Великий Новгород, культурный центр Средневековья

Новгород – один из древнейших городов Восточной Европы и яркая достопримечательность России. В XI–XII столетиях он являлся центром огромной территории, простиравшейся от Северного Ледовитого океана до Волги. Новгородская республика вплоть до конца XV в. была самым крупным по площади государственным образованием в средневековой Европе. Помимо основной территории от Новгорода зависели многие отдаленные земли. Поступавшие в Новгород налоги и дань являлись одним из главных источников его богатства. Новгород являлся и одним из крупнейших культурных центров Средневековья. Избежавший татарского разгрома, он сохранил до наших дней множество замечательных памятников архитектуры, живописи, декоративно-прикладного искусства, письменности XI–XV вв.

Новгородский Кремль

По этапам развития Новгородского Кремля, который век за веком обогащался значительными военными и церковными строениями, можно изучать историю древнерусского зодчества. В наши дни архитектурно-художественный ансамбль Кремля получил широкую известность в качестве музея-заповедника. Помимо увлекательных экскурсий и музейных выставок Новгородский Кремль предлагает своим гостям принять участие в разнообразных фестивалях, фольклорных празднествах, научных проектах и образовательных программах.

Дата основания Новгородского Кремля, как и дата основания самого Великого Новгорода, давно оспаривается различными историками. Ранее, опираясь на Никоновскую летопись (16 век) и известную «Повесть временных лет» (12 век) было принято считать, что Новгород и, следовательно, новгородский детинец (предшественник Кремля) были основаны еще до призвания варягов на Русь. Таким образом, официальной датой основания Новгорода был провозглашен 859 год, но современные археологические исследования ставят под сомнение эту дату, поскольку при раскопках не было обнаружено культурного слоя, датированного 9 веком. Самым первым письменным упоминанием о существовании Новгорода является трактат «Об управлении империей», написанный в 949 году императором Византии Константином VII Багрянородным, упоминание же о новгородской крепости впервые появляется в отечественных летописях только в 1044 году. В этот период в Новгороде княжил Владимир Ярославович, по чьему приказу на месте бывшей резиденции варяжских правителей – Рюриковом городище – была выстроена крепость. Вместе со строительством деревянной крепости (детинца) началось сооружение Софийского собора, главного храма Великого Новгорода.

В 11-12 веках новгородский детинец перестраивался как минимум дважды: в 1065 году после захвата крепости половецким войском князя Всеслава Брячиславича и в 1116 году, когда детинец по приказу князя Мстислава Владимировича был восстановлен после пожара 1097 года. В 1136 году в Новгороде произошло восстание, завершившееся изгнанием князя Всеволода Мстиславича, и управление фактически перешло в руки вече – народного собрания городской общины. С этого момента детинец перестал выполнять функции княжеской резиденции и превратился в оплот власти Новгородской вечевой республики, которая просуществовала свыше трех веков. Большой властью и полномочиями светского правителя в годы республики обладали новгородские архиепископы, для которых на территории крепости был построен Владычный двор с храмами, жилыми палатами и хозяйственными сооружениями. При владыке (архиепископе) Василии в 1333 году началась замена деревянных строений, но полностью каменный облик Новгородский Кремль обрел лишь к 1430-м годам. Для строительства той эпохи использовались валуны и плиты из известняка, фрагменты стен из этих материалов сохранились в некоторых зданиях Кремля на Владычном дворе.

Масштабная перестройка Новгородского Кремля произошла в конце 15 века, когда вольная Новгородская республика была подчинена Московскому княжеству. Фактически это было строительство полностью нового Кремля, который взял от старой крепости лишь мощные фундаменты древних стен и план расположения оборонительных валов и рвов. Возведение новых краснокирпичных стен Новгородского Кремля началось в 1478 году, практически одновременно с подобным же строительством нового Московского Кремля. В Новгород, как и в Москву, по приглашению князя Ивана III Великого прибыли итальянские архитекторы и немецкие каменщики, которые создали новый для Руси той эпохи тип крепости, приспособленный к ведению боя с помощью артиллерии и огнестрельного оружия. На башнях Новгородского Кремля, покрытых высокими и островерхими шатровыми крышами, имелось несколько ярусов для размещения орудий разного калибра. Ядра, боеприпасы и орудия попадали на верхние ярусы башен с помощью подъемных механизмов. Вплоть до начала 18 века Новгородский Кремль играл важную роль в обороне рубежей Российского государства, после Нарвской битвы в 1701 году по приказу императора Петра I новгородская крепость была обновлена и усилена. И хотя шведское войско так и не дошло до Новгорода, зато в битве под Полтавой новгородский полк прославился своей отвагой. Спустя пару десятилетий, после изменения границ, Новгородский Кремль утратил статус оборонительной крепости, и даже гарнизон в нем был распущен. Но уже в 1729 году старинная крепость вновь вернулась в ряды военных объектов, призванных защищать северо-западную границу России.

