Древний Константинополь – в далеком прошлом Византий, ныне Стамбул — лежит на берегах пролива Босфор, разделяющего Европу и Азию, или как говорили в старину – «при устье Понта», то есть Черного моря. Название пролива переводится с древнегреческого как «Коровий брод»: по преданию, через этот пролив переправилась Ио – возлюбленная Зевса, превращенная в корову ревнивой богиней Герой. Центр Стамбула, а точнее, его исторические районы, и прежде всего район Султанахмет, является вместилищем целого созвездия уникальных архитектурных памятников и достопримечательностей Турции и включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Достопримечательности Стамбула можно осмотреть, приобретя круиз из Сочи, где можно остановиться в отеле Адлера с бассейном и подогревом Грейс Калифорния.
От Константинополя до Стамбула
По свидетельствам античных историков, Византий был основан выходцами из Мегары – греческого города на Коринфском перешейке. Дату этого события называют разную – от 660 до 657 г. до н. э. Благоприятные природные условия и выгодное местоположение позволили Византию стать одной из наиболее значительных греческих колоний. Однако звездный час города наступил только девять столетий спустя. Его значение резко возросло в эпоху римских завоеваний, когда город стал настоящим мостом между западными и восточными провинциями империи. В 330 г. император Константин перенес сюда столицу Римской империи и нарек город Новым Римом. Через несколько лет он был переименован в Константинополь – «город Константина», а в 395 г. Римская империя разделилась на Западную империю со столицей в Риме и Восточную со столицей в Константинополе.
Столица Восточной империи на Босфоре ничем не должна была уступать старой столице на Тибре. Еще при жизни ее «второго основателя» – императора Константина – здесь было сооружено около 30 великолепных дворцов и храмов, около 4 тысяч домов, цирк, два театра, более 150 бань, примерно столько же хлебопекарен, восемь акведуков и ипподром. В 1-й пол. V в. по приказу императора Феодосия были возведены мощные крепостные стены.
Наивысшего расцвета Константинополь достиг в VI в., при императоре Юстиниане. Именно тогда город украсили храм Св. Софии, Большой императорский дворец, конная статуя императора Юстиниана и другие архитектурные памятники.
В 1204 г. Константинополь был захвачен крестоносцами и жестоко разграблен. Короткое (1261–1453) возрождение Византии было омрачено предчувствием скорой гибели империи. Ни само государство, ни его столица так и не смогли вернуть былого могущества. Уже за несколько лет до турецкого завоевания Константинополь представлял собой лишь тень прежнего величия.
29 мая 1453 г. турки штурмом взяли город. «Второй Рим», переименованный в Стамбул (Истанбул), стал столицей Османской империи. На протяжении многих веков турецкие султаны всячески украшали и благоустраивали свою резиденцию. Сегодня в мире вряд ли найдется город, который может соперничать со Стамбулом по количеству исторических памятников разных эпох.
Архитектурные памятники Стамбула: Обелиски и цистерны
Один из самых древних памятников Константинополя – колонна Готов, установленная почти на самой оконечности Босфорского мыса, в саду бывшего султанского дворца. По преданию, эта колонна воздвигнута в память о победах над готами, и когда-то ее увенчивала статуя легендарного основателя города Византа.
Еще при жизни Константина Великого в столицу Восточной империи начали свозить замечательные произведения античного искусства. Так на площади ипподрома (ныне площадь Атмейдан) появилась знаменитая Змеиная колонна, привезенная из Дельф, которая когда-то являлась подножием золотого треножника в храме.
Обелиск Феодосия Великого, возвышающийся на площади Атмейдан, был привезен в Константинополь из Египта в 390 г. при императоре Феодосии и установлен в центре ипподрома в память о победе Феодосия над соперником Максимином.
На улице Диван-Йолу высится колонна императора Константина. Она была привезена из Рима. Когда-то колонну увенчивала фигура Аполлона, но Константин Великий установил вместо нее свою собственную статую, что должно было символизировать победу христианства над язычеством. По преданию, в основании колонны были замурованы щит и меч Константина.
Следуя традициям Римской империи, византийцы сооружали водопроводы и резервуары питьевой воды. Акведук Валента сегодня является одной из самых древних византийских построек, сохранившихся в Стамбуле. Его строительство было начато во II в., при императоре Адриане, и закончено при императоре Валенте (364–378). Когда-то этот двухъярусный арочный акведук тянулся из одного конца города до другого, возвышаясь над домами и улицами. Его сохранившийся участок имеет длину 625 м и состоит из двух ярусов полукруглых арок высотой около 23 м.
