Мертвое сердце Азии: «Запретное королевство» Мустанг

Священная древняя земля буддизма, Мустанг расположился на северо-западе современного Непала в верховьях реки Кали-Гандаки севернее горных массивов Аннапурны и Дхаулагири, на границе с Тибетом. Мустанг разделен географически на две части — нижнюю с центром в Джомсоме, и Верхний Мустанг — обособленную территорию, ранее бывшую независимым королевством Мустанг, или Ло, связанным языком и культурой с Тибетом, с которым Мустанг граничит.

До 2008 года династия королей (гьялпо) правила в королевстве Ло, и столицей королевских владений являлся город Ло-Мантанг. Однако сейчас королевская власть здесь остается чисто номинально, так как несколько лет назад король Джигма Палбар Биста, проживающий в Верхнем Мустанге, согласился с решением страны упразднить монаршую власть, оставив ее лишь в виде памятника истории и древней культуры.

Последний король Мустанга

До 1991 года «Запретное королевство» Мустанг было закрыто для посещения туристов, сегодня же путешественники могут, получив специальное разрешение непальских властей, стоимостью около 50 долларов США за сутки пребывания, попасть на территорию древнего королевства, прозванного в народе «мертвым сердцем Азии».

Мустанг, история древнего королевства

Мустанг был основан в 15 веке тибетским военачальником Аме Палом, провозгласившим себя первым королем буддийского государства. В период расцвета территория Мустанга была существенно больше и захватывала ещё часть современного Тибета. В XV—XVI веках столица королевства Ло-Мантанг был на основной торговой тропе между Индией и Тибетом, и считался чуть ли не вторым по значению торговым центром в Тибете, так как через Мустанг проходила торговля солью.

Поля были очень плодородны и на пастбищах паслись огромные стада. Монастыри Мустанга были очень активны и пользовались широкой известностью, в них до сих пор сохранилось множество древних книг и рукописей. В настоящее время Мустанг потерял своё значение, потому что торговый путь» между Непалом и Тибетом стала пролегать по построенной сравнительно недавно «Дороге Дружбы». Мустанг обеднел, оказалось, что немногочисленное население не в силах себя прокормить. Значительная часть населения Мустанга в определённые сезоны спускается вдоль реки вниз вглубь территории Непала.

Как повествуют легенды, буддизм на землю Мустанга пришел благодаря великому Гуру Ринпоче, вытеснив и частично ассимилировав древнюю добуддийскую религию Бон. Философия Бон связана с анимизмом и шаманизмом и представляет собой сложную мистическую систему взаимоотношений человека, духов и природных стихий. Появившиеся в незапамятные времена, обряды религии Бон были призваны задобрить природных духов, которые существовали в окружающем человека мире. Существовали как злые духи, так и добрые существа, которых отождествляли с богами. Влияли на духов люди по-разному: устанавливали ступы или гомпы, шептали мантры, пели песни, проводили медитативные практики.

Гуру Ринпоче (Падмасамбхава)

По особым датам проводились фестивали с ритуальным танцем – цам, когда танцоры облачались в маски и костюмы, выполняли особые движения, изображая духов. Такой танец предназначался для изгнания демонов и воцарения счастья. И так же, как происходила смена языческих верований на христианские в европейских странах, религия Бон слилась с буддизмом, передав ему многие обычаи и обряды, и образовала уникальное направление — тибетский буддизм (тантрический буддизм, ваджраяна), распространившийся не только на Тибете, в Мустанге и дзонгах Бутана, но и в северной Индии в таких признанных центрах тибетского буддизма, как Дхарамсала и Ревалсар, а также в Дарджилинге, Сиккиме, Ладакхе и труднодоступной долине Таванг. Часть же тибетских буддистов осела в индийском штате Карнатака, образовав уникальное поселение «Малый Тибет». И не случайно именно в Тибете появился такой необычный и шокирующий обряд, как джха-тор, или «раздача милостыни птицам».

Также интересно:  Святые места Тибета, часть 15: Шалу, монастырь буддийских экстрасенсов

Путешествие в Мустанг, «затерянный мир» Азии

Дорога в затерянное королевство начинается в крупнейшем населенном пункте нижнего Мустанга Джомсоме, высокогорном селении в районе горного массива Аннапурны. Путешественники сюда прибывают из Покхары на самолетах, автобусах или арендованных джипах. Территория нижнего Мустанга открыта для туристов, но чтобы попасть в Верхний требуется купить тур у непальского турагентства и оформить пермит (разрешение на треккинг), так как независимый треккинг в бывшее королевство Ло запрещен правительством Непала в целях сохранения традиций самобытного региона.