Также интересно:  Санта-Мария-делле-Грацие, базилика "Тайной вечери"

Обороноспособность Новгородского Кремля поддерживалась с помощью регулярных небольших ремонтов, но в 1862 году на территории детинца были проведены более масштабные работы по благоустройству крепости, приуроченные к проведению в Новгороде праздника «Тысячелетие истории государства Российского». Помимо благоустройства детинца строителям пришлось срочно восстанавливать длинный участок стены у Дворцовой башни, который обрушился в мае 1862 года. В сентябре этого же года в Новгородском Кремле был открыт памятник Тысячелетию России, на торжественном открытии которого присутствовал император Александр II.

В годы Второй мировой войны оккупированный Новгород очень сильно пострадал от огня артиллерии и авианалетов. Эта печальная участь не минула и Кремль, на территории которого располагались немецкие казармы и наблюдательный пункт в башне Кокуй, с которой открывается прекрасный обзор на город и его окрестности. Длительная реставрация Новгородского Кремля началась после войны, восстановление исторического облика старинной крепости и поддержание надлежащей сохранности ее многочисленных строений осуществляется до сих пор. На территории Кремля проводятся археологические исследования, в ходе которых найдено немало ценных экспонатов, составивших ядро нескольких экспозиций музея-заповедника. Архитектурно-художественная ценность ансамбля Новгородского Кремля была подтверждена включением его в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В комплексе строений, возникших на территории Новгородского Кремля в разные века и при разных правителях, современные туристы могут обнаружить удивительные памятники церковной, гражданской и военной архитектуры. Ранее новгородский детинец защищали 12 башен, приспособленные для пушек и крепостных пищалей, но с 15 века до наших дней уцелело только 9 башен Кремля, часть из которых сейчас доступна к посещению. Самая высокая башня крепости – 38-метровая башня Кокуй – расположена на юго-западе детинца. В 17 веке она была увеличена на пять ярусов и стала выполнять функции дозорного строения. В наши дни смотровая площадка башни Кокуй с установленными здесь мощными телескопами пользуется огромной популярностью у посетителей Новгородского Кремля, кроме этого в башне расположены экспонаты выставки «Башни и стены Кремля».

В стройной Дворцовой башне Новгородского Кремля, которая прошла путь от военно-оборонительного сооружения до здания, хранящего судебные и казначейские архивы, представлена интересная инсталляция, посвященная нескольким крупным битвам новгородцев в 12-17 веках. В рамках этой инсталляции можно увидеть доспехи и оружие русских воинов прошлых эпох, а также узнать немало интересных фактов из военной истории Новгородского Кремля. Нижний ярус Дворцовой башни занимает не менее интересная интерактивная вставка, предлагающая всем окунуться в опасный мир фальшивомонетчиков. Здесь представлены методы, использовавшиеся фальшивомонетчиками с раннего средневековья до современности, а также показаны виды наказаний, которыми государство карало за фальшивомонетничество в ту или иную эпоху.

В соборе частично сохранились древние росписи и старинные иконостасы, а также следует обратить внимание на Западные врата храма. В 12 веке эти бронзовые двери были выполнены немецкими мастерами из Магдебурга, а в Новгород они попали в качестве военного трофея после одной из битв новгородцев со шведами.

Софийский собор, древнейший каменный храм России

На территории Новгородского Кремля, который долгое время обустраивался архиепископами, сохранилось много храмов и соборов. Самым древним каменным собором не только Новгорода, но и всей России является Софийский собор, выстроенный еще при князе Владимире Ярославовиче в 1045–1050 гг. Белоснежное здание собора было не просто храмом, здесь находилась городская казна, составлялась летопись Новгорода, хранились редкие книги и даже осуществлялся прием иностранных послов. Софийский собор в годы советской власти был отдан под экспозиции музея атеизма, но с 1991 года он вновь действующий храм, а также доступен для экскурсий.

