Исключительным примером оборонительной средневековой военной архитектуры является замок Пьерфон (Chateau de Pierrefonds) — одна из удивительных достопримечательностей Франции. который расположен в Пьерфоне, в департаменте Уаза, в регионе О-де-Франс, на юго-восточной окраине Компьенского леса, в 90 км к северу от Парижа. За свою многовековую историю этот замок интриг был свидетелем множества драм, разворачивавшихся в его стенах.
Замок Пьерфон, история цитадели
Первый замок на этом месте был построен в двенадцатом веке Нивелоном, лордом Пьерфона, из Квиерзи. Этот замок в конце двенадцатого века отходит к королю Филиппу Августу, а затем остается в королевском владении. В 1392 году, в связи со смертью своего отца Карла V, Людовик Орлеанский получает в округе Валуа несколько кастелянств, в том числе Пьерфон и Герцогство Туренское. В 1396 году Людовик Орлеанский производит почти полную реконструкцию замка, архитектором, вероятно, был Раймон дю Темпл.
Работами в замке руководил Санлис Жан-ле-Нуар, а после смерти Раймона дю Темпла за интерьеры замка отвечал Жан Обель. Замок предназначался для контроля за торговлей между Фландрией и Бургундией, двумя доменами, которые принадлежали тогда семье герцогов Бургундских, соперников Людовика Орлеанского. В 1406 году король превращает графство в герцогство, в том числе и Пьерфон.
В 1407 году Жан Бургундский организовал убийство герцога Людовика Орлеанского в Париже, на Старой Храмовой улице, недалеко от особняка королевы Изабеллы Барбетт. Людовик возвращался от королевы, когда его стянули с коня. Он предполагая, что имеет дело с грабителями, закричал: «Я герцог Орлеанский!», однако, убийцы, отрубили ему правую руку, часть головы и бросили изрубленное тело на мостовой. Тело герцога отнесли в ближайшую церковь Блан-Манто, а 25 ноября похоронили в родовой усыпальнице в Селестинском монастыре.
Работы в замке Пьерфон были прерваны после убийства герцога, в то время как жилые интерьеры так и не были полностью завершены. После смерти Людовика права на замок перешли к его сыну Карлу. В 1411 году войскам герцога Бургундского во главе с графом Сен-Полем удалось занять замок во имя короля Франции Карла VI. Но в 1412 году герцог Карл Орлеанский после мира с королем вернул свою собственность. Тем не менее, Пьерфон будет возвращен ему графом Сен-Поль лишь в 1413 году, причем последний, оставляя замок, сжег его крышу.
В 1415 году после битвы при Азенкуре герцог Карл Орлеанский попал в английский плен и 25 лет провёл в лондонском Тауэре. Капитан замка Пьерфон, Николас Боско, удерживал его до 1420 года, но суровая зима и дефицит припасов, заставили его капитулировать перед англичанами и бургундцами. Замок остается бургундским до 1436 года, когда он переходит под контроль Арманьяков.
Карл Орлеанский возвратился во Францию в 1440 году из английского плена благодаря усилиям бургундского герцога Филиппа Доброго, уплатив выкуп из приданого своей третьей жены. Его возвращение в Орлеан было отмечено народом как великий праздник. Проживая на берегах Луары, он тем не менее, отремонтировал Пьерфон. После его смерти замок переходит к его сыну, будущему королю Франции Людовику XII. После Карла VIII, умершего бездетным, Людовик беспрепятственно вступил на престол. Вскоре Людовик XII передает герцогство Валуа своему двоюродному брату Франциску. С 1515 года герцогство Валуа объединяется с королевским доменом вплоть до правления Людовика XIII.
В 1588 году замок занимает капитан Жан де Риё (Jean de Rieux) сторонник католической Лиги, которая продолжает сражаться с Генрихом Наваррским, уже после того, как он стал королем Франции Генрихом IV. Во время гражданских междоусобиц он с успехом отстаивал замок Пьерфон от нападений герцога д’Эпернона (в марте 1591 года) и маршала Бирона. Де Риё вовремя подоспел с подмогой (отрядом в тысячу человек) в Нойон, во время осады последнего королём Генрихом IV. Известна его попытка пленить Генриха IV в Компьенском лесу в1593 году: им был устроена засада, не увенчавшаяся успехом только по непредвиденной случайности — бандитов заметил крестьянин. Захваченный королевским отрядом из Компьена в 1593 году во время разбойничьего нападения на мирных путешественников, Риё был повешен в Компьене в марте 1594 года.
