«Город Бога» Аллахабад: Священный Праяг трех рек

Город Аллахабад, расположенный в индийском штате Уттар-Прадеш в 135 км на запад от Варанаси, находится на полуострове, образованном реками Ганга и Ямуна. Названный в 1583 году могольским императором Акбаром, Аллахабад («город Бога») известен также как Праяг (Prayag) (“слияние”), так как является местом, где реки Ямуна и Ганга соединяются с мифической Сарасвати. Город хоть и не числится сегодня в списке семи священных городов Индии, представляет особую ценность для каждого индуиста и интересной для путешественников достопримечательностью Индии. Считается, что после сотворения мира Брахма осуществил здесь свое первое жертвоприношение.

Аллахабад является приятным для посещения городом, с его широкой открытой зоной у реки и всеми удобствами, но в нем нет крупных храмов или монументов. В плодородной долине двух рек между Ямуной и Гангой все же была достопримечательность решающего стратегического значения — массивный форт, один из многих фортов в Индии, построенный могольским императором Акбаром в 1583 г., который и по сей день используется военными. Крепость не имеет себе равных с точки зрения дизайна, конструкторского и исполнительского мастерства.

Форт Акбара
Форт Акбара
Форт Акбара

В этом огромном форте расположены три чудесных галереи, по краям которых стоят высокие башни. В настоящее время крепость используется армией, и небольшая ее часть открыта для посетителей. Высокая внешняя стена возвышается над уровнем воды. Посетителям разрешается подходить к датируемой 242 г. до н. э. каменной колонне Ашоки, на которой высечены эдикты императора, колодцу Сарасвати, который считается источником подземной реки Сарасвати, и дворцу Джодхабаи. Здесь также находится храм Паталпури и бессмертное дерево баньян.

Праяг, колонна Ашоки
Храм Паталпури

К удивительному подземному храму Паталпури можно пройти через одни из трех массивных ворот, прерывающих оборонительные сооружения форта. Внутри Паталпури Мандира много красочных старинных мурти и очень особенная атмосфера из-за специфического расположения святилищ. Катакомбы, занимаемые храмом, были превращены в своего рода религиозный супермаркет; статуи божеств, которые там выставлены, напоминают кукольное шоу.

Древний баньян, или Акшаяват Тиртхарадж, который произрастает рядом с Паталпури, по легенде происходит от знаменитого Акшайя Вата (Akshaya Vata), или “Неумирающего Дерева”, и считается свидетелем творения мира, символом самой Вселенной, лицезревшим события всех четырех юг. Считается, что сам Вишну в образе Кришны-Мукунды спит на его листьях.

Священный Баньян, Праяг

С восточных бастионов крепости открывается хороший вид на священное для индуистов место — Сангам (Sangam), что также означает «слияние» и является одним из величайших паломнических центров Индии, так как отмечает место слияния трех важнейших рек индуизма – Ганги, Ямуны и мифической Сарасвати. В том месте, где коричневые воды Ганга соединяются с зеленоватой Ямуной, на маленьких платформах восседают священнослужители, чтобы исполнять обряд пуджа и помогать верующим совершать ритуальные омовения. Пляжи и гхаты завалены остриженными волосами паломников, которые приходят сюда, чтобы совершить подношение своим усопшим родителям, а вокруг сидят женщины, торгующие конусовидными пирамидами из ярко-красной и оранжевой пудры. Вечером женщины выполняют ритуал арати, вечернего поклонения у Сарасвати Гхата, спуская вниз по реке маленькие масляные светильники.

Также интересно:  Эк Балам, город Черного Ягуара
Ритуал Арати

Индуисты всегда рассматривали слияния рек в качестве важных мест. В еще большей степени это относится к Тривени Сангаму (тройному Сангаму) в Аллахабаде, где Ямуна и Ганга встречаются с «рекой Просветления» — мифической подземной Сарасвати. В этом месте упали капли божественного нектара — амриты, когда между богами и демонами-асурами разразилась битва. Другие капли нектара упали на землю в тех местах, где ныне расположены города Харидвар, Насик и Удджайн.

Праяг, храм Ганги

Это событие отмечают каждые три года во время фестиваля Кумбха Мела, которая проводится по очереди в каждом из четырех мест, находясь в которых человек покидает бренный мир и попадает во владения божественного. Такие места слияния божественных рек почитаются, как тиртха, и Сангам в Праяге называют тиртхараджа (Tirtharaja) — “Король тиртх ”, а местная Кумбха Мела, которая проходит раз в двенадцать лет, является самой крупной и самой священной из всех.

Праяг, Кумбха Мела 2019
Праяг, Кумбха Мела 2019

Помимо Кумбха Мелы в Праяге ежегодно в марте проводится красочный фестиваль Махашиваратри, «ночь Шивы», который по красочности вполне сопоставим с удивительным фестивалем Дассера.

Махашиваратри
Махашиваратри

Маха Кумбха Мела — “Великая” Кумбха Мела — представляет собой крупнейшую религиозный фестиваль в Индии, собирающий миллионы паломников. Обширные заливные луга и берега рек рядом с местом слияния заполняют палатки, устанавливаемые правительством, местными властями и полицией почти по военному образцу. Кумбха Мела особенно славится присутствием необыкновенного количества религиозных аскетов — садху и агхори — привлекаемых сюда из уединенных убежищ в лесах, горах и пещерах.

Нага-баба
Садху и нага-баба

Как только астрологи определяют наступление благоприятного времени для омовений (kumbhayog), первыми бросаются в воду легионы садху, нага-баба, а также агхори — свирепо выглядящие члены древней мистической секты, которые покрывают свои обнаженные тела пеплом и носят экстравагантные прически. Садху, которые считают себя стражами веры, подходят к слиянию в назначенное время со всей помпой и бравадой атакующей армии.