Частые осады, которым подвергался город, и отсутствие на его территории природных источников питьевой воды потребовали сооружения подземных резервуаров для воды – цистерн. Это были сложные инженерные сооружения, обладающие при этом несомненными архитектурными достоинствами. Одно из сооружений подобного рода, цистерна Филоксена, считалась вторым после храма Св. Софии чудом средневекового Константинополя.
Турки называют ее «Тысяча и одна колонна» – «Бин бир дирек». Цистерна была сооружена в 528 г. и названа именем сенатора Филоксена, по инициативе которого ее построили. Она имеет 60 м в длину 50 м в ширину и углублена в землю на 15 м. Цистерна выглядит как зал огромного дворца: арки, на которые опирается перекрытие этого подземного водохранилища, поддерживаются пятнадцатью рядами колонн с мраморными капителями.
Цистерна Базилики находится рядом со всемирно известным собором Св. Софии. Он был построен в правление императора Юстиниана, который желал видеть в своей столице храм, который превзошел бы величием и роскошью все, когда-либо построенное в мире. Главными строителями храма хроники называют Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. В подчинении у Исидора и Анфимия работало еще сто архитекторов.
Айя-София, собор Святой Софии
Над строительством Айя-Софии ежедневно трудилось около 10 тысяч рабочих. Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни, из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Из Рима были привезены колонны из порфира, из Эфеса – колонны из зеленого мрамора. Другие колонны и мрамор, использованные в соборе, были взяты из прочих древних городов Сирии и Анатолии, таких как Аспендос, Баальбек и Тарса. Строительство храма продолжалось пять лет – с 532 по 537 г.
Когда оно окончилось, мир был ошеломлен: по словам Прокопия Кесарийского, «этот храм царил над городом, как корабль над волнами моря». Казалось, что купол Св. Софии «покоится не на камнях, а спущен на золотой цепи с высоты небес». Входящий в него чувствовал, что это «не создание людского могущества и искусства, но скорее дело самого божества», и душа молящегося в храме чувствовала, что «Бог здесь, близко от нее, и что ему нравится этот дом, который он сам избрал для себя».
Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен, его главный строитель воскликнул: «Я превзошел тебя, Соломон!».
Храм, построенный по типу трехнефной базилики, увенчивает огромный купол, возведенный на «парусах» — треугольных изогнутых сводах, опирающихся на четыре мощных столба. 107 колонн из малахита и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Длина храма составляет 81 м, ширина — 72 м, высота — 55 м, а диаметр купола превышает 31 м. Сложная система полукуполов придает собору стройное единство.
Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветного мрамора. Вместо иконостаса в нем были установлены двенадцать серебряных колонн с золотыми капителями. Эти колонны служили основанием для икон.
Совершенно уникальным произведением искусства являлся престол в алтаре: он был изготовлен из литых золотых досок на золотых столпах, а верхняя его часть была сделана из разных металлов и сплавов, перемешанных с разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями, так что поверхность престола имела 72 разных цвета и оттенка. Вокруг престола полукругом располагались колонны из яшмы и порфира.
Сорок окон, прорезанных в барабане купола, заливали украшенное мозаиками внутреннее пространство храма. Когда солнце заходило, Святая София освещалась серебряными паникадилами, лампами в виде кораблей, канделябрами в виде деревьев, «огни которых казались цветками». Во мраке густой южной ночи храм, озаряя все вокруг подобно грандиозному пожару, возвещал мореплавателям о близости столицы византийских императоров.
Захватив Константинополь, турецкий султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) приказал превратить этот христианский храм в мечеть. Крест с купола Св. Софии был заменен на полумесяц, к церкви пристроили минареты. В царствование султана Селима II к внешним стенам храма пристроили грубые контрфорсы, совершенно изменившие первоначальные формы здания. В специальной пристройке к храму была устроена султанская усыпальница – здесь погребены султаны Мурад III, Селим I, Мехмед III, Мустафа I.
Восстановление интерьеров Св. Софии началось в 1932 г. А в 1934 г. мечеть в храме Св. Софии была упразднена и вместо нее был открыт музей, где можно видеть расчищенные мозаичные образы Богоматери с Младенцем, Христа-Пантократора и другие многочисленные шедевры византийских мастеров.
Из необычных достопримечательностей Айя-Софии можно выделить также могильную плиту Энрико Дандоло, одного из великих дожей Венеции, который командовал 4 крестовым походом и умер в Стамбуле в 1205 году в возрасте 97 лет. На хорах храма Святой Софии сохранилась только надгробная плита. По одним данным, когда османы взяли Константинополь, то они достали останки Энрико Дандоло и бросили их собакам; по другим данным – после освобождения Константинополя от латинян в 1261 г. горожане выбросили останки дожа в Мраморное море.
