Мохенджо-Даро — руины древнего города, не спешащего расставаться со своими тайнами — один из центров Индской цивилизации, то ли его столица, то ли самостоятельное государство, однако среди останков множества его сооружений, построенных по единому плану, не найдено ни дворцов, ни храмов. Не расшифрована его письменность и не раскрыта тайна его гибели.
Согласно наиболее распространенной точке зрения, Мохенджо-Даро — один из двух крупнейших центров древней цивилизации долины Инда. Вторая столица — Хараппа на территории современного Пенджаба. Индская, она же Хараппская, цивилизация развивалась в долине реки Инд в 3300-1300 гг. до н. э. Руины Мохенджо-Даро находятся на западном (правом) берегу реки, в 643 км к юго-западу от Хараппы. Это территория нынешней пакистанской провинции Синд. Название города переводится с местного языка синдхи как «Холм мертвецов». Раскопки дают общее представление о том, как появился и развивался город.
Около 2500 г. до н. э. первая волна переселенцев с запада достигла плодородной долины реки Инд. Это были земледельческие народы, которых гнали с родной земли неурожай, обедневшая почва и постоянные набеги кочевых племен. Поначалу появилось поселение. По мере освоения окружающих земель и развития начальной стадии цивилизации долины Инда, деревня разрослась до размеров солидного города.
Он процветал на протяжении тысячи лет. Около 1700 г. до н. э. Мохенджо-Даро погиб. Судя по тому, в каком состоянии были найдены руины города, разрушение было быстрым и невероятно катастрофическим. Можно лишь предполагать, что это было землетрясение или наводнение.
Для своего времени это был довольно большой город с площадью более 2 км2. Границами служили его стены, в которых имелись оборонительные башни и прочие укрепления из обожженного и сырцового кирпича.
У города была регулярная планировка, когда все улицы были прямыми и шли параллельно друг другу, пересекаясь под прямым углом. Судя по расположению домов Нижнего города, они образовывали крупные кварталы, в свою очередь, дробившиеся на еще более мелкие, сформированные по социальному положению и роду занятий жителей. В настоящее время такая городская планировка остается древнейшей из известных в мире.
Городские дома были двухэтажными, с миниатюрными внутренними двориками. Стены их были сложены из обожженного кирпича и дополнительно покрыты слоем битума. Крыши держались на деревянных балках, тоже были глиняными и обмазаны битумом. Такое покрытие предназначалось для того, чтобы в доме не скапливалась влага, и не портились бы запасы зерна.
В городе работала прекрасно организованная система водоснабжения: каналы и резервуары — открытые и подземные. Вероятно, Мохенджо-Даро стал первым местом в истории, жители которого построили канализацию, напоминавшую современную систему удаления отходов. Из каждого дома нечистоты по желобам стекали в подземные каналы, что выходили за городскую черту к огромной выгребной яме.
Судя по всему, вопросам гигиены жители придавали особое значение, так как в числе наиболее значительных зданий, раскопанных в Мохенджо-Даро, находилась большая общественная баня в центре мощеного двора.
Вдоль главных улиц располагались мастерские ремесленников и торговые лавки. В западной части на холме (Верхний город) высилась цитадель, где жители могли прятаться во время штурма городских стен. В ней был сооружен кирпичный бассейн глубиной около 2,5 м, предназначенный, как предполагают археологи, для обрядовых омовений.
Вокруг цитадели выстроились различные сооружения, о назначении которых можно лишь догадываться. Было здесь и внушительных размеров зернохранилище. Такой характер хранения важнейшего продукта питания мог говорить о том, что зерно — наверное, часть собранного урожая — было общественным достоянием.
Отдельные исследователи идентифицируют те или иные постройки с храмами, дворцами или учебными заведениями, но это лишь умозрительные теории. Особняком стоял вместительный гипостильный (колонный) зал, названный Залом заседаний, предназначенный, судя по всему, для городских собраний или же являвшийся частью храма.
Некоторые улицы Мохенджо-Даро шире других. Их называют главными. В стороны расходились улицы уже не столь широкие, с совсем узкими переулками. Чем ближе стоял дом к самой широкой улице — тем выше был социальный статус его владельца.