Новый комендант замка от Лиги Антуан де Сен-Шомон начинает переговоры о сдаче Пьерфона и сдает его только после получения выкупа в конце 1594 года. В 1595 году замок был поручен Антуану д’Эстре, губернатору Иль-де-Франса, и, прежде всего, отцу Габриэль д’Эстре, любовницы Генриха IV. 10 августа 1595 года Анри де Саве берет замок от имени Филиппа II Испанского. Замок был занят восемью сотнями неаполитанцев и валлонов из испанских Нидерландов. Но после атаки королевских войск Саве был взят в плен, и неаполитанцы сдали замок за выкуп Антуану д’Эстре.
Во время неспокойного периода Регентства Марии Медичи и начала царствования Людовика XIII замок является собственностью Франсуа-Аннибала д’Эстре, виконта Кувра, сына Антуана д’Эстре и члена «партии несогласных» во главе с Генрихом II де Бурбон, принцем Конде, стремящимся укрепить свою власть в ущерб королю Франции. Замок был осажден и захвачен в 1617 году войсками губернатора Компьена, графа Оверни, присланного кардиналом Ришелье, в результате взрыва башни, где находятся крепостные ворота, что позволило войскам короля войти в замок. В мае 1617 года совет короля Людовика XIII принял решение снести замок. Крыши его больших башен были разрушены, сожжены полы и оконные рамы.
В течение восемнадцатого века замок был заброшен. В 1798 году он был продан в качестве национального достояния за 8 100 франков. Наполеон I купил его в 1813 году за 2700 франков и использовал как хозяйственные постройки в Компьеньском лесу. В 1832 году Луи-Филипп проводит в руинах замка банкет по случаю свадьбы своей дочери Луизы с Леопольдом Саксен-Кобургским.
Принц-президент Луи-Наполеон Бонапарт посещает замок в 1850 году. Став императором Наполеоном III, он просит, по совету Проспера Мериме, архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка предпринять реставрацию здания. Строительство началось в январе 1858 года, сначала отремонтировали башню Гектора. В 1862 году проект расширился: Наполеон III на этот раз хочет сделать его императорской резиденцией, чтобы разместить в замке свою великолепную коллекцию оружия и доспехов. После смерти Виолле-ле-Дюка в 1879 году работы продолжил его зять Морис Ураду и Юст Лиш вплоть до 1885 года.
Шато де Пьерфон, архитектура и достопримечательности
Замок образует неправильный прямоугольник с восемью большими башнями по периметру, и в целом соответствует тому, как должна была выглядеть крепость. Главный фасад украшен барельефом с изображением Благовещения. Одной из наиболее характерных особенностей оборонительной системы замка является наличие у навесных стен и башен двух наложенных друг на друга проходов.
Первый, нижний, крытый проход покрыт крышей, чтобы предотвратить подъем с помощью лестниц. Стены прорезаны крестообразными арками. Верхний крытый проход с зубцами и бойницами образует вторую линию обороны. Наконец, на двух больших башнях Карла Великого и Юлия Цезаря Виоле-ле-Дюк добавил третий этаж, состоящий из высоких дымовых труб, которые придают замку магический вид.
В замке восемь башен, каждая из которых носит имя исторических героев и великих завоевателей: Гектор, Александр Великий, Юлий Цезарь, Иисус Навин, Иуда Маккавей, Давид, Карл Великий, король Артур и Готфрид Бульонский (герой первого крестового похода XI века). Скульптуры героев можно увидеть в нишах стен с наружной стороны. Башня Александра Великого (известная как башня пыток) имеет архитектуру четырнадцатого века с грубыми стенами. Внизу, в подвале башни, все еще находятся подземелья средневекового периода. Царь Давид символизирован присутствием звезды Давида в розетке часовни.
Чтобы противостоять огню пушек, башни, обращенные к плато (башни Юлия Цезаря и Карла Великого), имеют диаметры 16 м и 15,50 м с толщиной стен до 4,50 м. Другие башни имеют диаметр от 10 до 12 метров. Башни были перестроены из старой каменной кладки.