Также внимательный путешественник может заметить на одном из перил в верхней галерее рунические надписи, датированные 9 веком, принадлежащие викингам. На одной из них написано «Хальвдан был здесь», что-то вроде нашего «здесь был Вася». Викинги (варяги) были частью византийского императорского гвардейского полка на протяжении 200 лет.
Другие христианские памятники Стамбула
В Стамбуле можно увидеть и множество других выдающихся построек византийской эпохи. Церковь Сергия и Вакха – самый ранний из сохранившихся храмов Константинополя, построенный около 525–527 гг. по заказу императора Юстиниана. Турки называют его Кючюк Айя-Софья – Малая София – из-за некоторого сходства с обликом храма Св. Софии; существует гипотеза, что его строителями были знаменитые создатели Большой Софии – Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.
Церковь Св. Ирины (532 г.) расположена на холме, где когда-то был заложен античный Византий. После турецкого завоевания она долгое время использовалась как арсенал, а затем в ней был устроен военный музей. Здесь, в частности, хранились сабля завоевателя Константинополя султана Мехмеда II и цепь, некогда запиравшая вход в бухту Золотой Рог. Перед церковью установлено множество старинных пушек, захваченных турками в различных сражениях. Здесь же находятся саркофаги из порфира, в которых были погребены византийские императоры Константин Великий, Юлиан, Феодосий, Аркадий и др.
Церковь Пантократора (Вседержителя) была построена в 1124 г. на средства императрицы Ирины, жены императора Иоанна II Комнина. Когда-то это была одна из самых красивых и известных церквей Константинополя. Некогда в церкви хранился камень, на котором тело Иисуса Христа, по снятии с креста, было обвито плащаницею. Этот камень перевез из Эфеса в Константинополь император Мануил Комнин. Церковь Пантократора (сегодня турки называют ее «Зейрек джамиси») являлась усыпальницей многих византийских императоров и членов их семей. Часть саркофагов позднее была перенесена отсюда во двор церкви Св. Ирины.
Церковь Хора (турки называют ее «Кахрие Джами» – «Мечеть победы») славится своими мозаиками и фресками – признанными шедеврами мирового значения.
Сулейманийе, мечеть султана Сулеймана
Эпоха османского владычества добавила к облику Стамбула-Константинополя множество архитектурных щедевров. В их числе – всемирно известная мечеть султана Сулеймана (Сулейманийе). Она была построена в 1555–1566 гг. великим турецким зодчим Ходжой Мимар Синаном (1489–1578) в качестве личной мечети султана Сулеймана I Великолепного.
По размерам мечеть Сулейманийе приближается к своей знаменитой предшественнице, собору Святой Софии: высота купола — 53 м, диаметр — 26,5 м. В плане это прямоугольник размером 69 x 63 м. Высота здания от пола до вершины купола — 71 м.
Занимая вершину холма, господствующего над Золотым Рогом, она по справедливости считается лучшим украшением города. Во внешнем дворе мечети (его длина составляет 190 м, а ширина — 130 м) растут гигантские вековые платаны и кипарисы. По углам двора возвышаются четыре минарета. Это особенность мечети Сулейманийе: она стала первой стамбульской мечетью с четырьмя минаретами. По преданию, они возведены в знак того, что Сулейман был четвертым султаном после завоевания турками Константинополя. Десять балконов на минаретах символизируют другое число: Сулейман был десятым султаном с момента образования Османской империи.
Во внутренний двор ведут трое больших деревянных дверей, покрытых резьбой с перламутровыми вставками. Внутренний двор мечети, выложенный мраморными плитами, окружает галерея с 24 колоннами и стрельчатыми арками из белого и розового мрамора. Две колонны, обрамляющие вход в мечеть, высечены из красного порфира, десять колонн — из белого мрамора, а остальные двенадцать — из розового гранита. Все колонны увенчаны изящными капителями из резного мрамора. В центре двора расположен фонтан для омовений.
Внутреннее пространство мечети поражает своими размерами. Стены украшены орнаментом и изречениями из Корана. В окнах горят цветные витражи. Мраморный михраб обрамляют большие майоликовые розетки с белой арабской вязью на синем фоне. Минбар — кафедра для проповедника — так же как и михраб, изготовлен из резного мрамора и напоминает скорее искусно сплетенные кружева, чем холодный камень. Надписи из Корана на стенах мечети выполнены каллиграфом Хасаном из Карахисара, а витражи изготовлены мастером Ибрагимом, по прозвищу Серхош («Пьяница»).
