Строительство величественной архитектурной достопримечательности Индии храма Солнца в Модхере началось по велению Бхимдевы I из династии Соланки. Представители этого рода считали себя потомками бога солнца Сурьи.
С историей выбора места для строительства храма связана легенда. Она гласит, что аватар бога Вишну, царь Айодхьи Рама, после удачной битвы с правнуком Брахмы Раваной ради освобождения своей супруги Ситы из плена обратился за советом к божественному мудрецу, духовному сыну Брахмы Васиштхе. Рама хотел найти подходящее место для того, чтобы очиститься от тяжелейшего греха убийства брахмана. Васиштха указал Раме место неподалеку от современной деревни Модхеры, которое прежде носило название Дхармаранья, что в переводе означает «леса праведности». Здесь Рама совершил индуистский обряд жертвоприношения, а позднее основал деревню под названием Ситапур.
Храм на том месте, к которому Рама отправился в паломничество, был построен в 1026 г. при правителе Бхимдеве I из династии Соланки, контролировавшей Западную и Центральную Индию. Бхимдев I принял решение о строительстве храма на четвертом году своего правления. Этот храмовый комплекс был посвящен Сурье — богу солнца. Предполагается, что это было связано с убеждением представителей династии Соланки в потомственной преемственности от солнечного божества.
Решение о строительстве храма в Модхере было принято вполне в духе времени. С середины первого тысячелетия наметился рост популярности Сурьи, культ которого переживал кризис в послеведийскую эпоху. После «второго рождения» Сурьи как почитаемого божества было построено множество храмов Солнца, из числа которых, в частности, сохранились комплексы в Конараке и Мультане, выстроенные в схожей манере.
Впрочем, сокровища Модхеры сразу же стали объектом внимания участников многочисленных походов на Индию, и вскоре после того, как храм был готов, началась история его разграбления. Одним из правителей, часто наведывавшихся в индийские земли, был Махмуд Газневи, который только до 1026 г. совершил 16 походов. Среди трофеев были и богатства земель, на которых теперь располагается штат Гуджарат. От дальнейших нападений пострадал и храм Солнца, из которого похитили драгоценности.
Тем не менее династии Соланки удалось удержать власть: она правила вплоть до 1243 г. Ей на смену пришла династия Вагхела. Ее правители продолжили работы по строительству храмов в новых владениях.
Самый тяжелый удар храму Солнца был нанесен Ала ад-Дином — султаном Дели с 1296 по 1316 г. После восшествия на престол, которому предшествовало жестокое убийство прежнего султана и расправа с подкупленными вельможами, Ала ад-Дин начал расширять границы своих владений. Первыми нападению его войск подверглись территории современного штата Гуджарат, на западе которого расположен Модхера. В результате кампании был частично разрушен и храм Солнца, который так никогда и не был восстановлен в своем первоначальном виде. Провинцией стал править мусульманский наместник, назначенный Ала ад-Дином.
На месте комплекса храма Солнца сохранилось три основных элемента. Ключевое значение имеет святая святых — само здание храма. Рядом расположена открытая площадка Сабха Мандапа, на которой собирались верующие. Попасть на нее можно было только после купания в Сурье Кунд — бассейне, из которого лестница через арку ведет напрямую к Сабхе Мандапе. Несмотря на подверженность природным факторам и годы запустения, храм Солнца в Модхере сохранил уникальную резьбу по камню, с помощью которой древние мастера передавали потомкам истории из традиционной мифологии.
Храм Солнца в Модхере, как и схожие сооружения в других городах, был построен из желтого песчаника, который тяжело переносит воздействие внешней среды. Это сказалось на сохранности многих рельефов, со временем частично стершихся. Несмотря на эрозию и серьезные разрушения, храм Солнца в Модхере еще многое может рассказать о жизни и культуре своих создателей. Архитектурный комплекс храма состоит из нескольких строений и площадок.
Главный храм комплекса — святая святых — был возведен на специальном постаменте в виде лотоса, так как именно этот цветок считается солнечным: встречая солнце, он раскрывает свои лепестки на рассвете и закрывается на закате. Храм был спроектирован таким образом, чтобы в день летнего солнцестояния, 21 июня, на рассвете и на закате солнце освещало статую Сурьи, сделанную из золота и украшенную драгоценными камнями. Изваяние было помещено в специальную нишу, которая была засыпана золотыми монетами. До наших дней драгоценности не сохранились: их вывезли еще во времена походов эмира и падишаха государства Газневидов Махмуда Газневи (971-1030 гг.) на Индию.
Однако уникальная резьба, покрывающая стены и даже купол храма снаружи и изнутри, сохранилась до наших дней. В камне вырезаны сюжеты, повествующие о годовом цикле жизни человека, о рождении и смерти. Изображены здесь и сцены эротического характера, что, по мнению специалистов, могло быть связано с тантризмом, в котором отношения между мужчиной и женщиной были обязательным условием беспрерывности цепи рождений и смертей. Стены, ставшие своеобразными художественными полотнами, украшают также флористические мотивы, изображения птиц.
Комплекс храма Солнца также предусматривал Сабху Мандапу — отдельный зал для совершения ритуалов. У него нет стен, основное помещение расположено в окружении 52 резных колонн — по числу недель в году. На колонны нанесены изображения по мотивам «Рамаяны», «Махабхараты» и других эпических произведений, имеющих в индуизме сакральное значение.
Сурья Кунд, или купальня Сурьи, — это своеобразный колодец для сбора дождевой воды, обустроенный прямо напротив Сабхи Мандапы, проход к которой идет через резную арку. Кроме сугубо практического применения этот резервуар имел религиозное значение: перед началом службы в честь Сурьи участники ритуала должны были совершать омовение в купальне Сурьи. К воде вели четыре террасы, между ступенями которых в камне вырезаны 108 пирамид, которые символизируют богов.
В настоящее время религиозные службы в храме не проводятся, это сугубо архитектурный памятник. Однако это не значит, что жизнь комплекса осталась в истории и что теперь ему суждено оставаться исключительно музейным экспонатом. Ежегодно на третьей неделе января в храме Солнца оживают традиции: здесь устраивают фестиваль танца, в рамках которого выступающие, отдавая дань культуре предков, демонстрируют старинные виды танцев. Фестивальную программу обычно рассчитывают на три дня.