Пещерные храмы Канхери, архитектурное чудо Махараштры

Национальный парк Боривали в центре шумной метрополии Мумбаи, столицы штата Махараштра, является не только одним из крупнейших по своему лесному покрову в Азии, но и святым местом, где издревле жили буддийские монахи. Относящиеся к списку наиболее древних архитектурных достопримечательностей Индии буддийские пещеры Канхери, расположенные на восточном краю Боривали, долгое время были одним из важнейших центров буддизма в Индии благодаря близости к процветающим портовым городам. Согласно древним надписям, пещеры также называли Канхасела, Кришнагири и Канхагири, что в переводе с санскрита означает «черный».

Канхери, пещеры в Национальном парке

Национальный парк Боривали богат разнообразием флоры и фауны. Войдя в парк и двигаясь в сторону буддийских пещер Канхери, на своем пути можно увидеть множество разнообразных деревьев — бамбук, стеркулию, розовое дерево, шелковую акацию, фикусы, эвкалипты и т.д. К тому времени, как вы приблизитесь к пещерам, вас уносит в иной мир покоя и безмятежности, далеко от суеты и шума Мумбаи. Отсюда открывается прекрасный вид на окружающие их ущелье и лес, особенно на восточную сторону. 

Пещеры Канхери выдолблены в холме, имеющем вулканическое происхождение и поднимающемся на 1550 метров над уровнем моря. Канхери занимает первое место в мире по количеству пещер, высеченных в одном холме. Эти пещеры свидетельствуют о высоком уровне мастерства ремесленников, их создавших. Португальский вице-король дон Хоао Красто, побывавший здесь, был настолько ими зачарован, что сказал: «Эти пещеры так замечательны, что вместо того, чтобы принимать их за творение рук человеческих, мы видим в них результат труда духов, плод дьявольского Искусства, в чем у меня нет никаких сомнений».

Штат Махараштра не только может похвастаться самым большим количеством высеченных из скал пещер в Индии: Канхери является крупнейшим буддийским монашеским поселением на побережье Конкана. Полагают, что эти пещеры были созданы в период с III века до нашей эры по VI век нашей эры. И насчитывается их здесь около 100. Археологическая служба Индии, ведущая уход за этим важным местом, пронумеровала все пещеры. Их все невозможно посетить, однако нельзя не посмотреть на пещеры № 3, 10, 11 и 90.

Также интересно:  Баан Си Дам: Рога и копыта Черного храма

Среди них находятся огромная чайтья (буддийский храм), многочисленные вихары (кельи), кухня и большой зал для молитв. Самая впечатляющая из всех пещер — №3, имеющая большую чайтья. По обеим сторонам от входа в неё стоят две гигантских статуи Будды высотой почти 7 метров. Эта чайтья является не архитектурным чудом, а скульптурным шедевром.

Процесс создания чайтья начался с постепенного срезания слой за слоем вершины горы, с движением затем вниз и внутрь. Сама пещера имеет форму прямоугольника размером 26,36 х 13,66 х 12,9 метра и разделена при помощи 34 колонн на центральный неф с полукруглым потолком и два боковых придела с прямым потолком. Все колонны имеют различную форму, принадлежат к разным стилям и расположены асимметрично.

Надпись на одной из колонн, стоящей перед чайтья, указывает на то, что она была изваяна в период правления знаменитого короля династии Сатваханов Гаутами Путры Сатакарни, который правил со 106 по 130 год. Сатваханы пришли к власти в этих местах после падения империи Маурьев. В надписи также говорится, что граждане из таких соседних городов, как Кальяна, Сопара и Тхане, помимо богатых торговцев, проезжавших через эти города, пожертвовали большие суммы денег на создание чайтья и вихар.

В зале чайтья стоит большая цилиндрическая ступа, окруженная колоннами. Ступы использовались для хранения реликвий Будды или других видных проповедников буддийского ордена. Тот факт, что Будда не изображен здесь в человеческом виде, показывает, что чайтья была первоначально высечена буддийскими монахами, принадлежавшими к направлению Хинаяна. Они установили ступу в зале чайтья для поклонения, только слегка декорировав колонны и стены скульптурой.

