Михинтале, колыбель буддизма на Цейлоне

Монастырский комплекс Михинтале (Mihintale) – популярная туристическая достопримечательность Шри-Ланки, расположенная в 12 километрах восточнее древней столицы страны — Анурадхапуры. Именно в этом месте в III веке до нашей эры произошла встреча индийского царевича Махинды, сына царя Ашоки, и сингальского царя Деванампия Тиссы. Именно здесь царь решил, что учение Будды должно стать частью жизни его подданных, и буддизм пустил свои корни на солнечном острове Цейлон.

Михинтале, «гора Махинды»

Согласно древней легенде, в 247 году до н.э. буддийский проповедник и сын индийского царя Ашоки Махинда путешествовал с монахами по Шри-Ланке и увидел, как царь сингалов охотится на оленя. Махинда окликнул царя и спугнул оленя, а разгневанный Деванампия Тисса начал разговор, который закончился тем, что царь преклонился перед мудростью Махинды, проникся смыслом новой религии и сам стал буддистом, распространяя и закрепляя ее в качестве основной по всему острову.

Царь пригласил проповедника жить в свой город, однако Махинда отказался, сказав, что город полон соблазнов, и он с братией предпочел бы жить вдали от мирской суеты. И тогда Деванампия Тисса приказал отдать место, где они встретились, индийскому принцу-подвижнику и его монахам. Со временем на этом месте вырос первый буддийский монастырь и была возведена ступа Амбастала (Ambasthala Dagoba). Сегодня сюда стремятся попасть многие, чтобы прикоснуться к истории древнейшей мировой религии, ощутить атмосферу этого священного места. Паломники, одетые в белое, поднимаются на скалу по 1850 ступеням, где сейчас на месте встречи царя с Махиндой стоит дагоба Амбастала.

Достопримечательности и святые места Михинтале

Михинтале представляет из себя огромный комплекс, включающий в себя множество старинных руин, дагоб, пещер, прудов. Главная его достопримечательность — горный хребет, именуемый Михинтале или «гора Махинды», который называют еще Миссака Паббата (Missaka Pabbata), Четья Паббата (Cetiya Pabbata) или Четья Гири (Cetiya Giri). Он включает в себя три холма: Манговое плато (Ambasthala), Королевский холм (Rajagiri), Слоновья гора (Anaikutti).

Также интересно:  Святые места Тибета, часть 5: Монастырь Ганден, колыбель тибетского буддизма

Манговое плато — место сосредоточения самых главных достопримечательностей Михинтале. Лестница, ведущая наверх, насчитывает 1850 ступенек, по которым предстоит подняться, чтобы увидеть множество сооружений, входивших в состав большого монастырского комплекса. Вначале пути лестница довольно широкая и пологая, но ближе к вершине становится круче.

После подъема, на первой площадке справа находятся руины ступы Кантака Четья, построенной из кирпича во II в. до н.э. и достигавшей в высоту 30 м, а в диаметре 130 м. Ступа Кантака Четья была возведена близ монашеских пещер, где обитали монахи, и является одним из древнейших сооружений монастырского комплекса. Кантака Четья имеет трехступенчатую форму и четыре прямоугольные стены с каждой из сторон света. Эти стены украшены фризом из карликов, гусей, растений, львов и слонов. В сохранившемся виде ступа имеет основание около 40 м в диаметре, высоту – около 12 м. С восточной и южной стороны стены сохранились гораздо лучше.

К юго-западу от Кантака Четья – нагромождения огромных валунов, за ними и тянется гряда из 68 пещер. Они были сооружены королем Деванампия Тисса для молитв и медитаций монахов, живших в комплексе Михинтале.

На второй лестничной площадке расположился монастырь Медамалува (Medamaluwa Monastery), который включает в себя трапезую (The Refectory), Зал реликвий (The Relic House), Место собраний (Assembly Hall), Львиный водоем (Sinha Pokuna). Трапезную Боджанасалава иначе называют домом подаяний. Перед ней находятся два желоба, побольше – для риса, поменьше – для специй, которые предназначались для подаяний монахам. Рядом с Залом реликвий находится Место собраний монахов, где обсуждались все значимые в монастыре Медамалува вопросы и осуществлялись проповеди. На возвышении в центре располагался старший монах. Из 64 колонн, ранее поддерживающих крышу, осталось совсем немного.

В зале Реликвий две сохранившиеся плиты содержат надписи о категориях служащих, правилах поведения и обязанностях местных обитателей. А их было много. Ведь, помимо самих монахов, здесь проживал и обслуживающий их персонал, выполнявший разного рода работу, а монашеский удел включал в себя только молитву и медитацию. Перед входом в Зал реликвий можно увидеть высеченные в камне емкости для омовения ног. Построен королем Махиндой IV (пр. 975-991 г.).

