Зимой, особенно во второй половине января, многие путешественники и верующие отправляются к овеянной легендами реке Иордан. Этот природный поток считается естественной границей между двумя ближневосточными странами. Иордания и Израиль пользуются возможностью принять туристов и благочестивых паломников, зарабатывая таким образом на своих культурных достопримечательностях, связанных с самыми драматическими событиями в истории двух древних религий.
Иордан упоминается практически во всех священных книгах иудаизма и христианства. Здесь, согласно легендам, происходили многочисленные чудеса. Реку переходили пророки без всякого брода, словно по суше. Утверждается, что когда иудейский военачальник Иисус Навин шел с израильской армией и Ковчегом Завета, воды расступились перед ним, чтобы пропустить их в Землю Обетованную. Именно через эту часть реки переправлялся царь Давид, когда убегал от восставшего сына Авессалома, и именно здесь проходил путь пророков Илии и Елисея. Также через это место проходила Мария Египетская, уходя за Иордан оплакивать грехи.
Но больше всего это место известно потому, что здесь, как говорят Евангелия, принял крещение Иисус Христос. Поэтому вряд ли можно найти человека, который не знал бы, где находится река Иордан. Но если уж быть географически точным, то этот поток течет с горы Хермон (так называемые Голанские высоты), минуя озеро Кинерет (бывшее Тивериадское море). Он начинается с места слияния трех рек – Хацбани, Баниаси и Дан. Затем, пройдя более двухсот пятидесяти километров с севера на юг, он впадает в Мертвое море.
Поток реки Иордан известен более всего тем, что здесь произошло так называемое Богоявление. Так говорят три синоптических Евангелия, а также Писание от святого Иоанна о том, где именно на Иисуса Христа сошел Святой Дух в водах Иордана, когда он принимал обряд из рук Иоанна Крестителя. Правда, точное расположение этого места до сих пор неизвестно. По этому поводу даже существуют разногласия. Так, многие греческие рукописи содержат упоминания о том, что таким местом может быть город Вифавара на реке Иордан. Существуют и другие наименования этого населенного пункта. Его также называют Вифанией Заиорданской. Разнятся источники и в том, где именно находился этот город. Например, философ Ориген утверждает, что местом его расположения является западный берег реки Иордан. В других переводах Библии утверждается, что этот город находился за потоком.
Существует старинная мозаичная карта шестого века, называемая Мадабской, где указано место крещения Христова. На ней оно обозначено напротив города Иерихон. То есть это фактически западный берег реки Иордан. Некоторые говорят, что автор карты просто перепутал стороны света. Ведь довольно долго традиционным местом крещения Христа считался восточный берег. До завоевания арабами паломники стекались в город Иерихон на реке Иордан, где, как утверждают тогдашние путешественники, стояла мраморная колонна с железным крестом. Затем, после того как Палестина и восточный берег стали труднодоступными, местом крещения стал считаться запад реки. Там были построены многочисленные храмы. А уже после последующих войн все эти церкви были разрушены и точное место крещения утеряно. Существуют предположения, что река многократно меняла свое русло. Поэтому историческое место крещения может находиться и на суше.
С эпохи Возрождения принято считать, что Христос входил в воду в десяти километрах от города Иерихон на реке Иордан. Но до сих пор неясно, с какого именно берега. Поэтому обе страны – и Израиль, и Иордания – считают, что это важнейшее в религиозной истории событие происходило именно на их территории. На западном, израильском, берегу реки это место носит название Каср-аль-Яхуд (в переводе с арабского — «Замок евреев»). Оно более благоустроенное, туда ездят толпы людей, но и всякой торговли и коммерции там неизмеримо больше.
С израильской стороны существует еще одно весьма популярное и известное место, которым славится современная река Иордан — Ярденит. Израиль построил здесь очень раскрученный туристический комплекс. Он находится недалеко от озера Кинерет, возле города Тиверии.
Его расположение не соответствует даже тому месту крещения, которое традиция размещает возле Каср-аль-Яхуда. Однако власти Израиля избрали его в качестве своего рода символической достопримечательности. Здесь есть благоустроенный бассейн, где оказываются услуги по троекратному погружению в воду Иордана.
Стоит такое символическое крещение от десяти до двадцати пяти долларов. Рядом находится лавочка, где можно приобрести различные предметы, освященные в православном храме. Сюда приезжает до четырехсот тысяч паломников в год именно для того, чтобы принять такого рода крещение. Самой популярной датой считается девятнадцатое января, когда чин освящения воды совершает патриарх Иерусалима.
Иорданская сторона гордится местом, называемым Вади аль-Харар, расположенным напротив Каср-аль-Яхуда. Оно более дикое, первозданное, но не слишком туристическое и не очень комфортное для посещения. Зато, возможно, оно более аутентичное. Ведь именно там проводились археологические раскопки и был найден фундамент мраморной колонны, о которой упоминалось в античных источниках.
На территории Вади аль-Харар построен православный храм Иоанна Предтечи. Здесь также можно обнаружить небольшой водоем Аль-Махтас, который уже потерял связь со своим руслом, и это теперь не река Иордан.
Место крещения Иисуса Христа тем не менее окружено остатками византийских построек, восходящих к шестому веку, а также множеством фундаментов древних церквей.
С две тысячи пятнадцатого года Аль-Махтас вместе с Каср аль-Яхудом включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и сюда тоже устремляются паломники — ведь это место, наряду с Базиликой Рождества Христова в Вифлееме и Храмом Гроба Господня в Иерусалиме входит в Святую троицу паломнических мест христиан всего мира.