Внутри главного двора расположены: с юго-западной стороны донжон, в котором находятся императорские апартаменты; на северо-западе — главное здание с парадными залами ; на северо-востоке кухни и гостевые квартиры; с южной стороны — часовня и провиантский склад. Все фасады внутреннего двора выполнены в стиле ренессанс. Главный фасад апартаментов увенчан галереей длиной 57 метров. В крытой галерее можно увидеть изображения каменщиков, оруженосцев, монстров и химер.
В середине главного двора стоит бронзовая конная статуя Людовика Орлеанского, а огромные саламандры, символ герцога, выступают в роли горгулий.
Скульптуры химер, выполненные Эммануилом Фремье, украшают большое угловое крыльцо. Бережно восстановив в 1858 году резиденцию Людовика Орлеанского, Виолле-ле-Дюк возводит парадную лестницу, обеспечивая величественный вход в императорские апартаменты. Если общий вид этой лестницы несомненно средневековый, то богатый декор представляет смесь средневековых и ренессансных стилей. Четыре женские статуи представляют четыре основные добродетели: справедливость, умеренность, благоразумие и силу.
Часовня замка была полностью перестроена. Ее апсида расположена в башне Иуды Маккавея, но она не видна снаружи. Со стороны внутреннего двора она напоминает святые часовни средневековья (как в замке Винсенн). Часовня украшена фигурой паломника в Сен-Жак-де-Компостель, которому Виолле-ле-Дюк придал свои черты. На дверях портала можно увидеть Людовика Орлеанского и его жену Валентину Висконти.
Произведения коллекции Мондюи выставлены на втором этаже крыла для гостей. Мастерам Мондюи удалось воссоздать технику изготовления фигурных изделий из металла. В их мастерской были созданы шпиль Собора Парижской Богоматери ( сгоревший во время пожара), шпиль собора в Амьене, статуя свободы в Нью-Йорке, статуя архангела Михаила в Мон-сен-Мишель и элементы кровли замка Пьерфон.
В донжоне на втором этаже расположена Гостиная для приемов. В девятнадцатом веке император и императрица принимали здесь своих гостей. Комната лишена мебели, за исключением замечательной скамейки с откидной спинкой, отделка приемной очень яркая и насыщенная. На стенах изображены различные эмблемы и гербы правителей, написанные в так называемой технике трафаретной росписи. Имперский орел Наполеона III и дикобраза Людовика XII расположены рядом. Дикобраз был эмблемой династии Валуа. Остальная часть комнаты украшена панелями из резных панно.
В комнате императора расположена забавная ванная комната спрятанная за дверью шкафа. В этой ванной была смывная система, работающая от бассейна, заполненного водой и расположенного над шкафом. Повторяющийся символ — императорский орел украшает балки, стены и дымоходы, а исторический фриз рассказывает о жизни рыцарей XIV века.
Зал Героинь, бывший зал правосудия, воплощает в себе роскошь эпохи Второй Империи. Камин с двойным очагом украшен статуями императрицы Евгении и придворных дам в виде героинь. Раньше в этом зале хранилась великолепная коллекция оружия и доспехов.
Зал гвардейцев был предназначен для размещения охраны. Здесь представлены каменные фрагменты замка XV века и макет замка, выполненный для Всемирной выставки 1878 года.
В подземелье башни Александра размещена интересная выставка под названием «Бал Гизантов». Гизанты представляют собой надгробные фигуры, установленные на саркофагах. Эти фигуры являются точными копиями умерших великих людей и исторических личностей Франции.
Замок Пьерфон по фантазии великого писателя Александра Дюма, был сделан родовой вотчиной знаменитого мушкетера Портоса или барона дю Валлон де Брасье де Пьерфон. В настоящее время живописный облик Шато де Пьерфон служит декорациями для ряда кинокартин. А именно, здесь проходили съемки фильмов «Пришельцы I», «Пришельцы 2: Коридоры времени», «Горбун», «Человек в железной маске», «Посланница: история Жанны д’Арк», сериалы: «Волшебники из Вэйверли Плэй» и «Мерлин», тут Пьерфон предстал в роли легендарного Камелота.