Также интересно:  "Малый Тибет": Ладакх, суровая земля Будды

Шри Манкамешвар Мандир и расположенный поблизости храм Ханумана — это небольшие уютные старинные храмы, посвященные Шиве и Хануману соответственно. Оба объекта расположены на берегу Ямуны, с их территории открываются прекрасные виды на огромную реку и ее мосты. Необычно большое осевшее изображение бога-обезьяны внутри храма Ханумана не стоит прямо, а накренилось на бок; говорят, что во время ежегодных паводков вода поднимается до тех пор, пока не коснется его ног, после чего снова спадает.

Храм Ханумана, мурти
Храм Ханумана
Храм Ханумана, барельеф

Храм Алопи Деви («богини, которая исчезла») уникален тем, что в главном святилище нет статуи какого-либо божества, а есть деревянная повозка или «доли», которой поклоняются. Это святыня невидима, что не умаляет ее силы и чудотворных свойств. Также в Аллахабаде есть еще один храм, посвященный богине, Лалита Деви, который является одной из шакти-питх (святынь в шактизме). Здесь согласно преданиям, упали пальцы Шакти, супруги Шивы.

Алопи Деви, «доли»
Храм Алопи Деви
Храм Лалита Деви, мурти

Немного на юг от главного железнодорожного вокзала, высокие ворота ведут в чудесный огороженный стеной сад Хосрова (Khusro Bagh), где в мавзолее, построенном в 1622 г., покоятся останки трагически погибшего сына могольского императора Джахангира — Хосрова. Хосров предпринял неудачную попытку захватить власть, которая закончилась смертью от руки его брата Шах Джахана, впоследствии ставшего императором и построившего Тадж Махал.

Хосров был похоронен вдали от центра могольской власти, недалеко от мавзолея его матери Шах Бегум, позади другой гробницы, которая предположительно является усыпальницей его сестры. Некогда сад удовольствий Джахангира, сейчас сад Хосрова переделан во фруктовый сад, известный своими гуавами, а также питомником роз.

Мавзолей Шах Бегум

Аллахабад играл важную роль в становлении современной Индии. После мятежа 1857 г., британцы перенесли сюда из Агры центр своих Северо-Западных Провинций, а на следующий год произошла формальная передача власти Ост-Индской Компании короне. Среди хорошо сохранившихся реликвий британского влияния можно упомянуть Колледж Муир (Muir) и Собор Всех Святых.

Собор Всех Святых

Готический Собор Всех Святых (Паттхар Гирджагхар), спроектированный сэром Уильямом Эмерсоном в 1870 г. и освященный в 1887 г., является самым красивым англиканским собором Азии. Его автор — Уильям Эмерсон, построивший легендарный Мемориал Виктории в Калькутте. Собор Всех Святых поражает воображение прихожан как своей архитектурой, так и внутренним великолепием форм. Посетитель не может быть не очарован красотой мраморного алтаря с изысканной инкрустацией и мозаикой.

Также интересно:  Храм Солнца: Черная Пагода Конарака
Собор Всех Святых

Туристам в Праяге также будет интересно посетить музей Аллахабада, который находится рядом с парком Чандер Шекхар Азад (Chander Shekhar Azad Park), территория которого буквально усыпана образцами древней скульптуры. Внутри можно найти терракотовые изделия, скульптуру 8 в. из буддистского Каусамби, а также потрясающее изображение 12 в. Шивы и Парвати из Кхаджурахо.

Музей Аллахабада

На севере от музея высятся здания из песчаника Аллахабадского Университета и готического Колледжа Муир, построенного в 1879 г. Прямоугольник с высокими и элегантными арками украшает башня в 61 м высотой и купола, выложенные голубой и белой глазурованной плиткой. Прямо за колледжем, на северо-восток от музея, расположен Ананд Бхаван, нарядное викторианское здание с элементами индо-сарацинской архитектуры, отделанное в сером цвете с белым окаймлением и увенчанное чхаттри.

Ананд Бхаван

Недалеко от Аванд Бхавана, вниз по маленькой дорожке рядом с детским парком, расположен Бхарадвадж Ашрам (Bharadwaj Ashram), который не является собственно ашрамом, а собранием небольших храмов. Ни один из них не является особенно старым, но этот ашрам назван по имени философа, ученого и аскета Бхарадваджа, который согласно Рамаяне жил здесь в отшельническом приюте и которого посещал Рама. Легенда гласит, что в ашраме было некогда десять тысяч студентов. Обычно женщины также входят в число его священнослужителей и работают в качестве смотрителей, а также поддерживают его в порядке.

Бхарадвадж Ашрам
Бхарадвадж

К югу от Аллахабада, на берегах Ямуны, раскинулись обширные руины Каусамби (Kausambi) — крупного буддийского центра, куда приезжал проповедовать сам Будда. Город процветал между 8 в. до н. э. и 6 в. н. э.; имеются археологические свидетельства даже более ранних поселений. Согласно легенде, он был основан потомками Пандавов, после того как наводнения разрушили их город Хастинапур. Глиняные крепостные стены, некогда облицованные кирпичом, возвышаются над полями, протянувшись вдоль неправильного периметра примерно на 6 км, сохранились также отдельные участки защитного рва.

Руины Каусамби

Паломнический город Читракут находится в 132 км на юг и до него легко добраться как на поезде, так и на автобусе; расположенный на вершине холма форт Калинджар находится на расстоянии 150 км.

Индия, карта расположения города Аллахабад

Похожие статьи

Добавить комментарий