В самом начале новой эры в Китай начинает проникать новая религия – буддизм. Росту ее популярности немало способствовало то обстоятельство, что в Китае буддийские каноны дополнились многими положениями существовавших здесь культов и верований. Китайская богиня Гуан-инь стала бодхисатвой Авалокитешварой, а Конфуций и Лао Цзы были включены в число божеств буддийского пантеона. Одновременно буддизм стал стимулом для развития китайского монументального искусства, так как до этого ни конфуцианство, ни даосизм не нуждались в создании каких-либо величественных сооружений.
Многочисленные скальные монастыри, основанные в эту эпоху, представляют собой настоящие города. Архитектура, скульптура, живопись слились здесь в одно целое с окружающей дикой природой. Лунмэнь и Могао, Юньган и Мэйцзишань — эти великолепные пещерные монастыри до сих пор представляют собой яркие достопримечательности Китая, слава которых прошла через многие века истории этой удивительной страны.
Китай, достопримечательности провинции Ганьсу
Ансамбль буддийских пещерных храмов Могао находится в пустынной местности, на западе провинции Ганьсу. Здесь, в 14 км к юго-востоку от древнего города Дуньхуан, стоявшего на Великом шелковом пути, расположен ансамбль пещерных буддийских монастырей, известных под именем Могао.
Первые буддийские святилища-гроты появились здесь в 353–366 гг., на том месте, где, по преданию, монаху Ло Цуню было видение тысячи будд. На протяжении десяти веков, в IV–XIV вв., здесь было высечено около тысячи пещерных храмов.
До наших дней сохранились 492 пещеры, крупнейшая их которых – Могао (366 г.) – дала название всему комплексу. Сохранившиеся 2415 скульптур и 45 тысяч кв. м стенных росписей делают эти пещеры настоящей сокровищницей буддийского искусства.
Скальный монастырь Цяньфодун в Могао
Скальный монастырь Цяньфодун («Пещеры тысячи будд») является центром всего ансамбля. Его высеченные в лессовых склонах пещерные храмы украшены многочисленными скульптурами и настенными росписями, написанными клеевыми красками по сухому грунту. Их авторами были художники разных народов.
Пещеры заполнены сотнями глиняных раскрашенных статуй буддийских святых. Их дополнением и продолжением являются образы росписей, которые служат как бы плоскостной декорацией, из которой выступают объемные фигуры будд.
Росписи IV–VI вв. представляют собой многофигурные сцены-иллюстрации к «Трипитаке», рассказывающие о предыдущих жизнях и духовных подвигах Будды. Наряду с этим здесь представлены духи и божества, олицетворяющие небесные миры.
Искусство Могао периода расцвета (VI–IX вв.) сюжетно объединено (сутры, бытовые и исторические сцены, пейзажи, изображения райских дворцов). Множество композиций создано по мотивам джатак – рассказов о перевоплощениях Будды.
Здесь изображены и реальные исторические персонажи – например, знаменитый китайский путешественник Чжан Цянь, преклонивший колена перед императором Уди, прежде чем отправиться в далекие «западные земли».
Росписи нередко покрывают целую стену и выделяются своим реализмом и динамичностью образов. Более позднее храмовое искусство X–XIV вв. создано художниками, состоявшими на государственной службе, поэтому оно отличается более строгим стилевым решением.
В 1899 г. в одной из пещер были найдены тысячи рукописей на языках народов азиатских стран, свитки с произведениями древней буддийской иконографии, а также ранние образцы китайского книгопечатания. Все эти артефакты позволили ЮНЕСКО включить ансамбль пещерных храмов Могао в список объектов Всемирного наследия.
Китай, фото пещер Могао
Китай, карта пещер Могао
Также интересно
- Лунмэнь, пещеры у Драконовых ворот;
- Карлсбадские пещеры: Чудеса подземного мира;
- Чиле-Чико: Загадка Мраморных пещер;
- Психоделический пейзаж пещеры Тростниковой Флейты;
- Шондонг: Пещера, скрывающая реку.