«Отец пяти гор» Цинчэншань, колыбель даосизма

«Самая мирная и уединенная гора в Поднебесной», гора Цинчэншань (Qingchen Shan) входит в число пяти великих даосских гор Китая (Уданшань, Цинчэншань, Циюньшань, Лунхушань, Саньциншань). Эта природная и культурная достопримечательность Китая — одна из сакральных мест даосов, здесь зародился даосизм, здесь находятся одни из самых знаменитых даосских храмов. Эта гора почитается даосами с той поры, как здесь в 143 году до н.э. монах Чжан Даолин основал первый в истории даосский монастырь, превратив таким образом даосизм из философского в религиозное учение.

Горы Цинчэншань, «лазурная крепость» Поднебесной

Горы Цинчэншань находятся в юго-восточной части города Дуцзянъюань (провинция Сычуань), к северо-западу от равнин Чэнду. Горный хребет из 36 пиков занимает живописную территорию площадью в двести квадратных километров. Горы Цинчэн стоят спиной к покрытому снегом хребту Миньшань и лицом к равнине Чуаньси, что в западной части провинции Сычуань.

Согласно легенде, Желтый Император назвал горы Цинчэншань «Отцом пяти гор», отсюда и древнее название – «Отец-гора». Современное название – горы Цинчэншань (буквально: «Лазурная крепость») – возникло благодаря их густым вечнозеленым лесам и величественному горному хребту, напоминающему кольцо и издалека действительно похожему на крепость.

Их живописный, почти сказочный ландшафт с лесами, ясной водой и туманными облаками включает тридцать шесть вершин, восемь больших пещер, семьдесят две маленькие пещеры, а также сто восемь живописных мест, что делает Цинчэншань одним из уникальных природно-ландшафтных заповедников.

Один из красивейших пиков находится рядом с городом, другой – находится позади него. Эти пики называются Передняя гора и Задняя гора.

Передняя гора привлекает много туристов – на ней расположено множество древних даосских и буддистских храмов и исторических мест. Когда-то это было место паломничества. Места вокруг очень живописны.

В 15 километрах от Передней горы находится Задняя гора. Недавно правительство открыло эту гору для свободного посещения. На ней есть несколько храмов и исторических мест, но главным образом туристов привлекает сюда природа и прекрасные пейзажи. Здесь много заповедных лесов и горных потоков. Это очень хорошее место для проведения летнего отдыха.

Также интересно:  Планета мумий, часть 9: Ритуал "сокушинбутсу", дать себе засохнуть

Задняя гора – идеальный выбор для любителей пеших походов. Особенно интересно пройтись по запутанным тропам у ущелья Пять драконов. Возле Задней горы есть место, где выращивают чай сорта Шу. От Передней горы до Задней ходят автобусы. Подъем на гору занимает 4 часа, спуск – около 3 часов.

Цинчэншань, колыбель даосизма

Горы Цинчэншань известны и как колыбель традиционного китайского учения – даосизма. Еще при династии Восточная Хань (25-220 гг.) Небесный Мастер Чжан Даолин пришел сюда с целью заложить основы даосизма, практиковать его и проповедовать в здешних местах. Даосизм получил наибольшую популярность во время династии Тан (618-907 гг.), когда в горах Цинчэншань было построено более сорока даосских храмов. Сегодня, по прошествии тысячелетий, горы Цинчэншань по-прежнему занимают очень высокое положение в даосском мире и оказывают огромное воздействие на китайский даосизм.

Постройки в горах Цинчэншань были отреставрированы во время династии Цин и по сей день остаются в хорошем состоянии. Основные существующие сегодня здания включают Храм Установившегося Счастья Цзяньфугун (Jianfu Gong), Храм Даосских Правил (Changdao Guan), Зал Наследственного Мастера (Zushi Dian), Храм Высшей Ясности Шанцингун (Shangqing Gong) и Павильон Учителя Лао-Цзы (Laojun Ge). Эти древние даосские сооружения просты и наполнены незамысловатой естественностью, что помогает им сливаться с горными хребтами, долинами и водой, тем самым создавая прекрасную картину природы.

Первый из важных исторических памятников по пути на вершину — святилище Цыхандян, посвященное даосскому воплощению Гуаньинь (Цы Хан).

К западу от святилища расположена знаменитая пещера Тяньши – «Грот Небесного Учителя». Согласно преданию, именно здесь жил, медитировал и в возрасте 122 лет умер великий даосский мастер Чжан Даолин. Самый большой интерес представляют тут строения, обрамляющие вход в небольшую пещеру.

Храм Установившегося Счастья Цзяньфугун (Jianfu Gong) стоит в горах Цинчэншань под пиком Отца (Zhangren Feng). Он был построен при династии Цзинь, но в 730 году во время династии Тан был перемещен с его изначального места на вершине Тяньго на нынешнее местоположение. Фан Чэнда, поэт времен династии Южная Сун, однажды молился здесь за императора Сун. Поэтому император даровал храму название «Храм Установившегося Счастья», которое используется по сей день.

