Город Пунакха, бывший до 1955 года столицей Бутана, ныне является административным центром одноименного дзонхага (округа). Сейчас же город используется в качестве зимней резиденции верховного духовенства страны. Город был построен вокруг крепости XVII века Пунакха-дзонг, имеющей богатую историю и большое культурное значение.
Вообще, для Тибета и прилегающих к нему буддийских территорий, характерна одна архитектурная особенность – укрепленная крепость, в которой обычно размещается администрация и монастырь. Такая архитектура называется дзонг. Чаще всего дзонги можно увидеть в горах, где скалы создают для них естественную защиту.
Такие комплексы сочетают в себе массивные стены и башни, внутри которых находятся внутренние дворы, административные здания, храмы, а также жилье для монахов. Прежде всего дзонги используются как монастыри, университеты, культурные центры, военные укрепления и центры управления. Эта архитектура присуща и Бутану, и одним из основных в стране является Пунакха-дзонг. Также из подобных монастырей можно выделить удивительный Такцанг-лакханг в Бутане, а также расположенные в Ладакхе монастыри Ки Гомпа и Фугтал Гомпа. Кроме того, к культурным достопримечательностям Тибета можно отнести практикующийся там необычный и шокирующий обычай джхатор, или небесное погребение.
Пунакха-дзонг, «Дворец великого счастья»
Пунакха-дзонг является основным зданием в одноименном городке, который еще с давних времен имеет большое культурное и историческое значение. Полное название крепости звучит как «Пунтанг-Дечен-Пхотранг-Дзонг», что в переводе означает «Дворец великого счастья». Сегодня Пунакха-дзонг является вторым по возрасту и вторым по размеру дзонгом в королевстве, а также одним из самых величественных сооружений на просторах Тибета.
Со стороны монастырь смотрится, как грозная и неприступная крепость. Частично так и есть, ведь пути отхода в случае наступления опасности здесь продуманны очень толково. Даже вполне добротный мост, который нужно пройти, чтобы попасть в крепость, легко подлежит самоуничтожению.
Однако, такой неприступный для людей форт оказался легкой добычей в руках природы. Именно вследствие буйства стихии Пунакха-дзонг не единожды страдал от разрушений и опять восстанавливался. Пожары, наводнение, схождение горной породы – и все равно трудолюбивые монахи восстанавливали бутанскую святыню.
Пунакха-дзонг расположен в живописном месте, на слиянии двух рек: Пхо-Чу (что значит «отец») и Мо-Чу («мать»), в долине Пунакха-Вангду. Особый колорит монастырь обретает весной, когда вокруг его стен начинает цвести сиреневым цветом жакаранда, род растений семейства бегониевые.
Пунакха-дзонг был построен в первой половине XVII века (ориентировочно в 1637-1638 гг.) монахом, царем и основателем Бутана Нгавангом Намгьялом. Он был первым, кто смог объединить страну, придать королевству собственную государственность и культуру, отделив ее от тибетской.
В 1639 году на территории монастыря была возведена часовня для размещения оружия, которое жители Бутана отобрали во время битвы с тибетцами. Также Намгьял основал здесь монашеский орден, состоящий из 600 человек.
В 1907 году Пунакха-дзонг был местом коронации первого короля Бутана Угьена Вангчука, основателя королевской династии, правящей по сей день. Тремя годами спустя в монастыре было подписано заключение мира с Великобританией, согласно которому королевство получило полную автономию и невмешательство Англии во внутренние дела, положившее начало периоду полной «изоляции» Бутана, от внешнего мира.
Из интересных событий, происходящих в монастыре, также стоит отметить королевскую свадьбу. 13 октября 2011 года Пунакха-дзонг стал местом проведения свадебной церемонии пятого (нынешнего) короля Бутана Джигме Кхесара Намгьяла Вангчука с его избранницей Джецуной Пема.
Пунакха-дзонг является частью одного из главных подразделений школы тибетского буддизма Кагью. Главное здание имеет шесть этажей в высоту и содержит центральную башню. Дзонг находится на высоте 1200 метров над уровнем моря. При строительстве были использованы природные материалы: камни, древесина и уплотненная земля. В длину монастырь достигает 180 метров, в ширину 72 метра.
Высота крепости составляет около 20 м. Монолитные отвесные стены только добавляют сооружению помпезности и величественности. К самому монастырю ведут два ряда ступенек, преодолев которые вы попадаете в чудный внутренний дворик, также известный в буддизме как доч. К слову, в Пунакха-дзонге их насчитывается целых три.
Один из них предназначен для административных функций. Именно в этом дворике располагается чортен – сооружение религиозного характера, которое обязательно венчает дерево Бодхи. Второй двор находится в распоряжении монахов. Здесь расположены жилые комнаты, а от административной части они отделены ютсом – небольшой башенкой-храмом.
Третий доч – это святая святых монастыря. Он отведен исключительно под духовные нужды. Здесь находится главный храм Пунакха-дзонга, в котором хранятся все древние артефакты и святыни, а также мавзолей, где хранится бальзамированное тело Нгаванга Намгьяла.. Что характерно, вход сюда открыт только двум хранителям – самому королю и главному монаху Бутана.
Буддийские храмы, как правило, отличаются обилием различной настенной живописи, имеющей религиозное или символическое значение.
Обычно это снимать запрещено, но на входе в Пунакха-дзонг картины расположены не внутри храма, а на улице, поэтому снимать их не возбраняется.
