Мараэ Тапутапуатеа, место жизненной силы

Мараэ Тапутапуатеа (Taputapuatea) считается главной достопримечательностью расположенного во Французской Полинезии острова Раиатеа. Уникальная энергетика этого места надолго остается в памяти. Мараэ (святилище) в Тапутапуатеа было восстановлено в 1994 г. и ныне является включенным в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником некогда богатой полинезийской культуры, которая сильно пострадала с приходом колонизаторов и миссионеров.

Мараэ — основа древнего полинезийского общества, площадка для социальных и религиозных ритуалов, места встреч людей друг с другом, с богами и предками. Святилище расположено в районе бухты Opoa, на юго-восточном побережье острова, и посвящено богу войны Оро. Согласно древним легендам островитян, именно здесь, в бухте Ороа родился бог войны Оро, который стал первым из всех богов. На этом месте, в окружении прекрасного парка было основано мараэ — место, где жрецы собирались, чтобы принести жертву богу Оро.

В переводе со всех полинезийских языков, его название означает «очищенное, свободное от сорняков, деревьев место». Как правило, мараэ состоит из очищенной площадки прямоугольной формы, в одном из углов которой на приподнятой прямоугольной платформе под названием аху находилась статуя божества. Эта статуя, как правило, делалась из древесины железного дерева, которая затем обертывалась в материю под названием тапа.

Тапутапуатеа — одно из старых, по восточно-полинезийским меркам, мараэ (1000 год н.э.), его построили вначале для Таароа, верховного божества-Создателя, но постепенно Тапутапуатеа становится храмом бога войны Оро (ʻOro). Капитаны, жрецы и поселенцы разносят всё более популярный и мощный культ Оро.

Тапутапуатеа становится местом обучения и советов жрецов и капитанов со всей Полинезии, разрастается в самый крупный храмовый комплекс Полинезии, и во многих священных мараэ современного Полинезийского треугольника есть камень, привезённый с Тапутапуатеа.

Главный храм мараэ Тапутапуатеа состоит из семи каменных храмов. Согласно преданиям, именно у этого мараэ собирались священнослужители из самых отдаленных полинезийских островов, именно здесь приносились «общие» жертвы и решались глобальные вопросы.

Также интересно:  Вифавара: "Замок евреев" у реки Иордан

На них отмечали важные события того времени: поклонялись богам, совершали жертвоприношения, заключали мирные договора, объявляли войны, отправляли в морские путешествия для колонизации отдаленных земель. Сегодня на месте мараэ можно увидеть остатки каменных сооружений, фундамент и статуэтки из вулканической породы.

Тапутапуатеа обладала общецивилизационной значимостью. Там, где полинезийским королям и вождям (ariʻi) удавалось объединить под собой целые архипелаги или хотя бы острова, возникали принадлежащие им мараэ островного значения — появляясь вместе с властью и подтверждая право на власть.

«Сети» мараэ сопутствовали политическим и военным союзам вождей (как матримониальные или религиозные династические союзы в Европе и Азии). Типичное королевство, однако, было размером с долину, и в каждой деревне были свои мараэ. У расширенной семьи могло быть своё мараэ; мараэ посвящались конкретному богу; были мараэ с социальными функциями (для сбора мужчин и принятия важных решений); другие мараэ принадлежали отдельным профессиям — знахарям, морякам, строителям Гигантских Океанских Каноэ. На крупном острове можно было найти десяток или несколько десятков мараэ.

Мараэ росли и развивались вместе со своими общинами — структуру достраивали и расширяли вместе с ростом статуса владельца или при захвате новых территорий (ведь мараэ подтверждает и право клана на землю). Мараэ побеждённых разрушались победителями, и сами по себе разрушались мараэ мёртвых кланов.

Храмы были устроены как мощёный камнями и окруженный каменной стеной (patu) двор (tahua), с алтарём (ahu) с идолом toʻo. Как и на острове Пасхи, аху был похож на гигантский каменный стол или многоэтажную пирамиду.

Внутри двора были деревянные платформы для жертвоприношений (fata rau, fata ʻaiʻai) и деревянные (из хлебного дерева) антропоморфные, зооморфные или в форме абстрактных геометрических фигур идолы unu, в честь предков и кланов-владельцев мараэ.

В священных марае боги (atua), вызванные с помощью особых ритуалов жрецами (tahuʻa), спускались на землю и вселялись в toʻo. Спустившись, атуа повышали у людей мана: божественную силу, нужную для здоровья, плодородия, хорошей войны, рыбалки и всего такого.

