Никко — небольшой городок (20 тыс. жителей), расположенный в 130 км к северо-востоку от Токио, и одновременно — известный национальный природный парк, занимающий огромную территорию (1402 тыс. кв. км) и отличающийся неповторимыми ландшафтами и пейзажами. Это горная страна с величественной снежной вершиной Нантайсан и озером Тюдзэндзи, из которого берет свое начало водопад Кэгон.
Достопримечательности Никко: Священный мост Синкё
Свою известность Никко приобрел еще в VIII веке, когда здесь обосновался монах Сёдо (735-817) — сторонник аскетических путей совершенствования духа. Тогда этот район еще оставался уголком дикой неосвоенной природы, и монаху потребовалось немало сил и упорства, чтобы подыскать достойное место для будущего храма.
Заметив на вершине горы Нантайсан (Nantaisan) пятицветные облака, монах воспринял это как указание богов. Но путь к вершине ему преградила бурная горная река Дайягава (Daiyagawa). Сёдо обратился за помощью к богам, и те прислали монаху двух священных змей — красную и синюю, которые, сплетясь над водой, образовали мост, ведущий на другой берег.
Трудно сказать, насколько эта легенда отражает действительную историю, но первый настоящий мост был построен здесь лишь в 1636 году, когда в этих местах уже полным ходом шло строительство культовых сооружений, связанных с увековечиванием памяти Иэясу Токугавы (Ieyasu Tokugawa) — одной из ярчайших фигур японской истории. Мост получил название Синкё (Shinkyo) — Священный мост в память о чуде с монахом Сёдо. Это сооружение представляет собой деревянный, выкрашенный в красный цвет горбатый мостик 28 м в длину и 7 в ширину, опирающийся на два каменных основания в виде арок прихрамовых ворот (тории).
Сохранить его со времен средневековья в неприкосновенности не удалось. В самом начале XX века вздувшаяся после продолжительных дождей Дайягава снесла мост, но его вскоре восстановили, сохранив прежний облик. Сначала Священным мостом могли пользоваться лишь родственники похороненного здесь великого сёгуна и специальные посланники от императора. После окончания Второй мировой войны правила смягчились, и по доскам Синкё зашаркали подошвы простых японцев, но лишь в дни специальных храмовых праздников, когда через реку по мосту стали переправляться пышные процессии. А в обычные дни воспользоваться мостом можно за плату.
У выхода с моста приезжих встречает памятник князю Масацуна Мацудайре (Masatsuna Matsudaira), чьими усилиями воздвигнут храмовый комплекс и посажены тянущиеся на 40 км великолепные аллеи криптомерий, сохранившиеся до наших дней. Отсюда каменные ступени поведут приезжего к вершине холма, где воздвигнуты известные всему миру храмы.
На склонах высоких холмов и на вершинах гор здесь в течение столетий создавались многочисленные буддийские храмы и синтоистские святыни, благодаря которым это место было включено в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь же находится усыпальница великого сёгуна — Токугава Иэясу — и посвященный его памяти храмовый комплекс Тосёгу.
Святилище Тосёгу, некрополь сёгунов
Святилище Тосёгу — место упокоения великого полководца и государственного деятеля, сёгуна Иэясу Токугавы (1543-1616), сумевшего на рубеже XVII века не только захватить высшую власть в Японии, но и положить конец истощавшим страну кровавым междоусобицам. Немало усилий пришлось приложить сёгуну, чтобы обескровить рвущихся к власти крупных феодалов-даймё. И его желание иметь пышную усыпальницу в Никко, как утверждают, было продиктовано не столько любовью к роскоши, сколько заботой о том, как и после смерти не позволить местным князьям сбросить с себя узду центральной власти.
По воле умиравшего сёгуна все даймё были обязаны принять самое активное участие в строительстве усыпальницы Иэясу. Легенда гласит, что работы по возведению мемориального комплекса продолжались два десятилетия.
На самом деле стройка шла всего 17 месяцев (с ноября 1634 г. по апрель 1636 г.). Ежедневно в работах по возведению комплекса было занято около 9 тысяч человек, а на все потребовалось 4 541 230 человеко-дней. Лучшие художники и ремесленники были собраны со всей страны.
Чтобы попасть на территорию мемориала, надо пройти под гранитными воротами высотой в 9 метров. Сразу у входа возвышается пятиярусная пагода, украшенная семейным гербом Токугавы (три листа мальвы) и знаками Зодиака. Каждый из ярусов символизирует один из основных элементов бытия — ветер, воду, землю, огонь и небо.
С третьего этажа на канатах свисает огромное бревно, маятниковые колебания которого во время землетрясений и штормов позволяют 35-метровой башне сохранять устойчивость. Рядом со стеной лежит огромный валун, именуемый Глупым камнем. Столь уничижительное название он получил потому, что строители так и не сообразили, каким образом применить его к делу.
Далее дорога проходит под Внешними воротами Нёмон (Nyomon), охраняемыми фигурами двух Царей-Дэвов.
