Хойан — город в Центральном Вьетнаме и порт на Южно-Китайском море, самый известный во Вьетнаме город-музей, где экспонатами стали сотни его зданий. Сначала тут была простая рыбацкая деревня, пока не был проложен морской Великий шелковый путь и не оказалось, что Хойан стоит в одном из самых важных его мест. Город наполнился многоязыкой толпой торговцев, матросов и корабелов. В нем выросли дома и храмы, склады и верфи. Со временем гавань заросла илом, а город стал исторической достопримечательностью.
Сам Хойан никогда не славился как место производства шелка, но без его услуг морской Великий шелковый путь не обошелся бы.
Город находится на северо-востоке провинции Куангнам. Он расположился в устье реки Тхубон: большая часть зданий стоит на северном берегу реки, в месте ее впадения в Южно-Китайское море. Очертания побережья в этом месте меняется благодаря речным наносам, образуются песчаные отмели и лагуны. В сентябре и октябре на город обрушиваются тайфуны, сопровождающиеся ливнями и наводнениями; катастрофическим было наводнение 1964 г.
Частью города являются острова в устье реки Тхубон, а также Тямские острова в море, в 15 км от берега. Вся территория архипелага — место гнездовий птиц и территория биосферного заповедника ЮНЕСКО с участками мангровых и влажных тропических лесов.
Хойан, история древнего города
Археологические исследования показали, что первые поселения на месте современного Хойана существовали еще в III в. до н. э., в период культуры Сахюинь (200 г. до н. э. — 200 г.). А Тямские острова были заселены еще раньше — свыше 3 тыс. лет назад.
Во II-Х вв. этот район являлся центром государства Тямпа (Чампа). Тямы приняли индуизм как государственную религию и стали использовать санскрит как язык религиозных церемоний. Хойан уже был довольно оживленным торговым портом, располагавшимся около древней столицы тямов — города Симхапур (Чакьеу). Хойан, тогда именовавшийся Ламапфо, был гораздо крупнее столицы и служил важным транзитным пунктом на торговом пути между южным Китаем и Восточной Индией.
В IX-Х вв., в период наивысшего подъема государства Тямпа, его правители сумели добиться включения Хойана в морской Великий шелковый путь. Город разбогател на услугах, снабжая проходящие суда пресной водой, провизией и снаряжением. Его суда перевозили товары между Китаем и Индией, в основном шелк, пряности, фарфор, слоновую кость, золото, или занимались пиратством, что в те времена считалось вполне достойным занятием.
От тямского периода в городе сохранились остатки зданий, колодцы, руины храма в деревне Камтхань, каменные статуи танцующего Гандхары и бога удачи Куберы.
Развитию города способствовало его местонахождение. Корабли, что входили в порт с попутным ветром, потом еще два месяца ожидали, когда муссон задует в обратном направлении. Поэтому в Хойане выросли кварталы торговцев и матросов, склады, постоялые дворы и храмы. В X-XV вв. Хойан стал крупнейшим портом государства Тямпа.
Беда пришла, когда устье реки Тхубон начало заносить песком. И Хойану пришлось уступить право быть главным портом соседнему Данангу.
В XV в. вьеты проводили политику интенсивного заселения этих земель, и, когда их стало очень много, тямы были вынуждены им покориться. Вьеты были рисоводами, рыбаками и ремесленниками. О том времени напоминают существующие с той эпохи деревни — гончаров Тханьха и резчиков по дереву Кимбонг.
В 1535 г. Хойан посетил первый европеец—португальский капитан Антонио де Фариа. К концу XVI в. правители центрального Вьетнама заметно расширили порт и вернули жизнь в Хойан. В 1617 г. здесь появились англичане, а в 1624 г. — французы.
Процветанию порта помог запрет Китая на прямой экспорт отдельных товаров в Японию. В XVII—XVIII вв. японцы обходили запрет, совершая закупки в Хойане.
Уникальность Хойана в том, что он представляет собой редкий пример вьетнамского города доколониальной эпохи, сохранившегося почти неизменным до наших дней, что в целом несвойственно для этой страны. Прекрасно сохранилась историческая часть города, где масса извилистых улиц и домов-магазинов в китайском стиле.
Хойан, архитектура и достопримечательности
Еще в конце XVI в. в городе существовали китайская и японская фактории, разделенные каналом, через который японцы в 1593 г. перебросили мост. Это уникальное 18-метровое деревянное сооружение, именуемое Кау Нхат Бан, или Японский крытый мост, стоит в городе и поныне, он — символ Хойана и даже изображен на городском гербе.
А вот самим японцам спустя 40 лет пришлось покинуть Хойан и вернуться обратно в Японию. Стремясь ограничить влияние владевших огромными богатствами торговцев, японский сегунат разрешил заниматься внешней торговлей только нескольким торговым объединениям. Всем остальным было запрещено торговать вообще.
Частью порта были и Тямские острова, которые использовались для перевалки грузов на материк, в Хойан. На них сохранились построенные на средства торговцев пагода Хайтанг и святилище Тханйеншао, а также серия плотин и водоемов, орошавших рисовые террасы.
А самый древний действующий храм Хойана — Куан Конг, построенный китайцами в 1653 г.
В городе было множество китайских общин, объединявших разные города и провинции Китая. Каждая обзаводилась собственным домом и залом собраний, где находился храм. Самый большой из пяти сохранившихся в городе залов — Фук Киен, а при нем — храм в честь богини Тхьен Хау, построенный в китайском стиле в конце XVII в.
Богиня моря Тхьен Хау охраняет моряков в путешествии. Согласно легенде, китайцы решили построить этот храм, когда нашли статую богини моря Мацзу на пляже Хойана в 1697 г. В храме также почитают богиню Тхуан Фонг Нхи, способную слышать корабли, находящиеся на расстоянии в тысячи миль, и богиню Тхьен Лу Нхань, способную видеть корабли так же далеко.
Рядом с Японским мостом стоит не менее впечатляющий Дом собраний Кантонского землячества второй половины XIX в.
С давних времен сохранилась традиция красить стены домов в Хойане по большей части в ярко-желтый цвет или использовать самые неожиданные сочетания желто-голубого.
В начале XIX в. французы получили исключительные торговые преференции в порту Дананга, и торговля через Хойан остановилась. Что, однако, позволило сохранить в целости историческую застройку: у жителей не было денег на перестройку. Во время Вьетнамской войны 1959-1975 гг. в окрестностях Хойана шли тяжелые многодневные бои, но сам город сильно не пострадал, так как в нем не было стратегических объектов.
В 1985 г. старый город Хойана был объявлен объектом национального культурного наследия, а в 1999 г. внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, так как является примером довольно хорошо сохранившегося торгового порта Юго-Восточной Азии, в планировке улиц и внешнем виде зданий которого отразилось местное и иностранное влияние на архитектуру и быт доколониального Вьетнама.
Ежегодно в Хойане проводится праздник фонарей. Вечером по реке пускают фонарики разного цвета и вида, похожие на карпов, взлетающих драконов, фениксов и «золотых» буйволов, выплывающих в потоке света посреди реки.