Купол мечети покоится на четырех квадратных массивных столбах, между которыми установлены четыре гранитные колонны, увенчанные белыми мраморными капителями. Высота колонн — около 29 м, диаметр у основания — 4 м.
В саду за мечетью располагается кладбище, где находится мавзолей султана Сулеймана I Великолепного, также построенный по проекту Синана. На этом же кладбище погребены султаны Сулейман II и Ахмед II, а также легендарная Роксолана — жена Сулеймана I.
Мавзолей окружает крытая галерея с 29 тонкими, изящными колоннами. Купол опирается на восемь мраморных и порфировых колонн и расписан узорами, сплетающимися в сплошную изящную сетку.
Голубая мечеть Ахмедийе, мечеть султана Ахмеда
Голубая мечеть в Стамбуле была построена в 1609-1616 годах в период правления султана Ахмеда I. Считается одним из самых выдающихся образцов как исламской, так и мировой архитектуры. Находится величественное сооружение в исторической части города недалеко от собора Святой Софии. Используется в качестве действующей мечети. Голубая мечеть в Стамбуле стала символом турецкой столицы. Ее минареты и огромный купол возвышаются над Босфором, во многом определяя силуэт древнего города. Огромная и вместе с тем грациозная, окруженная шестью минаретами, она кажется легкой и изящной и считается одной из самых красивых мечетей города.
Строительству мечети предшествовали неудачные войны, в результате которых авторитет Османской империи заметно упал. В мусульманском мире пошли разговоры, что виной всему гнев Аллаха. За последние 40 лет не было построено ни одной мечети, и Ахмед I решил задобрить Всевышнего. Он решил возвести величественное сооружение, которое бы искупило грехи всех турецких султанов.
Так как войны были неудачными, то и государственная казна не пополнялась. Поэтому османский владыка выделил деньги на строительные работы из собственной сокровищницы. Все организационные и строительные мероприятия тщательно записали, и получилось 6 томов. В настоящее время они хранятся во дворце Топкапы в библиотеке.
Строительную конструкцию возвели на месте дворца византийских императоров. Для этого использовали уже имеющийся фундамент. Были также разрушены ближайшие здания и зрительские места Ипподрома.
Главным архитектором строительных работ стал Седефкар Мехмет. Он происходи из янычар и приглянулся известному архитектору Синану. Тот сделал толкового молодого человека своим учеником. А ученик, набравшись опыта, решил превзойти учителя, воплотив в жизнь великий архитектурный шедевр.
Длина сооружения составляет 73 метра. Ширина равна 65 метрам. Высота купола достигает 43 метров. Внутренний диаметр купола равен 23,5 метров. Помимо главного купола имеется 8 вторичных куполов и 6 минаретов. Высота минарета составляет 64 метра.
Данная конструкция является кульминацией 200-летнего развития строительства османских мечетей. Она включает в себя не только традиционную исламскую архитектуру, но и некоторые элементы византийского зодчества.
Своё название Голубая мечеть в Стамбуле получила за счёт голубых и белых изразцов ручной работы. Применялись они в декорации интерьера. Главный купол накрывает центральный зал, размеры которого составляют 53 на 51 метр. Его поддерживают 4 колонны диаметром 5 метров. Все купола расписаны цитатами из Корана. Пол устлан коврами.
Дневной свет попадает в помещение через 260 окон. Второстепенные купола имеют по 14 окон, а главный 28, при этом 4 из них слепые. Вначале использовалось цветное стекло из Венеции. Но в настоящее время, практически, все стёкла заменены современными без художественной отделки.
Наиболее важным элементом является михраб (молитвенная ниша). Выполнен он из цельного куска мрамора и окружён множеством окон. Смежные стены выложены керамической плиткой. Справа от михраба находится амвон или минбар. Это место, на котором имам читает полуденные молитвы в полдень по пятницам и по праздникам. При этом акустика идеальная.
Султанская ложа располагается в юго-восточном углу здания на верхней галерее. Поддерживается она десятью мраморными колоннами и имеет свой михраб. Раньше он был украшен нефритом и позолотой. Многие лампы внутри когда-то были покрыты золотом и драгоценными камнями. Все эти украшения были либо украдены, либо удалены и спрятаны.
В западной части молитвенного комплекса имеется особый вход, перегороженный цепью. Через него во двор мечети мог въезжать на коне только султан. От земли цепь натягивали на такой высоте, чтобы владыка мог под ней проехать, опустив голову. Это был символичный жест, показывающий, что султан ниже Аллаха и кланяется ему.