Ветровые молитвенные барабаны

Джомсом расположен на высоте около 3000 метров у подножия горы Нилгири (7061 м.). Отсюда можно сразу отправиться по руслу реки Кали Гандаки в приграничную с Верхним Мустангом деревню Кагбени, либо ознакомиться с священной у буддистов и индуистов долиной Муктинатх и идти далее в Верхний Мустанг через перевал Гью-Ла. Природа и животный мир нижнего Мустанга отличается от высокогорного региона – растительность тут намного богаче, климат – мягче и больше возможностей заниматься земледелием и скотоводством.

Повсеместно разбросаны гест-хаусы или гостевые домики с примитивными условиями для проживания, но вполне достаточными для удовлетворения потребности в крове и пище, среди которых особо можно выделить расположенный в Кагбени местный «Макдональдс» — отель и ресторан Як Дональдс.

Очаровательная аутентичная деревня Кагбени — «камень у слияния двух рек» — находится в долине реки Кали Гандаки на высоте около 2850 м. над уровнем моря. Деревня расположена у места впадения реки Джонг-Кхола в Кали Гандаки, это место является священным у индуистов. Джонг-Кхола стекает из Муктинатха — важного места паломничества. Эта святыня является одной из восьми главных вайшнавских святынь, здесь в начале 19 века индуисты освятили храм Вишну и назвали его Муктинатх — Господь Освобождения.

Дома с плоскими крышами, на которых сушат сено и хворост на зиму, стоят в Кагбени в окружении полей кукурузы, ячменя, картофеля и прочих неприхотливых культур. Благодаря своим средневековым улицам весь городок представляет собой одну большую достопримечательность.

Особо стоит отметить глиняные скульптуры Кхени — пожирателей духов, женскую с бусами и мужскую, держащую наготове свое самое страшное оружие (что весьма напоминает скульптурные и живописные композиции в городе Пунакха в Бутане).

В Кагбени, как и в Верхнем Мустанге, множество церквей и буддийских святынь, самую известную из которых можно узнать по красным стенам — это основанный в 1429 году монастырь Каг-Чоде-Туптен-Сампхел-Линг (линия Сакья тибетского буддизма) — ориентир границы нижнего Мустанга и ворот в королевство Ло, чей пустынный пейзаж простирается перед туристом до горизонта.

Также интересно:  Меса-Верде, скальные жилища анасази

Запретное королевство Мустанг находится на высокогорном каменистом плато, изрезанном горными речушками. Растительности здесь очень мало, в основном голые камни и пустыня. Местные жители разводят дойных мулов и лошадей, земледелие весьма скудное. Сразу за Кагбени начинаются нереальные, фантасмагорические виды. Причудливые фигуры из выветренной породы создают неземной пейзаж, который можно встретить только в этом регионе Непала.

Ущелье Кали Гандаки — самое глубокое на Земле, расположено на вершине «красных камней»( так местные жители называют горы Тибета). С древних времен в сказаниях о королевстве Ло упоминались целые пещерные города, нависающие над землей с высоты крутых утесов. И сегодня их можно увидеть — до сих пор в некоторых пещерах, или «домах-сотах», живут люди. Древние пещерные города — одна из главных достопримечательностей Верхнего Мустанга. Похожие строения можно увидеть лишь в горных районах Ирана в Кандоване, в итальянской Матере и турецкой Каппадокии.

Существует мнение, что жители Мустанга прятались в пещерах при появлении врагов. В Гималаях на протяжении веков было несколько независимых королевств, таких, как Гуге, Ладакх и Мустанг. Между ними часто случались военные конфликты, во время которых местные жители прятались в скальные пещеры и держали там оборону. Входы устраивались на большой высоте, жители просто поднимали наверх лестницы, и пещера превращалась в неприступный форт. При наличии запасов воды и продовольствия, осаду в таких пещерах можно было держать месяцами.

Тангбе, Чусанг, Челе, Самар, Сьянгбочен, Гхами, Тсаранг — все деревни в Мустанге выглядят так, будто вынырнули из дремучего средневековья. Если не считать мобильных телефонов, которые есть здесь у большинства жителей, жизнь здесь практически не изменилась за прошедшие пару сотен лет. Древние постройки органически вплетаются в потрясающие природные виды.

Не доходя до деревни Сьянгбочен расположен окрашенный в красный цвет пещерный монастырь, прилепившийся к вертикальной скале. Это чортен Рангчунг, одно из самых священных мест в Мустанге. Рангчунг – значит создавший сам себя, самовозникший. Падмасабхава и Атиша – два известных буддистских учителя, медитировали здесь много веков назад.

