Святые места Тибета, часть 11: Нечунг, монастырь тибетского оракула в Лхасе

Монастырь Нечунг (тиб.: གནས་ཆུང་དགོན་ gnas chung dgon или གནས་ཆུང་གྲྭ་ཚང་ gnas chung graw tshang, кит.: 乃琼寺 nai qiong si), расположенный в 10 минутах ходьбы от монастыря Дрепунг, малоизвестен в среде туристов, об этой достопримечательности Китая редко пишут в путеводителях.  Однако это важнейший монастырь Тибета, который является обителью дхармапалы (защитника Учения) Гьялпо Пехара (རྒྱལ་པོ་དཔེ་ཧར་ rgyal po dpe har), а также резиденцией государственного оракула Тибета вплоть до 1959 года (в наст. время гос. оракул находится в Индии). 

Государственный оракул Тибета имеет связь с духом Дордже Дракден – одной из эманаций Пехара, которая является божеством-хранителем и личным покровителем всех Далай-лам. Оракулы были медиумами, передающими вслух слова и указания божеств, почитаемых в Тибетском буддизме, и через них этим божествам задавались вопросы.

Оракулы Нечунга общались с Дордже Дракденом, духом-защитником буддистского государства, и ни одно из важных государственных решений, Далай Лама никогда не принимал, прежде не посоветовавшись с ним через Оракула.

Пехар принадлежит к классу духов-защитников Гьялпо и является их предводителем. До прихода и распространения буддизма в Тибете, Пехар, будучи духом религии бон, обитал недалеко от озера Кукунор. Когда Падмасамбхава прибыл в Тибет в 8 веке, он укротил все пять форм Пехара, переименовав их в духов Гьялпо и сделав Пехара не только главным из защитников тибетского буддизма, а также хранителем Самье – первого буддийского монастыря в Тибете, расположенного в долине реки Ярлунг Цангпо.

Первой обителью Пехара был храм Пелхарлинг в монастыре Самье. Второй обителью стал реликварий из буддийских ступ, известный под названием Цел Гунгтанг (тиб.: འཚལ་གུང་ཐང་ ‘tshal gungthang) близ Лхасы. Это место в начале 12 века основал Юдракпа Цондру Дракпа, известный под именем Лама Чжанг. Но Пехар в этом месте не прижился, принося постоянные разрушения и беспокойства.

Тогда Лама Чжанг поместил Пехара в шкатулку и выбросил в реку Кичу. Спустя некоторое время шкатулка была извлечена из реки на западе от Лхасы близ монастыря Дрепунг. Пехар выпрыгнул из шкатулки, принял форму голубя, улетел в небо и сел на дерево неподалеку, где и решил остаться. Тогда на этом месте начали строительство храма Нечунг.

Самый первый храм Нечунга был построен в 12 веке. С тех пор Пехар там и обитал, периодически покидая свое дерево и давая различного рода предсказания через свою эманацию в виде Дордже Дракдена. Это дерево и по сей день находится внутри монастыря Нечунг в храме, расположенном слева от входа, где хранится статуя Пехара и фотография оракула.

Изначально храм Нечунг принадлежал к школе ньингма, но впоследствии стал более тесно связан с гелугпинским монастырем Дрепунг, а также с Пятым Далай Ламой Лобсангом Гьятцо. Основной задачей Пехара было предсказывать различного рода события и устранять всяческие препятствия. Каждый год в 24-ый лунный день первого лунного месяца по тибетскому календару, во время Великого Молитвенного Фестиваля Монлам Ченмо, Пехар покидал монастырь Нечунг и отправлялся через площадь Баркхор в монастырь Меру. Проходя мимо храма Джокханг по площади Баркхор, он показывался народу, тем самым, отгоняя злых духов и устраняя препятствия на год вперед.

В 1904 году Пехар не смог предсказать вторжение в Тибет британской экспедиции под руководством Ф. Янгхазбенда, чем вызвал недовольство Далай ламы XIII, который отказался от дальнейшего взаимодействия с Пехаром. В 1930 году появился новый 12-ый по счету медиум Пехара и государственный оракул по имени Лобсанг Джигме, который подтвердил новое перерождение Далай ламы в 1937 году. Он также давал советы Далай ламе XIV касательно политических и религиозных дел.

Также интересно:  Циюньшань, священные даосские "горы, равные облакам"

В 1959 году Пехар вместе с Далай ламой XIV  бежали в Индию, где Лобсанг Джигме прожил до 1984 года. В 1987 году был найден и опознан новый медиум Пехара по имени Туптен Нгодруп, родившийся в Тибете в 1958 году. Он с родителями приехали из Тибета в Индию, где достопочтимый Туптен Нгодруп взошел на трон государственного оракула Нечунга в 1988 году. 

Все храмы монастыря Нечунг не пострадали во время культурной революции за исключением некоторых украшений и позолоченных крыш. В монастырский дворик есть три входа, но южный вход сейчас всегда закрыт. Говорят, что Дордже Шугден, божество-защитник, обратившейся против Далай ламы и школы гелуг, караулит монастырь Нечунг, готовый в любой момент зайти внутри и занять место Пехара.

У входа в монастырь установлены два флагштока — тарпоче. Перед входом главный павильон стоят две печи для разжигания благовоний и два охраняющих льва.

На первом этаже монастыря Нечунг расположены три храма: в западном находится дерево Пехара, на которое он сел, приняв форму голубя; в центральном – статуя Будды Шакьямуни, в восточном – защитница Палден Лхамо. На втором этаже находятся два храма: комната Далай лам для проведения собраний и аудиенций, где расположены изображения ламы Цонкапы,  Пятого Далай ламы, Будды Шакьямуни, Будды Майтрейи и Авалокитешвары; во втором храме – лама Цонкапа с его основными учениками, Будда Шакьямуни, Авалокитешвара и Богиня Тара. На третьем этаже расположен один храм с большой статуи Падмасамбхавы в форме Нангси Зилнона.

Монастырь знаменит своими впечатляющими фресками, изображающими помимо многочисленных божеств и духов картины буддийского ада.

Китай, карта расположения монастыря Нечунг

 

Похожие статьи

Добавить комментарий