Также интересно:  Пещерный монастырь Вардзиа, памятник грузинского зодчества

По свидетельству Новгородской I летописи собор Св. Софии был заложен «повелением князя Ярослава» (Мудрого) его сыном князем Владимиром Ярославичем и архиепископом Лукой Жидятой в 1045 г. До той поры каменного строительства в Новгороде не велось, и строительная артель была вызвана из Киева. Пять лет спустя постройка была закончена.

Сложенный из глыб дикого камня – плитняка и ракушечника, скрепленных цементным раствором с примесью мелкотолченого кирпича, Софийский собор до середины XII в. не был оштукатурен и возвышался в кольце крепостных стен с суровой простотой и монументальностью. В кладке собора очень много необработанного камня – такой способ кладки, неизвестный на юге Руси, широко распространен в Скандинавии и у западных славян. Стены Софийского собора достигают в толщину 1,23 м.

За свою многовековую историю Софийский собор неоднократно подвергался перестройкам и реставрациям, существенно изменившим его первоначальный облик. Сначала собор окружали открытые галереи – элемент, принесенный с юга киевскими мастерами и оказавшийся в условиях севера нефункциональным. Очень скоро эти галереи заложили, и фасады Софии приобрели иной облик – более «северный» и более суровый. С восточной стороны галереи завершались двумя небольшими храмами-приделами: северная галерея – приделом Св. Евангелиста Иоанна, а южная – приделом Рождества Богоматери, над которым располагалась ризница. Здесь хранились церковные ценности тончайшей ювелирной работы. В 1570 г. опричники Ивана Грозного разграбили ризницу Софийского собора, захватили драгоценную утварь, иконы, ризы, колокола, выломали древние Корсунские врата.

К юго-западному углу храма примыкает прямоугольная башня, увенчанная куполом. В ее толще находится лестница, ведущая на хоры. Некогда здесь имелись хорошо замаскированные тайники, скрывавшие казну Новгородской республики, ее архиепископов и знатных купеческих фамилий.

Среди реликвий Софийского собора – всемирно известные Сигтунские (Корсунские) врата, редчайший образец западноевропейского художественного литья XII в. Эти врата попали в Новгород в качестве военного трофея из взятой новгородцами шведской столицы Сигтуны и были принесены в дар Св. Софии. Но изготовлены они были не в Швеции, а в Германии, в городе Магдебурге, о чем говорит, в частности, изображение на вратах магдебургского епископа Вихмана.

Створы ворот состоят из бронзовых пластин с рельефными изображениями – композициями на темы Ветхого и Нового Завета, фигурами-символами. Над изображениями вырезаны поясняющие их надписи на латинском языке, а под ними – русский перевод. В самой нижней части находятся фигурки литейщиков, изготовлявших врата, – Риквина и Вайсмута, с простодушной надписью: «Риквин меня сделал». Сюда же поместил свое бронзовое изображение «Мастер Авраам» – новгородский литейщик, собравший и дополнивший врата после доставки их в Новгород.

В своем нынешнем виде интерьер Софийского собора, как и его внешний облик, сегодня весьма далек от первоначального. Потускневшие росписи словно впитывают скудный, пробивающийся из-под недосягаемо высокого купола свет. Иконостас с иконами XIV–XVI вв., установленный позднее, нарушает единство внутреннего пространства. В древности на его месте было невысокая деревянная алтарная преграда – темплон – и интерьер собора выглядел более цельным.

Другие архитектурные памятники Великого Новгорода

Одним из самых прославленных памятников Новгорода является церковь Спаса-Преображения на Ильиной улице, построенная в 1374 г. Это одна из самых красивых новгородских церквей. Небольшой и стройный храм кажется не выстроенным, а любовно вылепленным руками мастеров.

Фасады храма необычны для традиционно сдержанной новгородской архитектуры. Они богато украшены декоративными деталями – разнообразными крестами, нишами, окнами, наружными фресками. Особенно пышно украшен главный – южный – фасад. Всевозможные впадины, фигурные розетки и разнообразные по форме бровки над окнами в сочетании со слегка утопленным порталом и выложенными в кладке символическими крестами создают причудливую игру света и тени на стенах храма. И это не утонченное убранство, так присущее великокняжеским владимирским храмам, а грубоватый, дышащий простотой и силой наряд, свойственный народному искусству. Но при этом облик церкви остается ясным и простым.

