Летняя императорская резиденция на берегу Финского залива, построенная по указу Петра I, меняла облик и застраивалась на протяжении двух столетий. Каждый новый правитель считал своим долгом обновить Петергоф, украсить его в духе времени. К счастью, реставраторы смогли вернуть ансамблю былое великолепие после Великой Отечественной войны, когда дворцовый комплекс был почти стерт с лица земли, и ныне Петергоф включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Петергоф, история возведения
Императоры и императрицы, словно передавая друг другу эстафету, старались сделать резиденцию в Петергофе еще краше и богаче, для работы над новыми проектами приглашались лучшие архитекторы своего времени.
Удивительная достопримечательность России, приморская резиденция Петергоф, что в переводе с голландского языка означает «Петровский двор», была заложена на месте нескольких финских деревень по задумке первого российского императора Петра I, Архитектурный комплекс должен был стать символом победы Российской империи над Швецией, а заодно и путевым дворцом на маршруте, ведшем от Санкт-Петербурга к острову Котлин, на котором частично располагается город Кронштадт.
Строительные работы на месте Петергофа начались в 1710-е гг. и шли с рекордной скоростью. Уже в августе 1723 г. Петергоф был открыт, его комплекс на тот момент включал Большой дворец, а также дворцы Монплезир и Марли, Большой каскад и еще шестнадцать фонтанов. Уже тогда была заложена основа уникальной водоводной системы: на территории Петергофа действовали Верхнесадский и Ропшинский каналы, а к Марли вода подавалась через водовзводный механизм.
Петру I не суждено было долго наслаждаться красотой своего архитектурного детища. 28 января 1725 г. его не стало, и резиденция была на время забыта: в правление Екатерины I (1725-1727 гг.) и Петра II (1727-1730 гг.) строительные работы в Петергофе не проводились.
Однако впоследствии императрицы и императоры старались оставить свой след в истории Петергофа, приглашая маститых архитекторов и художников для перестройки комплекса и оформления интерьеров.
Первой после смерти Петра I судьбой Петергофа заинтересовалась Анна Иоанновна, взошедшая на престол в 1730 г. На протяжении ее десятилетнего правления строительство на территории резиденции не прекращалось. Для работы над развитием Петергофа был приглашен русский архитектор Михаил Земцов, благодаря которому, в частности, поселение при резиденции приобрело четкую планировку. Для крестьян зодчий создал Мастеровой двор, а для придворных — Кавалерский.
Ставшая в 1741 г. императрицей Елизавета Петровна также позаботилась о том, чтобы Петергоф отвечал духу времени. В работе над совершенствованием дворцового комплекса поучаствовал архитектор Франческо Растрелли. Еще при Петре I его отец Бартоломео Карло приглашался для создания парковых скульптурных групп и декоративных деталей. В частности, уже при Анне Иоанновне к 25-летию победы в Полтавской битве, в 1735 г., он создал «Самсона, раздирающего пасть льву».
Франческо Растрелли был привлечен к еще более ответственной работе. В 1745-1755 гг. по его проекту был перестроен Большой дворец, первоначально выдержанный в сдержанном стиле петровского барокко и приобретший более торжественный облик в стиле елизаветинского барокко. Площадь дворца была увеличена, к нему были пристроены два флигеля. В качестве образца был выбран Версальский дворец Парижа, который можно посетить, оформив в Петербурге французскую визу через визовый центр Аврора https://avroravisaspb.ru/.
Изменения касались не только оформления фасада, но и интерьеров. Так, в залах дворца в качестве одного из декоративных приемов появилась традиционная для Растрелли золоченая резьба по дереву. Покои также были украшены многочисленными зеркалами и живописными плафонами, на полах был уложен наборный паркет. Из спроектированных и декорированных Растрелли помещений свой первоначальный облик сохранили Танцевальный зал, Голубая приемная и аудиенц-зал.
Петергоф состоит из двух основных частей: Верхнего и Нижнего парков. К его территориям также относятся парк Александрия и Колонистский парк, расположенный близ Верхнего сада. Самую высокую точку занимает Большой дворец, от которого к Нижнему парку спускается лестница-каскад.
Петергоф, архитектура и интерьеры
Во время Второй мировой войны Петергоф был практически полностью разрушен, но после освобождения города от оккупации архитекторы и реставраторы смогли вдохнуть в него новую жизнь.
Статус города Петергоф приобрел в 1762 г., он находился в ведении Дворцового ведомства. Он постоянно разрастался, и к концу столетия при резиденции императора было уже без малого шестьдесят домов.
Архитектурные новшества также не заставляли себя ждать. В конце XVIII в. по проекту английского садового мастера Джеймса Медерса в Петергофе был разбит первый пейзажный парк, получивший название Английского парка. В нем располагался Английский дворец, который не сохранился до наших дней.
В 1825 г. император Николай I приобрел земли близ Нижнего парка Петергофа для своей жены Александры Федоровны. Вскоре рядом со старинной императорской резиденцией была построена дача Александрия — двухэтажный дворец, окруженный пейзажным парком. На западной окраине Петергофа при Николае I был возведен дворец Лейхтенбергских, предназначавшийся для дочери императора Марии Николаевны и ее супруга Максимилиана, герцога Лейхтенбергского.
С 1848 г. Петергоф становится центром Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии, в него из соседнего Ораниенбаума, ныне известного как город Ломоносов, была перенесена уездная управа. В середине столетия Санкт-Петербург с Петергофом связала линия железной дороги.
В период Первой мировой войны на территории Петергофа действовали первая, вторая и третья школы прапорщиков. Вплоть до 1917 г. Петергоф сохранял функцию летней императорской резиденции, однако уже с 1918 г. архитектурный комплекс Петергофа был превращен в музей.
Тяжелым ударом для Петергофа стала Вторая мировая война. Несмотря на то что в музее была быстро организована эвакуация ценных экспонатов, все увезти не удалось. 20 сентября 1941 г. немецко-фашистские войска подступили к городу и уже через три дня захватили его. Уже во время этого боя за Петергоф ансамбль понес первые потери: сгорел Большой дворец. Вплоть до 19 января 1944 г. Петергоф находился в оккупации, и за это время значительная часть оставшихся в нем художественных и материальных ценностей были разграблены и уничтожены, парки вырублены. Территория бывшей императорской резиденции была обнесена колючей проволокой и заминирована. Даже с изгнанием захватчиков точка в череде разрушений Петергофа поставлена не была: дворец Марли был разрушен из-за детонации бомбы замедленного действия.
Несмотря на чудовищные разрушения, к 17 июня 1945 г. был расчищен и открыт для посетителей Нижний парк: вместе с саперами в городе работали добровольцы, выходившие на субботники, чтобы привести музей и окружающие его парки в порядок. В последующие годы работы по восстановлению ансамбля продолжались. Уже в 1946 г. были запущены некоторые фонтаны, а в 1947 г. был заново установлен «Самсон, раздирающий пасть льва»: ранее скульптура была вывезена немцами. Большой дворец Петергофа удалось восстановить уже к 1952 г.
Россия, карта расположения Петергофа