Старинный индийский трактат описывает долину Катманду как землю богов, окруженную прекрасными горами. Один из европейских путешественников, побывавший в этих местах, отметил, что в Катманду можно насчитать столько же храмов и идолов, сколько и жителей. Сегодня в Катманду сосредоточена одна из крупнейших в мире конгломераций исторических сооружений и святилищ. Она включает в себя по крайней мере 130 памятников, в том числе несколько центров паломничества индуистов и буддистов.
Сокровища долины Катманду
Через долину Катманду пролегает древний торговый путь из Индии в Тибет, Китай и Монголию. Эти места были заселены уже около 300 г. до н. э. Самая ранняя известная надпись датирована 185 г. до н. э., а самое старое здание в долине имеет возраст почти 2000 лет. В трех городах долины – Катманду (Киртипур), Бхадгаоне (Бхактапур) и Патане (Лалитпур) – сосредоточены главные историко-культурные памятники Непала.
Непал почитается как родина Будды. Однако именно здесь буддизм в наибольшей степени подвергся индуистским влияниям, что явилось результатом тесных связей с Индией.
В распространении буддизма в Непале тоже сказалось, как считается, индийское влияние. Четыре ступы вокруг города Патана, как утверждает традиция, были построены в III в. до н. э. Чарумати, дочерью индийского императора Ашоки Великого. В самом Патане сохранились остатки дворца первых непальских правителей из династии Киратов. Древнейшие удостоверенные надписями произведения непальского искусства относятся к периоду господства династии Личчхави (ок. IV–VIII вв. н. э.).
Каменные рельефы и статуи периода Личчхави, посвященные как индуистской, так и буддийской тематике, настолько сильно напоминают индийские образцы, что лишь с трудом в них можно выявить некоторые непальские особенности. Кроме развалин небольшого храма, расположенного близ храма Пашупатинатхи в долине Катманду, до сих пор достоверно не известно ни одно здание той эпохи. Однако хроники и сохранившиеся изображения не позволяют сомневаться, что в это время велось активное строительство.
В XIII в., с приходом к власти династии Малла (правила до сер. XVIII в.), начинается расцвет непальского искусства. Множество архитектурных и художественных памятников этой эпохи можно найти в долине Катманду.
Культурное наследие долины Катманду включено в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и включает в себя семь групп памятников и зданий, демонстрирующих весь спектр архитектурно-художественных достижений непальцев. Эти семь групп – площадь Дурбар (Хануман Дхока) в столице страны Катманду, города Патан (Лалитпур) и Бхактапур (Бхадгаон), буддистские ступы Сваямбху (Сваямбунатх) и Буддханатх (Боднатх), индуистские храмы Пашупати и Чангу Нарайян, а также храм Дакшинкали.
Площадь Дурбар (Хануман Дхока)
Город Катманду (первоначально Кантипур) в одноименной долине был основан около 725 г. и пережил свой расцвет в XVI–XVIII вв. Свое современное название он получил, как считается, по имени большой деревянной пагоды Катх Мандир, или Кастамандап, возвышающейся на площади Дурбар. Согласно легенде, эта богато украшенная резьбой пагода построена в 1596 г. королем Лакшми Нарсингхом Малла из огромного ствола одного-единственного дерева и без единого гвоздя.
Площадь Дурбар находится в сердце старого Катманду. Местные жители называют ее еще и площадью Хануман Дхока – по имени старого королевского дворца. Ансамбль дворца Хануман Дхока включает в себя более пятидесяти различных построек, в т. ч. множество храмов, посвященных различным индуистским богам и богиням. Большинство зданий датируется XV–XVIII вв.
Дворцовый комплекс получил свое название в честь индуистского божества – обезьяны Ханумана. Огромная каменная статуя Ханумана высится рядом с Золотыми воротами – главным входом во дворец. На территории дворца сохранилось множество древних храмов: Таледжу (1549 г.) – самый высокий из них; Джаганнатх (XVI в.), известный своими скульптурами эротического содержания, вырезанными на деревянном карнизе, опоясывающем храм.
Святилище Кал Бхаирава, обладающее самым большим в Катманду каменным идолом, изображающим одно из воплощений Шивы; Кумари Гхар (XVII в.), один из лучших образцов непальского храмового зодчества.
На другой площади Катманду, Бассантпур, расположен новый королевский дворец, заложенный королем Притхиви Нарайяном Шахом в 1768 г. Центральное здание дворца венчает девятиярусная башня.
Город Патан (Лалитпур)
Город Патан, второй по величине в Непале, насчитывает в своих пределах около 300 храмов и монастырей. Этот город полностью сохранил свою средневековую планировку. В центре священного круга «мандала» стоит королевский дворец. По четырем его главным осям возвышаются поросшие травой ступы, поставленные, как говорит легенда, дочерью императора Ашоки.