Позднее из числа всех других направлений выделилась Махаяна, и в это время были созданы изображения Будды и других — в различных позах и разных размеров. Головные уборы мужчин и женщин, воспроизведенные на передней стене веранды чайтья, проливают свет на образ жизни людей тех времен. Лучше всего посетить Канхери вечером, потому что мягкие лучи западного солнца не только озаряют скалистые горные склоны и все вокруг, но и заставляют фасад смотрящей на запад чайтья и ступу внутри неё светиться золотистым сиянием.

Также интересно:  Храм Дамбулла: Золотые пещеры скалы Ран Гири

Канхери, ожерелье пещерных храмов

Двигаясь вперед на восток от пещеры №3, мы наталкиваемся на ряд пещер различных размеров, находящихся на разных уровнях. Большинство из них является вихарами. Первоначально вихары представляли собой простые кельи, дававшие укрытие бродячим буддийским монахам.

Позднее их несколько благоустроили, чтобы монахи могли здесь некоторое время жить. В большинстве из них можно увидеть каменную скамью для сна и отдыха и веранду спереди. Для обитателей пещер были созданы подземные резервуары для хранения дождевой воды.

Пещера №1 — это незаконченная чайтья, в которой кроме главного зала с колоннами предполагалось сделать двухэтажную веранду и навес над входом (под верандами здесь понимается открытое пространство между входной дверью и наружными колоннами). По наличию вставок в основании и амалаки (приплюснутый ребристый диск, символизирующий модель мироздания) на верху колонн, эту пещеру относят к 5-6 вв. н.э.

В пещере № 10 располагалась большая кухня. Сейчас же от нее едва что-либо осталось. В этой кухне можно было готовить еду для 60-70 монахов, регулярно живших здесь. Напротив этой пещеры находится пещера № 8, где надпись указывает на то, что здесь была построена купа (колодец) для обеспечения водой жителей.

Пещера № 11, известная также, как «зал Дарбар», представляет собой большое помещение с верандой, как бы зажатой между двумя огромными камнями. Внутри пещера представляет собой большой зал для молитв с несколькими кельями, расположенными спереди. В центральной келье стоит огромная статуя Будды в сидячей позе.

Прилегающие к этой келье с обеих сторон камеры использовались буддийскими учителями для медитации. Перед кельями можно видеть повышенные платформы в два ряда, на которых сидели ученики во время религиозных лекций. Существование большого числа самообеспеченных вихар с большими кухнями и залами для молитв подтверждает тот факт, что Канхери когда-то был известным буддийским университетом.

Также интересно:  Дхарамсала, "прибежище дхармы"

Поднявшись выше по высеченным из скальной породы ступеням, мы обнаруживаем несколько изумительной красоты вихар на более высоком уровне. Пещеры № 55, 67 и 90 украшены замечательными панелями с образами Будды и его приближенных. Будда представлен здесь в таких различных мудрах (позах), как падмасана (лотоса), дхарма чакра правартана (в движении священного колеса), бхуми спарш (касаясь земли), дхьяна (медитации) и т.д. Такие панели с их тонкой искусной резьбой убедительно доказывают, что эти вихары были созданы буддийскими монахами направления Махаяна.

Больше всего отдельно стоящих и вырезанных в стенах скульптур можно увидеть в пещерах № 2, 3, 41, 67, 89, 90 и некоторых других. Самым популярным прототипом для скульптур является сидящий или стоящий Будда. В более поздних скульптурных композициях его также окружают бодхисаттвы и, иногда, их супруги.

В пещерах часто можно встретить изображения бодхисаттвы Авалокитешвары (Великого Сострадающего). В пещерах 2, 41, 90 можно увидеть его, избавляющего верующих от восьми опасностей — кораблекрушения, пожара, дикого слона, льва, змеи, вора, плена и демона. Уникальное для Индии изображение Авалокитешвары с четырьмя руками и одиннадцатью лицами можно найти в пещере №41.

Большие и малые ступы, наполненные глиняными дощечками 10 века, стоят во многих пещерах. Еще одной особенностью Канхери является наличие кладбища, которое расположено на отдельной изолированной террасе. Здесь стоят ступы над прахом уважаемых монахов, оставшемся после кремации.

Хотя Канхери знаменит своими превосходными скульптурами, высеченными из скальной породы, мало известен тот факт, что на потолках в нескольких темных кельях все еще сохранились редкие росписи. Хотя они выполнены только в красном и белом цветах и не отличаются колоритностью фресок Аджанты, они позволяют нам получить представление о ранних стадиях индийской живописи.

Индия, карта расположения пещерных храмов Канхери

 

Похожие статьи

Добавить комментарий