Пока еще так и не ясно, что же внезапно убило этот большой город. Общее количество жителей города составляло не менее 40 тысяч человек. Остается удивляться, как при такой скученности и в условиях жаркого климата город существовал так долго и не пал жертвой эпидемии.
Руины Мохенджо-Даро ранее не вызывали интерес ученых. Лишь в 1922 г. их впервые исследовал индийский археолог Ракхал Дас Банерджи (1885-1930 гг.). Он и считается первооткрывателем древнего города добуддийской культуры. Он же указал на его схожесть с другим древним городом — Хараппой. Что, в свою очередь, привело к открытию дотоле неизвестной цивилизации долины Инда эпохи бронзы и позволило примерно установить географические границы ее распространения.
До этого открытия в течение долгого времени отрицалась самостоятельность цивилизации в этом районе, и ее считали восточным вариантом шумерской культуры. Оказалось, что область протоиндийской культуры больше, чем область цивилизаций Месопотамии и Египта вместе взятых: она простиралась на 1600 км с юга на север и на 800 км с востока на запад.
Свой отчет Банерджи предоставил научному сообществу в 1928 г., и с тех пор город исследовали многократно. На основании изучения Мохенджо-Даро были установлены основные этапы Хараппской цивилизации и ее характерные черты.
При раскопках было обнаружено значительное количество скульптур, а также терракотовых и каменных печатей с изображениями животных и иероглифов. Печати, как предполагают некоторые исследователи, служили чем-то вроде амулетов и удостоверений личности. Традиционно же считалось на основании того, что они обнаружены в центрах древней торговли в Междуречье и Бахрейне, что они служили для маркировки товаров. Иероглифы на печатях не расшифрованы до наших дней, хотя нет недостатка в версиях относительно их смысла; всего выявленно более 400 знаков. В теории язык Хараппской цивилизации мог принадлежать к протодравидийским.
К сожалению, раскопки не удалось довести до древнейших слоев поселения: помешал высокий уровень грунтовых вод. Бурение холма дало некоторый материал с глубины около 12 м. Полученных сведений оказалось достаточно, чтобы убедиться в том, что наводнения несколько раз смывали город, когда Инд выходил из берегов.
Находки в верхних слоях указывают на постепенный общий упадок культуры цивилизации долины Инда. Дома строились небрежнее, строгость линий улиц уже не соблюдалась.
На быстротечный характер катастрофы, уничтожившей Мохенджо-Даро, указывают группы непогребенных скелетов. Судя по их положению, за миг до гибели люди спокойно ходили по улицам города. Но предположение о катастрофе — только одна из теорий. Более традиционная версия связывает гибель города с эпидемией малярии.
После катастрофы в городе никто не жил, что уже отличает Мохенджо-Даро от Хараппы, где снова происходило заселение после эпидемий. С целью установить точный возраст города был проведен радиоуглеродный анализ. Его результаты, если рассматривать их вместе с данными о связи Мохенджо-Даро с Месопотамией, позволяют отнести его к 2300-1750 гг. до н. э.
Широко распространена теория уфологов о том, что причиной гибели Мохенджо-Даро стал ядерный взрыв. В качестве доказательства указывают на оплавившиеся камни, последствия пожаров и исключительно мощного взрыва. Следы оплавления при температуре, намного превышающей 1000°С, сохранились на камнях в радиусе 400 м от центра города.
Сторонники версии о том, что причиной гибели Мохенджо-Даро был мощный взрыв, в качестве подтверждения своей теории указывают на его описание с последовавшим ослепительным небесным сиянием и «огнями без дыма», содержащееся в древней индийской поэме «Махабхарата». Там же рассказывается, что от высокой температуры окрестные воды вскипели, а «рыбы выглядели, как обгоревшие».
Куда более реалистичной кажется версия о резком изменении русла Инда, вызванном сильным тектоническим сдвигом. Геологические исследования показали, что землетрясения не раз тревожили Мохенджо-Даро. Вода не раз затопляла город, и стена была построена как раз для защиты от наводнений.
В 1980 г. руины Мохенджо-Даро были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.