Она ведет мимо древних складских помещений, где хранится праздничный реквизит для ежегодных торжественных шествий, проводимых 18 мая и 17 октября, и единственного не покрытого лаком здания в пределах Тосёгу — Священной конюшни.
В синтоистских храмах обычно содержалась лошадь, на которой «ездило» божество. Художественное оформление стен этого, казалось бы, сугубо служебного здания никого не оставляет равнодушным.
Дело в том, что в средневековой Японии считалось, что обезьяны способны охранить лошадей от заболеваний. Поэтому стены Священной конюшни богато декорированы резьбой по дереву на темы различных событий из жизни обезьян, но весьма назидательных для людей. На одной из панелей изображены три мартышки в характерной позе — «не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла».
Далее паломники проходят под вторыми воротами, выполненными из бронзы. Их высота — 6 метров. Основания двух колонн выполнены в виде лепестков лотоса. Здесь следует омыть руки и прополоскать рты водой из священного источника в знак ритуального очищения от мирской скверны.
Рядом с источником находится Священная библиотека, где в крутящемся книжном шкафу хранились тысячи томов буддийских сутр.
Поистине уникальное сооружение в Тосёгу, на изучение которого можно потратить немало времени, Ёмэймон (Yomeimon — Ворота Солнечного света).
Недаром у ворот есть и второе название — Хигурасиномон (Higurashinomon — Ворота сумерек): посетители могут задержаться на целый день, пока не спохватятся, что наступили сумерки. Здесь шедевры одного вида изобразительного искусства накладываются на поразительные достижения другого.
Великолепное с точки зрения архитектуры, оно не менее изумляет своим внешним декором. Мастера оживили стены более чем 300 изображениями львов и тигров, киринов и драконов, а также китайских мудрецов, перемежаемыми замысловатыми геометрическими узорами.
Работа резчиков была столь восхитительной, что одна из задних колонн намеренно украшена резьбой, выполненной как бы вверх ногами. Это не ошибка. Мастера хотели, чтобы их работой могли полюбоваться сами боги с небес. Ёмэймон считается национальным сокровищем.
Раньше посетителям более низких рангов было дозволено приближаться к святилищу только до ворот Ёмэймон. Далее допускались лишь знатные паломники, оставившие у ворот свое оружие.
Чтобы попасть в сам храм, нужно пройти еще под одними воротами — Карамон (Karamon — Китайские ворота), столь же пышно изукрашенными изображениями цветов и драконов. Тут придется снять обувь (это обязательное условие для посетителей храма) и воздержаться от фотографирования.
Спустившись и поднявшись по нескольким ступенькам и пройдя длинным коридором, вы окажетесь перед входом в Хондэн (Honden — Основной зал святилища). Его двери обычно закрыты для посетителей, ведь там расположен алтарь Гокудэн (Gokuden), где покоятся обожествленные духи великих государственных деятелей Японии Иэясу Токугавы, Хидэёси Тоётоми (Hideyoshi Toyotomi) и Ёритомо Минамото (Yoritomo Minamoto), сыгравших важные роли в становлении японского государства.
Духи Хидэёси и Минамото, хотя и считаются в синтоистском пантеоне менее значительными божествами, были «переселены» в святилище, чтобы сопровождать основное божество (сказывается влияние буддийского образа-триады). Комнату может открывать только верховный жрец по случаю религиозной церемонии. Здесь собрано немало шедевров изобразительного искусства, выполненных выдающимися мастерами страны.
Святилище низким проходом соединено с молельней. На ее ступеньках стоят пять подносов с едой и две бутылки рисового вина сакэ. Их священники каждое утро приносят для Иэясу, а вечером уносят.
О нежелательности любых внешних раздражителей, способных нарушить покой божественных духов, свидетельствует и изображение спящей кошки (Nemurineko) над боковым проходом. Хотя животное и погружено в дрему среди цветущих пионов, это не мешает ему свято выполнять свои обязанности — в храме никогда не отмечалось появления мышей. Как утверждают, авторство этого барельефа принадлежит известному японскому скульптору Дзингоро Хидари (Jingoro Hidari). Его настоящая фамилия была Итами. Но прозвище Хидари (левый) он получил якобы после того, как один из конкурентов из зависти отрубил мастеру правую руку. Поэтому спящую кошку для храма Тосёгу мастер изваял левой рукой. Впрочем, и сам скульптор, и случавшиеся с ним истории скорее мифологичны.
Выйдя во двор, поднявшись по 200 каменным ступеням и пройдя несколько ворот, вы окажетесь перед небольшой, выполненной из бронзы пагодой Ходо (Hodo). Именно здесь хранится прах Иэясу Токугавы. Возможно, вам бросится в глаза, что могила выдающегося воина и государственного деятеля украшена гораздо скромнее, нежели Хондэн, где покоится его дух. В этом нет ничего странного. Дух умершего становится «ками» — божеством, а могила — лишь место погребения праха смертного человека.