Также интересно:  Памятники Хампи, владение царя обезьян

В находящемся немного ниже Львином водоеме в основании небольшого каменного резервуара, различима фигура льва, стоящая на задних лапах в натуральную величину. Отсюда и название водоема — Львиный. По желобу, установленному на бортике резервуара, в него поступала вода из водоема Нага Покуна и выливалась через львиную пасть. В верхней части плиты можно увидеть фриз из фигур танцоров, львов, музыкантов. Предназначался Львиный водоем, как ни банально, для купания. Из пасти льва лилась струей вода, под которой, собственно, и происходило омовение. Перед водоемом находятся остатки трех строений, вероятно, монашеские кельи.

Продолжив движение по лестнице вверх, можно увидеть место, где король Деванампия Тисса впервые встретил монаха Махинду. На площадке среди пальм возвышается Ступа Амбастала (Ambasthala Dagoba). Амбасталу еще называют Дагобой мангового дерева в память о встрече Махинды с королем Деванампия Тиссой. Саму дагобу построил король Кутаканна Тисса, а через 200 лет король Каната Тисса добавил две галереи, покрытые деревянной крышей. Крыша не сохранилась, но два ряда каменных колонн стоят вокруг дагобы и по сей день. Рядом с дагобой возвышается статуя короля Деванампия Тиссы. Чуть правее от террасы находится главный холм Михинтале – Арадхана Гала (Aradhana Gala) — гора, откуда Махинда читал свою первую проповедь жителям города.

На самой верхней платформе, куда так же необходимо подняться по лестнице, стоит ступа Маха Сейя Дагоба (Mahaseya Dagoba), самая большая в Михинтале, ее строительство принадлежит королю Mahadathika Mahanaga (пр. 9-21 г.). Маха Сейя Дагоба — одна из первых ступ острова, в которой, по преданию, замурован волос Будды. Эта величественная белая ступа, лежавшая в руинах, была полностью восстановлена. Сверху открывается захватывающий вид на Анурадхапуру.

При спуске с горы можно увидеть другую ступу, Махинду Сейя, построенную королем Уттия (пр. 267-257 г. до н.э.), где хранится прах самого Махинды, и грот с треугольной каменной плитой или «кроватью Махинды», где проповедник жил вплоть до своей смерти в 199 г. до н.э.

Также интересно:  Святые места Тибета, часть 36: Тиртхапури, монастырь на священных источниках

Недалеко находятся останки древней больницы, построенной королем Сена II (Sena II). Уже в те времена она была спланирована как современное лечебное заведение: с отдельными палатами для больных и процедурным кабинетом, в котором применялись масляные ванны. Каменная ванна стоит до сих пор.

К западу от Ступы Маха Сейя вниз по лестнице — пруд Кобры (Naga Pokuna), представляющий собой естественный водоем, наполняемый дождевой водой в период сезона дождей. Края Пруда по периметру выложены камнями, а на скале высечены изображение пятиголовой кобры с распахнутым капюшоном. По древней легенде, здесь купался Махинда. Однако, предназначение водоема не только в этом. Главная его ценность заключается в хорошо продуманной системе орошения всего комплекса Михинтале. По длинным каменным желобам вода из пруда поступала на нижние ярусы горы Михинтале, в частности, в Трапезную и к Львиному водоему.

Слоновья гора считается самым высоким холмом Михинтале. Он расположен на юго-западе от пруда Кобры и содержит руины монастыря Эт Вехера (Ступа Слона). С высоты холма открывается потрясающий вид на округу.

В западной части Михинтале есть небольшой холм, именуемый Королевским. На его вершине находятся остатки бывшего монастыря, считающегося первым буддийским поселением монахов. Многочисленные скалистые образования на холме в свое время были монашескими кельями.

Через дорогу от Королевского холма находится искусственный водоем. Происхождение его названия – Пруд черной воды, связано с легендой, по которой один монах непрерывно и усердно молился в течение 24 часов, сидя под черным деревом, росшим близ пруда. Пруд черной воды расположен в окружении нескольких руин: монастырские строения, зал собраний, ступы, небольшой храм на островке, пещеры для медитаций (и в наши дни монахи приходят сюда для молитв).

Ныне Михинтале очень популярен у приверженцев буддизма. В июне месяце это место становится главным религиозным центром, куда стекаются паломники для празднования праздника Посон (Poson Poya, день рождения буддизма на Шри-Ланке).

Шри-Ланка, карта расположения Михинтале

Похожие статьи

Добавить комментарий