Мечеть представляет собой не отдельное здание, а целый архитектурный комплекс. В него входят караван-сарай, медрес, больница, помещения для приготовления пищи. В XIX веке больницу и караван-сарай разрушили.
Минаретов насчитывается 6. За это мусульманский мир подверг султана жёсткой критике, так как такое количество минаретов имела только главная мечеть Аль-Харам в Мекке. Ахмед I решил эту проблему, приказав возвести 7-й минарет в Мекке.
Четыре минарета стоят по углам Голубой мечети. Каждый из них имеет по 3 балкона. Два минарета расположены в конце площади и имеют по 2 балкона. Рядом с мечетью находится мавзолей. В нём покоятся останки султана Ахмеда I.
Дворец Топкапы, резиденция султанов
Дворец Топкапы, расположенный в стамбульском районе Султанахмет на мысе Сарайбурну, некогда являлся главным дворцом Османской империи и поныне не утратил своего величия. С момента основания дворец имел другое имя — Сара-и-Джедиде-и-Амире, но затем название изменили. Топкапы на русский язык переводится как «пушечные ворота», это главные ворота дворца, имеющие пушечные сооружения для охраны. Еще из пушек стреляли всякий раз, как только султан покидал свою резиденцию.
План дворца Топкапы выглядит довольно своеобразно. Комплекс устроен по принципу разделенных 4 дворов, которые имеют протяженность по пять километров и окружены стеной. В первом дворе расположены служебные и подсобные помещения, во втором – канцелярия и казна. В третьем размещены внутренние покои и султанский гарем. Мечеть Софа, павильоны, башня, гардеробная – расположены в четвертом дворе. Сам дворец раскинулся на семьсот тысяч квадратных метров. В былые времена во дворце работало около пяти тысяч человек обслуживающего персонала.
Дворец Топкапы — поистине удивительный памятник, буквально дышащий духом того времени. Сложно просто представить, но около 55 тонн золота и серебра использованы для украшения интерьеров дворца. А замечательная коллекция картин не останется без внимания ценителей живописи. К тому же здесь собрано около двенадцати тысяч изделий фарфора, в том числе представлены экспонаты из белого фарфора, которому нет аналогов в Европе.
Среди экспонатов троны султанов, изготовленные из ценнейших пород дерева и украшенные драгоценными камнями, слоновой костью, золотом. Многочисленные украшения правителей и их женщин без преувеличения являются шедеврами ювелирной работы. Больше оставили только Романовы и Габсбурги. Помимо золота и бриллиантов здесь находятся Моисеев посох, меч Давида, жаровня Авраама, мощи Иоанна Крестителя.
Дворец султанов Топкапы имеет также роскошные парки, украшенные фонтанами и террасами. Даже искушенных туристов этот замечательный комплекс поражает своим величием и убранством. Здесь собрано огромное множество экспонатов. И лишь их малая часть, около 65 тыс. экземпляров, доступны для обозрения посетителей.
Едикуле, Семибашенный замок Стамбула
Оборонительные стены, опоясывавшие Константинополь, являлись подлинным чудом крепостного зодчества. На протяжении многих веков они выдерживали многочисленные нападения и осады. До наших дней от них дошли только руины. Но и сегодня остатки этих могучих оборонительных сооружений поражают своими размерами и искусством строивших их мастеров.
Одним из самых известных константинопольских фортов, входивших в систему оборонительных укреплений города, является знаменитый Семибашенный замок, «Константинопольская Бастилия». Во время штурма Константинополя в 1453 г. эта крепость была почти полностью разрушена. Турки восстановили ее, сохранив четыре башни из семи, но старое название, Семибашенный замок, за крепостью сохранилось – правда, теперь уже в турецком звучании: Едикуле.
Галатская башня
Галатская башня служила для наблюдения за пожарами в городе (поэтому ее еще называли «Большой пожарной башней»), а также за судами, появлявшимися в водах Босфора. Башня была построена в V в., но потом была заброшена и частично разрешена. После того как в XIII в. византийские императоры предоставили генуэзцам право поселиться на северной стороне Золотого Рога, ее восстановили, надстроили и башня получила название Галатской – по названию константинопольского пригорода Галата.
Башня расположена на берегу бухты Золотой Рог, приблизительно в 100 м от уреза воды. Ее высота сегодня составляет 68 м. С вершины башни открывается прекрасная панорама Золотого Рога и Стамбула.
Турция, карта Стамбула