Также интересно:  Стамбул: Древний Византий, Константинополь, "второй Рим"

Существующее сооружение было обновлено около 1888 года во время правления династии Цин. Реконструкции подверглись: основной зал, Павильон Юаньюань и Павильон Шуйсинь; в них соответственно хранятся останки Отца Пяти Гор (Wuyue Zhangren), Учителя Лао-Цзы и даосского императора Дунхуа (Donghua Dijun). Вырезанные на колоннах основного зала двустишия, насчитывающие в общей сложности триста девяносто четыре слова, были названы «чудом гор Цинчэншань». Эта элегантная даосская постройка представляет огромную культурную и художественную ценность: в ней хранятся настенные картины и стихи; перед зданием протекают ручьи, а позади бьют прекрасные фонтаны.

Храм Высшей Ясности Шанцингун, один из самых знаменитых даосских храмов. Шанцингун был построен во времена правления династии Цзинь. То здание, которое вы можете увидеть сейчас, было построено во времена правления императора Тунчжи в эпоху династии Цин. В храме установлены алтари, один из которых посвящен мастеру, обучавшему монахов боевому искусству, — Чжан Саньфэну. На воротах можно увидеть каллиграфическую надпись, принадлежащую кисти гоминьдановского лидера Чан Кайши.

Построенный между 1573 и 1620 гг. во времена династии Мин, Дворец Юаньмин (Yuanming Gong) стоит на горе Деревянная Рыба (Muyu Shan), на севере гор Цинчэншань. Его назвали в честь даосской императрицы Юаньмин. Во дворце четыре зала: Зал Духовного Предка (Lingzu Dian), в котором находится усыпальница даосского Бога-защитника Ван Лингуаня; Зал Учителя Лао-Цзы (Laojun Dian); Зал даосской императрицы Звезд Большой Медведицы (Doumu Dian), а также Зал Неба, Земли и Водных Мастеров Дао – Мастера Лу, Мастера Цю и Мастера Чуанъюана, основателей даосской школы Цюаньчжэнь.

Зал Тройной Чистоты (Sanqing Dian) – главный зал в Храме Даосских Правил. Перед залом находится галерея с девятью каменными ступенями, шесть круглых каменных колонн в ряд, а у основания колонн – искусно вырезанные каменные животные – лев и единорог – высотой в 1,2 метра. С потолка свисают пять таблиц «Красных Платформ в Зеленой Пещере», написанных императором Канси.

В зале хранятся три высочайших бога в даосизме: Бог Нефритовой Чистоты – Единый Повелитель Начала Начал (Yuqing Yuanshi Tianzun), Бог Высшей Чистоты – Единый Повелитель Опыта Божественного Переживания (Shangqing Lingbao Tianzun) и Бог Великой Чистоты – Единый Повелитель Пути Дао и его Добродетели (Tiaqing Daode Tianzun). На верхнем этаже находится Зал Обещания (Wuji Dian), убранный восьмью деревянными ширмами с цветной и яркой резьбой, изображающей цветы гибискуса и лотоса, а также павлинов.

Также интересно:  "Первый в Поднебесной": Волшебные пейзажи Гуйлиня

В центре зала стоит бог Юаньши – Бог Нефритовой Чистоты. Он держит Жемчужину Творения, символизирующую его роль в создании Вселенной из пустоты и хаоса (Hongyuan Shiji). Справа находится бог Линбао – Бог Высшей Чистоты. У него в руках инструмент Жуи, символизирующий вторую фазу Создания, когда Ян был отделен от Инь (Hunyuan Shiji). Слева находится бог Даодэ – Бог Великой Чистоты, воплощенного в Лао-Цзы: он символизирует завершенность Творения, а образ раскрывающегося веера зримо представляет идею о том, что учение Дао доносится до всего человечества (Taichu Shiji). Когда Чжан Даолин основал даосизм, он почитал Лао-Цзы как даосского святого. Эти даосские боги – это высшие божества, почитаемые даосскими верующими. Зал был назван их именами.

Павильон Учителя Лао-Цзы (Laojun Ge) расположен на вершине Пэнцзу (Pengzu Feng), которую считают вершиной номер один в горах Цинчэншань, на высоте 1600 метров над уровнем моря. Павильон представляет собой шестиэтажное строение в форме пагоды, стоящей на квадратной платформе с круглой вершиной.

Даосские верующие гор Цинчэншань сделали и раскрасили скульптуру Лао-Цзы и его коровы, руководствуясь картиной «Лиловое облако с востока»: она была написана знаменитым китайским художником современности Сюй Бэйхуном. Высота статуи Лао-Цзы – 13,6 метров, а общая высота, включая статую коровы – 16 метров. Если стоять на самом верху павильона, можно увидеть горы Цинчэншань целиком. В этом месте ночью можно наслаждаться божественными огнями, утром – восходом солнца и бескрайним морем облаков.

Горы Цинчэншань входят в число наиболее значимых государственных заповедных зон Китая. В 2000 году священная гора Цинчэн занесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2007 году горы были объявлены Государственным управлением по делам туризма КНР достопримечательностью государственного значения «5А».

Китай, карта расположения гор Цинчэншань

Похожие статьи

Добавить комментарий