Особенно любопытна картина с четырьмя зверями. Это знаменитая в Бутане история «4 друзей» — слона, обезьяны, кролика и птицы. По легенде в индийском Варанаси 4 зверя поспорили кому принадлежит дерево, с помощью которого они все питались. Слон заявил, что он увидел дерево первым, а обезьяна сказала, что на дереве нет фруктов, потому что она их съела задолго до того, как слон увидел его.
Кролик сказал, что он ел листья этого дерева, когда оно было ещё маленьким кустиком, а птичка сказала, что дерево вообще бы не выросло, если бы она в клюве не перенесла семена на это место. В финале истории все животные приняли аргументы друг друга и стали жить в мире и гармонии. Эта история, как и всё в буддизме, очень символична. Слон представляет наше тело, обезьянка наш беспокойный ум, кролик — наши эмоции, а птичка — нашу душу.
Храм Плодородия и «святой сумасшедший»
Храм Чими-лакханг (Храм Плодородия) находится на расстоянии 20 километров от Пунакхи рядом с деревней Сопсокха. Этот необычный храм Бутана связывают с именем Другпы Кюнле, буддийского учителя Махамудры и персонажа бутанского фольклора, «Священного Сумасброда» и «буддийского Фрейда«.
Сам себя лама гордо называл «сумасшедшим драконом» (Кюнга Легпа), но для мира остался известен под именем Другпа Кюнле, что переводится как «святой юродивый«. Его непристойные рассказы и фривольные стихи знают во всем Бутане и далеко за его пределами, а события его жизни стали легендарными.
Другпа Кюнле считают реинкарнацией Сарахи, одного из 84 буддистских махасиддх Индии. Он родился в 1455 году, году деревянной свиньи, в поселке Ралунг в Западном Тибете. Говорят, еще в юные годы он достиг мастерства в духовных практиках и изучении древних писаний. Однако в возрасте 25 лет он покинул монастырь Ралунг, чтобы вести жизнь странника, проповедуя и смело разоблачая пороки общества.
Другпа Кюнле был кем-то вроде экзорциста, обличавшего фальшивую мораль, предубеждения относительно секса и ханжество. Некоторые считают его средневековым буддийским Фрейдом.
Лама обладал острым умом, проницательностью и чувствительностью к фальши и ханжеству, ритуалам, религиозному и показному невежеству, а также всевозможным тибетским фетишам, с чем беспощадно боролся и высмеивал. Другпа Кюнле известен благодаря сумасшедшим методам, приводящим учеников (преимущественно женщин) к просветлению — используя неожиданные приёмы, затрагивая сексуальность, нередко заманивая женщин через развратные действия, применяя грубые шутки и тонкие магические методы, он приводил учеников к парадоксальному пониманию буддийского учения. Не останавливаясь ни на каких табу, он демонстрировал внутреннюю сущность запретов, страхов и заблуждений, прикрытых показным благочестием.
За недюжинные успехи в деле несения света буддийского учения на кончике своего фаллоса он получил титул «святой 5000 женщин». За учение он помимо удовольствия взимал в виде платы чанг — тибетское пиво.
Другпа Кюнле большую часть жизни прожил в Бутане, и бутанцы всегда считали его своим героем, хотя тибетское имя Друкпа указывает скорее на принадлежность к религиозной школе Другпа Кагью. С помощью своей «огненной ваджры» Другпа Кюнле одолел множество местных демонов, чему служат подтверждением многочисленные легенды, предания и байки.
Так, согласно одной из легенд, местность, где проживал святой, повадился терроризировать дракон-демон. Не сробев, лама, подобно Георгию Победоносцу, вышел на бой с чудовищем. Используя фаллос вместо копья, он удачным выпадом загнал его в пасть дракону, вызвав асфиксию и тем самым победив демона.
Другая легенда рассказывает о злых духах, которые вселились в стаю собак и мучили животных до тех пор, пока Святой Сумасшедший не отлупил всю стаю своим прибором, тем самым изгнав демонов.
Третий миф связан непосредственно с храмом Чими-лакханг и повествует о стерегущей перевал Дочула (Dochula Pass) страшной демонице.
Перевал находится в 30 км. от столицы Бутана, города Тимпху на важной дороге, ведущей в Пунакху. Перевал имеет большое значение для жителей страны, поскольку соединяет ее центральную часть с восточной.
При помощи своей «огненной ваджры бесконечной мудрости » Другпа Кюнле подчинил демоницу, превратив ее в черную собаку. На месте битвы с демоницей он построил ступу, приговаривая «чи мед», что в переводе означает «нет собаки». Позднее, в XV в., двоюродный брат Другпы Кюнле построил здесь храм, получивший известность как храм Чими-лакханг. Название храма переводится, как «Храм, в котором нет собаки».
Другпа Кюнле начал традицию рисовать фаллосы на стенах и крышах домов, укоренив в народе поверье, что изображение фаллоса отгоняет злых духов и отводит сглаз. Ныне изображение фаллоса гордо украшает почти все дома прилегающей к храму деревни, а также является статьей дохода для многочисленных сувенирных лавок.
Сам же Чими-лакханг прославился, как храм плодородия, в котором бесплодные женщины могут обрести надежду на рождение ребенка. Это поверье настолько сильное, что сюда приезжают женщины даже из таких далеких стран как США и Япония. Процедура выглядит следующим образом: настоятель благословляет женщину фаллосом Другпы Кюнле, выполненным из дерева и слоновой кости, легонько ударяя ее по голове реликвией. после чего ей разрешается остаться в монастыре на ночь. Такое благословение называется ванг.
Также беременные приходят в монастырь, чтобы узнать имя будущего ребенка, для этого они тянут наугад из кипы бамбуковых дощечек, расположенных у алтаря, на которых написаны различные женские и мужские имена.
Бутан, карта города Пунакха