Завершив свой земной путь, Иэясу Токугава получил пышное посмертное имя — Тосё Дайгонгэн (Великая реинкарнация Будды Якуси-Нёрай, освещающая Восток). Соответственно, и архитектурный стиль, в котором были выполнены храм и мавзолей в Никко, с тех пор называется гонгэн-дзукури.
Последующие сёгуны клана Токугава ввели в традицию ежегодное паломничество в сопровождении многочисленной свиты к могиле своего доблестного предка, точно так же, как члены Императорского дома издревле посещают храм Исэ, посвященный их прародительнице, богине Солнца Аматэрасу.
Позднее местные даймё стали воздвигать в своих владениях миниатюрные храмы и мавзолеи памяти славного сёгуна, также получавшие название Тосёгу. Всего их было построено по всей стране более ста. 18 мая и 17 октября во всех Тосёгу отмечаются храмовые праздники с впечатляющими парадами сотен людей, одетых в наряды самураев и даймё времен сёгуната.
К Тосёгу ведет дорога Омотэсандо (Omotesando). Не доходя до ворот святилища можно посетить храм Риннодзи (Rinnoji), принадлежащий буддийской секте Тэндайсю.
Храм Риннодзи
Храм Риннодзи — одна из главных достопримечательностей Никко. Он основан монахом Сёдо Сонином, который проповедовал буддизм в Никко в VIII в.
Первый храм, основанный в Никко Седо Сенином в 766 г, первоначально назывался Сихонрюдзи. Став в XVII в. храмом секты Тэндай, он получил новое имя, Риннодзи. В прошлом настоятелями этого храма становились лишь мужчины, принадлежавшие к императорской семье. Перед храмом стоит курильница с благовониями. Считается, что дым помогает излечиться от болезней, отводит напасти.
Основной зал Санбуцудо («Зал трех Будд») считается самым масштабным деревянным сооружением. Он содержит в центре три позолоченных изображения Будды Амида-Нерай (божество прощения), Сэндзю-Каннон («Каннон с тысячью рук»), божество справедливости и милосердия и Бато-Каннон («Каннон с головой лошади»), покровительствующее животным.
Высота скульптур составляет 3 м, восседают они на лепестках лотоса. Позади зала находится Соринто, являющийся символом мира бронзовый столп (1643 г.) с девятью кольцами, в котором находятся 1000 буддийских сутр. Хоть Риннодзи и считается формально буддистским, поклоняются здесь тем же божествам гор Нантай, Нехо, и Таро, что и в прилегающем синтоистском святилище Футарасан.
Другие буддийские реликвии находятся в залах Хоккэдо и Дзегедо, соединенных коридором. Напротив «Зала трех Будд» находится сокровищница храма с буддистскими экспонатами и предметами, связанными с Токугава и эпохой Эдо.
Позади нее находится Соеэн (Shoyoen), пейзажный сад XIX в. в стиле времен Эдо. Сад был разработан так, чтобы быть похожим на озеро Бива и окружающие его пейзажи в префектуре Сига, известной как «Восемь видов Оми». В самом конце зимы здесь первыми зацветают японские сливы, а в середине апреля сливу сменяет цветущая сакура.
Именно около храма Риннодзи, зацветает особый, редкий вид сакуры – «конгосакура». Их цветы имеют своеобразный золотистый оттенок. В середине сада находится пруд, в котором содержат императорских карпов. Сад украшают каменные фонари, мосты, бамбуковые заборы, пагода и небольшой чайный домик.
Храм Дайюинбё
В нескольких минутах ходьбы от могилы Иэясу Токугавы расположен храм Дайюинбё (Daiyuinbyo) с мавзолеем его внука Иэмицу (Iemitsu). В отличие от Иэясу, внука не обожествляли в синтоистском пантеоне, поэтому мавзолей не называют святилищем. Он несколько скромнее по масштабам, но выполнен в том же стиле гонгэн-дзукури, пышно декорирован золотом, резьбой по дереву, скульптурными изображениями.
Хотя Дайюинбё — храм синтоистский, в нем легко можно обнаружить присутствие богов и символов буддийского пантеона. В декоре преобладают китайские мотивы — с киринами, львами, тиграми, драконами и цветами.
Храм Футарасан
Осмотр храмового комплекса в Никко можно закончить знакомством с храмом Футарасан дзиндзя (Futarasan Jinja). Это самое старое здание в Никко, построенное в 1617 году. Долгие годы храм принадлежал секте Сюгэндо, искавшей пути спасения души в аскетизме горных отшельников. Со временем храм разросся, и его отдельные сооружения были разбросаны по окрестностям Никко.
В дни праздника Яёи мацури (13-17 апреля) на территории Футарасан дзиндзя проводятся представления ритуальных танцев кагура. Но при желании любой паломник может заказать исполнение танца кагура и в другие дни за умеренную плату. Святилище Футарасан отражает идею синтоистского поклонения природе.