами на оранжевом фоне. А вот колонны при входе, наоборот, украшены и обернуты шелком. На верхнем этаже находится капелла с реликвиями 6-го Дзогчен Джикдрел Джанчуб Дордже. В Великом Храме (цуклакханг) хранятся огромные изображения Падмасамбхавы, Шантаракшиты и короля Трисонга Децена.
Между храмами есть проход на открытый двор, окруженный с обеих сторон двумя вытянутыми зданиями: Нгакханг слева и Подранг Кхамсум Зилнон справа. На верхнем этаже последнего здания располагается резиденция Дзогчен Ринпоче, Чиме Друпей Гацель, библиотека и типография. На холме (с севера) над ними находится Мани Лхаканг.
К югу от главных строений расположились 2 храма, возведенные в наши дни. В Тубпа Лхаканг находятся изображения Будды Шакьямуни в окружении своих главных учеников. В Долма Лхаканг хранятся изображения 21-го олицетворения Тары. На соседнем холме расположились бревенчатые хижины монахов, покрашенные в красный цвет в стиле Кхампа.
Колледж (или шедра) Шри Сингха стал известен благодаря обучению философии и Ваджраяне до середины 20 века. Здесь работали такие величайшие литераторы Восточного Тибета, как Палтрул Ринпоче (1808-1887), Мипам Ринпоче (1846-1912) и Кхенпо Женга (1871-1927), написавший комментарии к 13 главным текстам. При колледже есть небольшое общежитие, вмещающее 500-600 студентов со всего Кхама. Рядом расположилась небольшая типография Парканг за металлическим ограждением. Здесь хранятся деревянные таблички, сохранившиеся в культурную революцию. Философские и литургические тексты монастыря печатаются и продаются в этой типографии. Ниже идет строительство нового храма Зангдок Пелри Лхаканг.
Ретритный центр Пематанг находится дальше по долине. Тулку Келсанг организовал здесь тибетскую клинику (Менцикханг), вместе со своей частной резиденцией, бревенчатым гестхаусом и большим храмом, посвященным Будде Шакьямуни. Фрески, выполненные в классическом Менри стиле, изображают прошлых монастырских наставников Дзогчена – Кхенпо Пема Дордже, Кхенпо Женга и т.д. Сам Тулку Келсанг почитается как третье перерождение Кхенпо Пема Дордже.
Ретритные пещеры находятся прямо над шедрой. По пути к пещерам и леднику Дордже Зилтром, вы увидите на полянке нагробные камни на могилах прошлых монастырских наставников. Чуть выше справа находятся руины хижины для медитаций, где проводились длительные ретриты. Поднимаясь дальше, вам откроются пещеры До Кхьенце Еше Дордже (пещера Церингма) и Палтрул Ринпоче.