Япония – самобытная и загадочная страна, в которой древние самурайские обычаи прекрасно уживаются с лучшими в мире достижениями высоких технологий в промышленности, медицине, культуре и образовании. Здесь свято чтят вековые обычаи и традиции, трепетно относятся к архитектурным памятникам прошлого, каким является Замок Химэдзи — Замок Белой Цапли. Это бесценное достояние не только Японии, но и всего мира (замок включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО) сохранило свой первоначальный вид, пережив века, войны, землетрясения, цунами и продолжает радовать не только жителей страны восходящего солнца, но и многочисленных туристов-иностранцев своим неповторимо прекрасным видом. Химэдзи без преувеличения является самым посещаемым замком в Японии.
История замка Химэдзи
Строительство древнейшего архитектурного шедевра в качестве защитно-оборонительной крепости началось в 30-х годах 14 века. За 13 лет было возведен высокий, мощный фундамент из прочного камня, множество бойниц, жилых помещений и прочих атрибутов крепостного сооружения. Расположили замок у подножия горы Химэ: это красивое и выгодное с точки зрения стратегии обороны место выбрал глава рода Акамацу. Но долго владеть крепостью этому роду не пришлось, Японию раздирали гражданские войны, и замок переходил от одних самураев к другим.
В результате в довольно разрушенном виде в конце 16 века он перешел во владение семейного клана дайме (генерала) Тоетоми Хидэеси, который дал вторую жизнь уникальному замку. Легенда гласит, что, когда у могущественного военачальника закончились камни при строительстве главной башни, одна старушка-вдова принесла ему свой ручной каменный жернов, хотя это была самая нужная в хозяйстве вещь. Об этом узнали все люди в округе и, вдохновленные поступком женщины, потянулись к Химэдзи, неся с собой камни.
За период с 1601 по 1618 г.г. замок приобрел внешний вид, который сейчас все имеют счастье его созерцать. При Тоетоми было выстроено 30 башен значительно расширившегося замка. Замок вырос в высоту: на массивном каменном постаменте, в стене которого можно увидеть тот самый жернов вдовы, над скромными вспомогательными башенками на фантастические для XVII века 45 метров вознеслась семиярусная главная башня – тэнсю. Все семь ярусов башни имели надежные защитные сооружения, внешне выглядевшие изящно и элегантно. Стены зданий были выкрашены известью в белый цвет, которая не только придавала крепости нарядный вид, но и предохраняла строения от пожара.
Еще 20 башен, крепостные стены, дозорные башенки добавил другой клан самурая Тэрумаса. Вокруг построек был создан внушительных размеров сад в виде лабиринта с огромным количеством тупиков. Если бы и нашлись безумцы, желающие подобраться к главе клана, то им предстояло бы часами метаться под обстрелом тех, кто скрывался в главной башне. В крепостных стенах зловеще зияли амбразуры: узкие и высокие – для лучников, более широкие, квадратной или круглой формы – для воинов с мушкетами. Удивительное дело: такое передовое в военном отношении сооружение достроили как раз ко времени перемирия, которое, к счастью, так и не сменилось новой вспышкой военной активности в этой части страны.
Замок Белой Цапли как памятник архитектуры
С наступлением мира у подножия крепости за 200 лет вырос новый город Химэдзи. Замок, почти ни разу не послуживший после перестройки оборонительным сооружением, в 1871 году был изъят у прежних владельцев и продан за смешную сумму – 23 иены. Сейчас это великолепное сооружение, плод многолетнего труда древних самураев – гордость японцев, восхищающий всех, кто его видит.
По всем канонам площадь вокруг главной башни – хонмару – была важнее прочих. От нее кругами расходились остальные зоны – ниномару (второй двор), санномару (третий двор), дворы, ориентированные по сторонам света, – южный, восточный, северный и западный.
В Химэдзи хонмару служила местом важных собраний, когда, к примеру, нужно было принимать политические решения. В ниномару, санномару, нисиномару (западном дворе) нашлось место для многочисленной родни и домочадцев владельца замка.
Замковый комплекс Химэдзи насчитывает 83 здания, практически все они возведены из дерева. Внутреннее пространство – настоящий лабиринт всевозможных переходов. На территории замка много информационных указателей, но все равно немало посетителей теряют представление о том, как ориентироваться в этой путанице. В юго-восточном углу замка можно увидеть харакири-мару – место, где самурай при необходимости должен был совершить обряд сэппуку. Если верить историкам, на протяжении всей истории Химэдзи его обитателям везло, и никто не лишил себя здесь жизни. И поныне Замок Белой Цапли гордо возвышается над окрестностями одноименного города.
Конечно, немало было в нем проведено косметических реставраций внутренних интерьеров, велась кропотливая работа по воссозданию раритетов самурайских эпох: замок по сути является художественно-исторической летописью тех далеких времен. Чудные настенные панно, экзотические самурайские одеяния – яркие иллюстрации жизни и быта мужественных воинов, отражение исторической значимости бывших владельцев замка в становлении государства.
Замок Химэдзи как источник вдохновения
В апреле, когда вокруг Химэдзи зацветают бело-розовыми облаками деревья сакуры, тысячи туристов приезжают смотреть это чудесное явление природы и необыкновенное творение рук человеческих, которое по своей красоте не уступает цветущим сакурам. Не случайно остроумный народ назвал замок Белой Цаплей: его белые стены, окантованные изящными разделительными линиями ярусов, похожими на оперения, действительно, напоминают взмывающую ввысь птицу. Высокий цоколь дополняет впечатление длинных ног цапли. Божественно красив великолепный символ самурайской эпохи на фоне синего неба, он кажется произведением ювелирного искусства, выполненного с филигранной точностью и нисколько издали не напоминает оборонительную крепость.
Это архитектурное сокровище не раз демонстрировалось в популярных мировых кинолентах «Тень воина», «Последний самурай», «Живешь только дважды» и других. Японцы любят свою «Белую Цаплю», бережно ухаживают за ней, тщательно следят за состоянием всех зданий комплекса, проводят регулярные реставрации неповторимого объекта японской старины.