Также интересно:  "Город мостов" Брюгге, северная Венеция Фландрии

Мана предоставлялась в ходе ритуалов в обмен на дары богам (поскольку у полинезийцев любой подарок почти всегда гарантирует подарок в обмен), и лучшим подарком богам (особенно Оро!) было, конечно, человеческое жертвоприношение. Долгое отсутствие богов на земле ману снижало. Любой успех предопределялся большим количеством накопленной мана, тех, у кого маны было мало, ждали неудачи. “No mana, no funa”, должно быть, говорили полинезийцы в те времена.

Вокруг мараэ — здания разной степени святости для сокровищ, жертв, мёртвых, Гигантских Полинезийских Каноэ и проч. На алтарь для молитв забирались только священники и вожди, для всех остальных аху были строжайшим табу. Женщинам и детям нельзя было даже на двор (за исключением случаев, когда женщина была ariʻi, в этом смысле в Полинезии всегда было полное равноправие).

Ещё есть скульптуры тики, предназначенные для охранных духов и дополнительных божеств. Если тики живой (то есть до сих пор полон маны), то он может доставить нарушителям спокойствия несчётное число бед. На Тапутапуатее исторический тики сохранился только один.

Баньяны, полинезийские железные деревья, полинезийское миро, калофиллумы, фагреи, панданы, полинезийский орехи, кордия растут на мараэ не просто так: они священные. Птицы в ветвях — посланницы богов, а из древесины можно вырезать идолы.

баньян Тапутапуатеа

После прибытия христианских миссионеров в XIX в., значительная часть мараэ была разрушены в попытке обратить туземцев в свою веру. Миссионеры сделали все для уничтожения традиционной полинезийской культуры. Они разрушали мараэ, запрещали татуировки (они носят в жизни полинезийцев мистический характер) и многие местные ремесла. Своеобразный Ренессанс середины — конца XX в. вернул к жизни множество старых традиционных ремесел и знаменитых полинезийских искусств пения, танца и легенд.

До сих пор многие полинезийцы считают мараэ святыми местами, хотя никто уже не отправляет на них культовых обрядов. Мараэ – это своего рода символ национальной идентичности. Считается, что в на этом месте сконцентрирована сильная Мана (сила, власть и престиж). В настоящее время древние обряды здесь воспроизводят профессиональные танцевальные коллективы для туристов или во время проведения фестивалей искусств.  

Также интересно:  Замок Вевельсбург: "Черное Солнце" Вестфалии

При посещении мараэ принято придерживаться традиционных форм этикета и приветствия пофири. Сначала караульный в мараэ поет, оповещая соплеменников, что он бдителен и готов, в случае необходимости, дать отпор врагу. Затем воин, угрожающе размахивая копьем тайаха, подходит к гостям и бросает к их ногам веточку или листок. Если гость поднимает их, значит, он явился с миром.

После завершения ритуала приветствие переходит к женщинам и сопровождается также песнопениями. Прощание сопровождается подобным ритуалом, только в обратном порядке. Считается, что когда гости прощаются, они оказывают знак почета и уважения хозяину, возвращают ему и его людям мана. Не всегда «уважение силы» заканчивалось благополучно. Одна из версий гибели знаменитого мореплавателя Джеймса Кука гласила, что вожди съели убитого в стычке капитана, чтобы завладеть его силой, мана. В 1778 г. Кук открыл юго-восточные Гавайские острова, где и нашел в конце концов свою гибель. Конфликт произошел из-за того, что 13 февраля 1779 г. у корабельного плотника из команды Кука кто-то из островитян украл клещи.

До середины XIX в. людоедами оставались маори Новой Зеландии, полинезийцы островов Маркизовых, Кука, Пасхи и микронезийцы островов Понпей (центральная Микронезия). Особенно этим славились жители Маркизовых островов. Их людоедские обычаи попали в литературу благодаря романам Германа Мелвилла «Тайпи» и «Моби Дик» и запискам Роберта Льюиса Стивенсона «В Южных морях». В Полинезии каннибализм совпадал с зонами относительной перенаселенности и экологических катастроф. Новую, пригодную для земледелия землю можно было получить, лишь отняв у соседей, а убитых врагов съесть ради мести и силы мана

Французская Полинезия, карта расположения Тапутапуатеа

 

Похожие статьи

Добавить комментарий