Что отличает Киригуа от других городов майя? Наверное, изобилие скульптуры – изумительных по красоте стел, алтарей, монументов. Древние обитатели города использовали для строительства местный камень – твердый красный песчаник, который хорошо обрабатывается и при этом очень прочен. Благодаря этому мастерам Киригуа удалось создать самые высокие во всей Доколумбовой Америке каменные скульптуры. Именно благодаря богатству скульптурного наследия Киригуа вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и число крупнейших художественных центров майя.
Руины Киригуа расположены на северо-востоке Гватемалы, приблизительно в 200 км от столицы страны. Этот среднего размера город когда-то стоял прямо на берегу реки Мотагуа, но за истекшие столетия своенравная река изменила свое русло и теперь течет на расстоянии 1 км от городского центра. Архитектурный стиль построек Киригуа очень близок архитектуре отстоящего всего на 48 км отсюда к югу Копана. История этих двух городов тесно переплетена.
Предполагается, что и Копан, и Киригуа были основаны выходцами из Тикаля. Первые переселенцы появились в Киригуа около 200 г. н. э. Самые ранние иероглифические надписи, найденные в Киригуа, датированы 426 г.
Долгое время Киригуа являлся вассалом своего южного соседа. Некоторые исследователи считают, что город был основан правителями Копана с тем, чтобы контролировать весьма прибыльный торговый путь по реке Мотагуа. Расцвет Киригуа приходится на 1-ю пол. VIII в. Быстрый, почти взрывной рост города связан с победой, одержанной в апреле 738 г. правителем Киригуа Как Тилиу Чан Йопатом над правителем Копана.
Годы правления Как Тилиу Чан Йопата стали золотым веком Киригуа. Победоносный правитель развернул в городе широкое строительство, стремясь затмить славу поверженного Копана. Правда, при этом основная часть новых построек сооружалась в копанском архитектурном стиле, поскольку для реализации своих честолюбивых планов Как Тилиу Чан Йопат привлек захваченных в плен зодчих и скульпторов из Копана. Население Киригуа и окрестных селений быстро стало увеличиваться после событий 738 г., хотя до этого город был весьма небольшим и численность его жителей никогда не превышала 2–3 тысяч человек.
Последние иероглифические надписи на памятниках Киригуа датированы 810 г. После этого жизнь в городе замирает. По всей видимости, это было связано с общим крахом цивилизации майя.
Первооткрывателем древнего города стал Фредерик Казервуд, обнаруживший руины Киригуа в 1840 г. Он оставался здесь очень короткое время, но успел сделать зарисовки двух стел, которые были опубликованы в книге Джона Ллойда Стефенса «Путевые впечатления от поездки по Центральной Америке, Чьяпасу и Юкатану», вышедшей в 1842 г. В 1854 г. Киригуа исследовал Карл Шежер, а в 1881 г. – Альфред Моудсли. Моудсли возвращался на развалины Киригуа еще два раза и первым попытался расчистить памятники древнего города от зарослей. Он провел здесь первые раскопки, составил очень полное описание руин, сфотографировал остатки всех сохранившихся построек и скульптур, а также сделал копии иероглифических надписей. В результате Киригуа стал одним из первых городов майя, подвергшихся тщательному изучению. В 1974–1979 гг. здесь велись обширные археологические раскопки, позволившие полностью освободить от вековых наслоений священный центр города – «акрополь», а также обнаружить новые, ранее неизвестные стелы и монументы.
«Акрополь» – крупнейший архитектурный ансамбль Киригуа, представляющий собой комплекс святилищ, дворцов и административных зданий. Он сложился в основном в правление Как Тилиу Чан Йопата, в 738 г. разгромившего священный Копан. Строительство «акрополя» началось в 550 г. и с перерывами продолжалось до 810 г. – до последних дней существования города.
Центром «акрополя» служат три расположенные друг за другом площади. Северная площадь носит название Большой, вокруг нее сосредоточены главные памятники города. Протянувшаяся с севера на юг на 325 м, эта площадь является самой большой во всей стране древних майя. С юга к ней примыкает площадка для ритуальной игры в мяч, окруженная с трех сторон руинами дворцов. Самая южная часть Большой площади, возможно, служила рынком. Северную часть Большой площади занимает огромная платформа размерами 100 × 85 м и высотой 0,5 м. Она сложена из речного булыжника и облицована каменными плитами. Как установили исследователи, эта платформа сооружалась на протяжении приблизительно двадцати лет.
Одна из самых поразительных особенностей Киригуа – огромные каменные алтари, целиком вырезанные из гигантских глыб песчаника. Прихотливая фантазия майяских скульпторов придала им вид фантастических и вполне реальных животных – жаб, ягуаров, крокодилов и хищных птиц, олицетворяющих различные божества.
Эти зооморфные алтари получили у специалистов краткое название «зооморфы». Один такой многотонный валун, 4-метровый «зооморф В», украшает платформу Большой площади. Он создан в 780 г. и изображает фантастического ящера.
Таинственные стелы, алтари и другие памятники Большой площади неизменно интриговали путешественников и принесли Киригуа славу «Города монументов». Одних только стел здесь насчитывается более дюжины (считается, что начиная с 750 г. один раз в каждые пять лет в Киригуа устанавливалась новая стела; эта традиция сохранялась до 805 г.). Одни из них высечены из сланца, другие из многотонных глыб красного песчаника, доставлявшихся из карьеров, лежащих на расстоянии 5 км от города. Особенные свойства этого твердого камня позволяли местным скульпторам вырезать на поверхности стел и алтарей высокие трехмерные барельефы.
Огромные стелы, стоявшие на центральной площади Киригуа, были хорошо видны с реки Мотагуа, по которой спускались к морю лодки торговцев, нагруженные драгоценным нефритом и обсидианом. Большинство стел было установлено во время 60-летнего правления Как Тилиу Чан Йопата, величайшего из правителей Киригуа. Неудивительно, что его изображение украшают семь из девяти монолитов центральной площади. Сохранились также различные алтари и скульптуры, украшавшие фасады дворцов и других общественных зданий.
Вырезанные из камня маски, изображающие солнечное божество и змей с человеческими руками, украшают каменную стену более 23 м длиной и 1,5 м шириной, огораживавшую «акрополь» с запада, со стороны реки. В противоположной, восточной стороне сохранились развалины святилища, под которым была обнаружена гробница, содержащая останки какого-то очень знатного человека. Его зубы были инкрустированы нефритом, а одна нефритовая бусинка положена в рот умершего.
В южной части «акрополя» сохранились руины дворца правителя, стены которого украшены рельефной каменной кладкой и покрыты иероглифами. Назначение же некоторых зданий – например, огромного комплекса, высящегося в юго-восточном углу площадки для игры в мяч, – неясно до сих пор. Большинство построек Киригуа до сих пор лежат в руинах, их восстановление ведется очень медленно.