До 22 марта 1945 года немецкий город Хильдесхайм, расположенный в земле Нижняя Саксония, в 28 км к юго-востоку от Ганновера, славился своим колоритным обликом и многочисленными памятниками архитектуры, создававшимися на протяжении девяти столетий. Но для того чтобы уничтожить эти сокровища человеческой культуры, англо-американским бомбардировщикам понадобилось менее 20 минут. Старый город был обращен в пепел, и только закопченные обломки стен древнего кафедрального собора высились посреди груд битого кирпича и щебня…
Датой основания Хильдесхайма считается 815 год. По преданию, король Людовик Благочестивый потерял на охоте свой реликварий, но чудесным образом обрел его на розовом кусте, росшем посреди леса. В память об этом событии король повелел построить возле куста часовню во имя Девы Марии. Самое любопытное, что этот розовый куст, а точнее его далекий потомок, до сих пор растет у апсид Хильдесхаймского собора. Он пережил даже страшную бомбардировку 1945 года.
История собора в Хильдесхайме берет свое начало от той часовни, что построил Людовик Благочестивый возле розового куста. В 851—872 годах на ее месте был сооружен новый храм, реконструированный в XI столетии. И хотя со временем его облик неоднократно менялся, основное ядро собора сохранилось до ХХ столетия практически в неприкосновенности. Этот храм, являющийся ярким образцом романского стиля, представляет собой трехнефную базилику, прототипом которой послужила знаменитая капелла Карла Великого в Аахене.
После войны собор, как и ряд других памятников города, был воссоздан в первоначальном виде. При этом архитекторы отказались от воспроизведения элементов барокко и неоготики, исказивших облик собора в XVIII—XIX веках. Подспорьем для архитекторов стало то обстоятельство, что в эпоху Средневековья Хильдесхаймский собор послужил образцом для ряда других церковных построек Германии, в частности собора в Миндене.
Это позволило выявить и восстановить многие элементы его раннего облика. Вместе с тем реставраторам не удалось полностью избежать форм и приемов современной архитектуры и строительной техники, отчего в своем нынешнем виде собор выглядит слишком «новодельным». И все же, несмотря на катастрофические разрушения и многие невосполнимые утраты, в храме сохранился ряд ценнейших памятников Средневековья.
История Хильдесхаймского собора тесно связана с историей близлежащей церкви Святого Михаила (Санкт-Михаэль) (ок. 1010—1033 гг.). Это исключительно пропорциональное и гармоничное здание, одно из лучших произведений романской архитектуры так называемого «оттоновского периода», построено во времена епископа Бернварда, яркой и незаурядной личности, советника императора Оттона III.
С его именем связаны превращение Хильдесхайма в крупный культурный центр, реконструкция кафедрального собора, строительство и украшение ряда городских храмов. Большой знаток и поклонник искусств, Бернвард собрал вокруг себя множество талантливых мастеров. В 1015 году они изготовили для церкви Санкт-Михаэль уникальные бронзовые врата, позднее перенесенные в Хильдесхаймский собор.
Над их созданием, как полагают исследователи, работали два скульптора. Шестнадцать рельефных изображений на вратах иллюстрируют узловые сюжеты Ветхого и Нового Завета, от грехопадения Адама и Евы до искупительной жертвы Христа. Тем самым Хильдесхаймские врата являются характерной для эпохи Средневековья «Библией для неграмотных».
Фигуры, изображенные на вратах, отличаются удивительной выразительностью, экспрессией, живостью поз и движений. Хильдесхаймские врата, пережившие все невзгоды, до сих пор являются украшением собора, вошедшего вместе с церковью Святого Михаила в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Около 1022 года, приблизительно в то же время, что и врата, была отлита установленная в соборе монументальная бронзовая колонна, покрытая тянущейся по спирали лентой рельефов, изображающих различные сцены из Нового Завета. Очевидно, что образцом для нее послужила колонна императора Траяна, которая, вероятно, поразила епископа Бернварда во время его пребывания в Риме.
Привлекает внимание также монументальное полотно, размещенное на центральной панели Хильдесхаймского собора.
Из других произведений средневекового искусства, сохранившихся в соборе, выделяются статуя Девы Марии (XIII в.), большое бронзовое паникадило, крестильная купель с рельефными изображениями, отлитая из бронзы в 1230 году.
Сохранились гробница хильдесхаймского епископа Годхарда, преемника Бернварда, также немало сделавшего для города и собора (ум. в 1131 г.).
В Зале капитула, являющегося частью ансамбля, располагается музей, принадлежащий Хильдесхаймскому диоцезу (церковному округу), где хранится множество произведений прикладного искусства IX—XIII веков.
Германия, карта расположения собора в Хильдесхайме