Также интересно:  Село-призрак Гамсутль, цитадель имама Шамиля

В 1378 г. на средства боярина Василия Даниловича и жителей Ильиной улицы храм был расписан знаменитым Феофаном Греком. Это единственная из более чем сорока росписей знаменитого византийского мастера, сохранившаяся до наших дней. Спасскую церковь Феофан Грек расписывал, уже находясь в зените своего мастерства. Созданные им росписи церкви Спаса на Ильине занимают совершенно исключительное место среди памятников древнерусской живописи.

Еще одним широко известным памятником средневекового Новгорода является церковь Спаса на Нередице. Она была построена летом 1198 г. и при крайне скромных размерах воспринимается как весьма внушительное и монументальное сооружение.

В 1199 г. церковь Спаса на Нередице была расписана фресками целиком: стены, своды, столбы, арки, купол – все было покрыто сплошным ковром живописи. По целостности ансамбля, сохранности и художественной ценности эти росписи представляли собой явление, выходящее далеко за рамки отечественного искусства и имеющее мировое значение. Изучение фресок Нередицы началось только в 1910-е гг. А в 1941 г. всемирно известный памятник погиб. Оказавшись на линии фронта, церковь попала под огонь артиллерии и была обращена в руины. От здания уцелело около 40 %, от фресок – ничтожные фрагменты.

Неподалеку отсюда, на высоком холме над Волховцем, некогда стоял древний Ковалевский монастырь. Его главный храм – церковь Спаса на Ковалеве – была выстроена в 1345 г. новгородским боярином Онцифором Жабиным. В 1380 г. храм был расписан всего за один летний сезон на средства боярина Афанасия Степановича и его жены Марии. Общая площадь росписей составляла около 450 кв. м. Фрески Спаса на Ковалеве, замечательные по своим художественным достоинствам, представляли собой одно из самых своеобразных явлений русского искусства XIV столетия.

На северной оконечности Торговой стороны древнего Новгорода, на берегу Волхова, белеют здания древнего Антониева монастыря. Он был заложен в 1106 г. Монастырский собор Рождества Богородицы (1117 г.) сильно искажен позднейшими пристройками и переделками. Пробиты новые широкие окна, на старые барабаны поставлены огромные луковичные главы.

Следы серьезных переделок несет и интерьер: устроены арки в северной и южной стенах, заново выложен пол, переделаны хоры, собор расписан живописью XIX в. В алтарной части сохранились фрагменты росписи 1125 г., посвященные эпизодам земной жизни Богородицы. По своему стилю росписи Антониева монастыря занимают совершенно обособленное место среди новгородских росписей XII в. Они явно связаны с традициями западноевропейской, романской живописи; в их манере и характере стенописи очень мало византийских черт.

Юрьев монастырь – самый крупный из новгородских монастырей. Его постройки, возвышающиеся посреди широкой волховской поймы, видны за многие версты. Впервые в летописях Юрьев монастырь упоминается под 1119 г., но есть все основания полагать, что основан он был гораздо раньше. С первых лет своего существования монастырь играл выдающуюся роль в церковной, политической и культурной жизни города. В монастыре велась княжеская летопись, а монастырский Георгиевский собор на протяжении нескольких столетий являлся княжеской усыпальницей.

В 1119 г. князь Всеволод Мстиславич заложил в Юрьевом монастыре каменный Георгиевский собор. По своим масштабам он уступает только Софии Новгородской. Это одно из самых замечательных свершений древнерусской архитектуры, настоящее олицетворение богатого и сильного Новгорода XII в. Строителем его был мастер Петр, с именем которого связывают и другие постройки в Новгороде. В облике Георгиевского собора есть та особая стать, которую можно встретить только в новгородской архитектуре. Внутри храма совершенно нет ощущения тесноты, которая дает о себе знать в Софийском соборе. Собор грандиозен и снаружи, и внутри.

Древняя фресковая живопись Георгиевского собора была почти полностью сбита со стен при ремонте собора в начале XIX в. Многочисленные фрагменты этой росписи были обнаружены во время реставрации 1933–1936 гг. Эта живопись, исполненная, скорее всего, сразу после постройки собора, несет в себе киевские художественные традиции.

Россия, карта расположения Новгорода

 

Похожие статьи

Добавить комментарий