Шедевром непальского зодчества является четырехъярусный храм Кришна Мандир, фасад которого в 1636 г. украсили рельефы на эпические темы. В XVII в. в Патане был построен монастырь Хираньяварна Махавихара, считающийся сегодня красивейшим в Непале.
Бхактапур (Бхадгаон), «город верующих»
Бхактапур — другое название — Бхадгаон (Bhadgaon). Это третий по величине город в долине Катманду, большинство его населения невары — коренные жители долины. Бхактапур — один из самых интересных объектов в Непале, музей под открытым небом. Дворец молодого царевича Сиддхартхи из фильма «Маленький Будда» снимали на улицах этого города.
Бхактапур — это город ткачей и гончаров, мастеров тханки и резьбы по дереву, бережно хранящих вековые традиции. Большой вклад в развитие города внесла королевская династия Малла. Храмы и дома, построенные за время её правления, прекрасно сохранились до наших дней.
Ступа Сваямбху
Самым древним памятником в долине Катманду является комплекс ступы Сваямбху (Сваямбху Нат, III в. до н. э.) близ Патана. Ступа, расположенная на вершине 150-метрового холма, куда ведут 400 высеченных в скале ступеней, имеет монолитную полусферическую форму, покоящуюся на квадратном в плане ступенчатом основании.
Центральная ступа окружена десятками более мелких сооружений, по большей части колоколообразных вотивных ступ, относящихся к разным эпохам. Ступа Сваямбху, очевидно, была воздвигнута во время господства буддизма тхеравады, но затем она была перестроена и стала служить культу махаяны. Некоторые изображения махаянистских бодхисатв относятся еще к периоду Личчхави (VI–VIII вв.).
Ступа Буддханатх
Ступа Буддханатх (V в., перестроена в VII–IX вв.), особенно почитаемая паломниками из Тибета, превосходит по размерам ступу Сваямбху: ее диаметр составляет около 36 м, высота – около 40 м. Это один из самых древних и самых больших буддийских памятников Непала. Ступа возвышается на массивной трехуровневой платформе, огромные молитвенные мельницы, расположенные в 108 нишах, окружают здание.
Крупнейшим храмом Непала является пятиярусный храм Ньятопола, построенный, как полагают, в XIV столетии. При его строительстве использованы одновременно и дерево и кирпич: из дерева сделано покрытие, из обожженного кирпича – стены и высокий ступенчатый цоколь. По сторонам каменной лестницы, ведущей наверх к святилищу, установлены каменные изваяния двух легендарных героев, а выше – большие скульптурные фигуры слонов, львов, фантастических животных.
Замечательны своей красотой дворцы и другие светские сооружения долины Катманду. В основном они построены из кирпича; для отдельных элементов – балконов, окон и т. д. – использовано также и дерево. В этих обычно невысоких постройках подчеркнуты горизонтали этажей; с большим вкусом они расчленены разнообразными по форме окнами. При помощи простейших средств достигается высокое совершенство архитектурного оформления.
Храм Пашупати
Следует упомянуть о знаменитом и весьма почитаемом храме Пашупати (Пашупатинатх), расположенном к востоку от Катманду, на берегу реки Багмати. Построенный в XIII в., он считается одной из главных святынь индуистского мира и популярным центром паломничества. Это один из крупнейших индуистских храмовых комплексов в Южной Азии.
Ежегодно в середине весны в храме Пашупати устраивается праздник Шиваратри – «Святая ночь бога Шивы», во время которого возжигается ритуальный огонь и верующие проводят целую ночь в молитвах, обращенных к Шиве.
Этот фестиваль привлекает десятки тысячи паломников не только из Непала, но и из Индии. Из великих индуистских праздников также интересен Тайпусам, собирающий массу паломников в пещерах Бату в Малайзии.
Храм Чангу Нарайян
Чангу Нарайян — неварский город и храмовый комплекс в долине Катманду в Непале, к востоку от Катманду и к северу от Бхактапура. Храм находится на холме, который во время битвы богов Шива пригвоздил к земле своим оружием, город находится непосредственно под храмом, от города отходит горный хребет, поднимающийся к Нагаркоту.
Храмовый комплекс был построен в 323 году во время династии Личчави, но после пожара в 1702 главный храм был перестроен заново. Главный храм посвящён Вишну, перед храмом стоит Гаруда с V века. Вокруг храма — много каменных изображений с тонкой резьбой периода Личчави.
Среди прочих культурных объектов, представляющих собой известные и почитаемые индуистские святыни также можно выделить храм Минакши Амман в Индии и храм Прамбанан в Индонезии. Среди же буддийских святынь особым почитанием пользуются сакральные места, связанные с жизнью Будды — Лумбини, Бодх-Гая, Сарнатх и Кушинагар, а также великие пагоды Шведагон в Мьянме и Боробудур в Индонезии. Ну и, конечно, стоит прочитать про святых агхори, обитающих на берегах Ганги.
Непал, карта Катманду