На подступах к деревне Тсаранг можно увидеть самую длинную в Мустанге стену священных камней Мани длиной около 1000 м, украшенную незамысловатыми фресками и прекрасно вписывающуюся в окружающий пейзаж. По преданию, Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) одержал здесь неподалеку победу в сражении с демоном. Внутренности демона волшебным образом преобразились в камни Мани, его лёгкие – можно обнаружить вблизи красных холмов на небольшом отдалении, а сердце послужило основанием самому первому монастырю Мустанга. Для самих же местных буддистов постройка стен Мани — способ накопить религиозные заслуги и сохранить нетленными священные тексты. Строки из буддийских текстов выбиваются на камнях и из них складывают целые стены вдоль дорог.

В самой деревне Тсаранг расположены впечатляющий монастырь (гомпа) и дворец, контрастирующие с сельскими постройками и заметные уже на дальних подступах к деревне. Гомпа в Тсаранге представляет собой массивную структуру, расположенную на невысоком холме, на фоне сияющих ледников. В прежние времена она служила обителью около 1000 монахов. Сейчас их только 50, да и те не живут тут круглый год. Внушительно выглядящая снаружи, гомпа пришла в чрезвычайный упадок изнутри. Тут правда всё ещё можно увидеть тонкой работы танки и статуи в главном зале.

Также интересно:  Святые места Тибета, часть 16: Ларунг Гар, мегаполис дхармы

Другая достопримечательность — королевский дворец, в котором не живут уже более полувека. Две комнаты во дворце заслуживают внимания. Это часовня, где помещены фигуры трёх сокровищ буддизма, и Гонкханг – комната защитников. В Гонкханге содержится чучело снежного леопарда, старинное оружие, а также печально известная отрубленная рука. Рука по разным преданиям принадлежала либо вору (отрубить правую руку – было общепринятым наказанием за уличение в воровстве во второй раз), либо монаху, пожертвовавшему её добровольно, либо архитектору крепости, для того чтобы не смог он нигде построить ничего похожего.

После Тсаранга тропа, длиной в 13 километров, ведет в Ло-Мантанг столицу Верхнего Мустанга. На протяжении столетий после основания города, стена, образованная холмом формы буквы L, 300 м в длину на 150 м в ширину, служила естественной защитой от нападающих воинов, просто разбойников и неистовых ветров. В городе насчитывается около ста пятидесяти домов, население около 1200 человек. Большинство домов — двухэтажные строения. Более высокие постройки – монастыри или дворцы. При входных воротах расположены несколько чортенов, за ними 40 метровый королевский дворец.

В Ло-Мантанге 3 монастыря, но монахи живут только в самом современном из них, Чоде Лхакханге, построенном 200 лет назад. Здесь преподают как мирские знания, так и учение Будды. В других двух монастырях не живут, но за ними присматривают несколько семей, меняя воду в чашах для божеств каждое утро и зажигая лампады по вечерам. Здесь принято вешать перед входом в жилище оберег от злых духов — высушенные головы коз со специальными повязками вокруг рогов. Пейзаж в окрестностях Ло-Мантанга складывается из долин, каньонов, равнин, рек и увенчанных вечными снегами гималайских вершин в отдалении.

Обратная дорога из Ло-Мантанга не менее живописна — особенно стоит отметить селение Дакмар, в котором находится Гар Гомпа, основанная в 8 веке Гуру Падмасамбхавой на его пути в Тибет. Строительство монастыря Гар предшествовало основанию самого древнего монастыря Тибета — Самье, как известно из древних легенд. Возле гомпы разбросано большое количество древних чортенов, окрашенных в красный цвет. По легенде, они выкрашены кровью демонов, умерщвленных Падмасамбхавой в этих местах.

Долины Дакмара и Гаме потрясают волшебными пейзажами, которые сопровождают путников на протяжении всего обратного пути в нижний Мустанг.

Путешествие в Мустанг — это, пожалуй, наиболее захватывающее и мистическое приключение в Непале. В Мустанге кажется, что время течет медленней, чем на самом деле. Здесь все по-другому – иной взгляд за жизнь и смерть, на семейный уклад, на богатство и бедность. Тот, кто однажды отправился в путешествие в королевство Мустанг, возвратится из него уже другим человеком, с обновленным сознанием и определенной долей буддийской мудрости жителей гор.

Непал, карта расположения Мустанга

Похожие статьи

Добавить комментарий